Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером)
Уровень притязаний (УП) = 5 и выше — нереалистично высокий; УП = 3 + 4,99 — высокий; УП = 1 + 2,99 — умеренный; УП = -1,49 + 0,99 — низкий; УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний. Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремятся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным УП стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей. Примечание для экспериментатора: 1) размеры таблиц 10x3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см; 2) длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 с, а в третьем опыте — 8 с для искусственного создания ситуации неудачи. Семинарское занятие №2
Тема: «Темперамент как основа коммуникативного процесса. Графологические типологии». Ход работы 1. Осветите следующие вопросы:
1. Понятие темперамента в психологии. 2. Классификация типов темперамента. 3. Что такое проективные тесты, в чем их особенность?
2. Выполните следующие методики: 1. Методика на определение типа темперамента Айзенка. 2. Методика «Формула темперамента» ( А. Белов ). 3. Методика «Психогеометрическая типология». 4. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». 3. Подготовьте сообшение на тему: «Содержание (описание) основных категорий типа личности (внешнего вида, речи, состояния рабочего места, язык тела, характеристики поведения), соответствующие каждому типу психогеометрической типологии».
Основные понятия по теме занятия: Интровертированность – термин введен Г. Айзенком для обозначения типа личности. Интровертированность проявляется в необщительности, замкнутости, отчужденности, интересом к другим и склонности к углубленному самоанализу. Экстравертированность – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. Тип ВНД – устойчивый комплекс свойств вышей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы. Холерик - тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенностью и общей подвижностью. Сангвиник – тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью. Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. Флегматик – тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний. Рекомендуемая литература 1. Квин В. Прикладная психология. - С. П-б.: Издательство «Питер», 2000 – 560с. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. – 583 с. 3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. -М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы психологии. -688 с. 4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с. 5. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с. 6. Основы психологии. Практикум/ Рел.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576с. 7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.-Самара: "БАХАРАХ-М", 2001. - 672 с. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999 -720с. 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 672с. 10.Якунин В.А. История психологии: Учеб.пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -376 с. 11. http://mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/tipologiya-superchert-lichnosti-ili-tipologiya-g.-ayzenka.html
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |