Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рабовладельческий характер античного общества



2016-01-02 666 Обсуждений (0)
Рабовладельческий характер античного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря об античных обществах, античной демократии и культуре, никогда не следует забывать рабовладельческого характера общества древнего мира. Рабовладение наложило отпечаток на весь строй античной жизни и на мысль даже таких выдающихся людей древности, как Аристотель.

Рабы составляли основную массу трудящегося населения древнего мира; это главное отличие античных полисов от капиталистического общества, в котором главную массу трудового населения составляют свободные рабочие.

Рабовладение и использование рабской силы восходит к самым ранним векам средиземноморской культуры, но ведущим рабский способ производства становится в Греции лишь в классический период, в Афинах примерно с Солона и Клисфена. Наибольшее же распространение рабовладельческое хозяйство в средиземноморских странах получает лишь в последний македонско-эллинистический и римский периоды.

Социально-экономическая роль рабского труда зависела не только от эпохи, но также и от уровня экономического развития той или иной страны. Рабовладельческими в полном смысле обществами были общества с развитым денежно-меновым хозяйством, к числу которых принадлежали, например, Милет, Коринф, Афины. В экономически же отсталых странах рабство сохраняло патриархальный характер, как это наблюдалось, например, в Фессалии и Македонии.

Патриархальное рабство составляет необходимую ступень общественного развития всех народов, развитое же античное рабство принадлежит к социальным особенностям древнего средиземноморского мира и отчасти Востока. Что же касается рабства нового времени в южных штатах Северной Америки, то оно имело свои специфические особенности и слагалось на другой экономической основе.

Принципом рабского способа производства является применение труда рабов не только как рабочей силы, но и как орудий труда, причём в античной экономике нередко и то и другое совпадало. Ведь недаром Аристотель, выражая точку зрения своих современников, называет раба одушевлённым орудием или говорящей машиной. Человек, полагает Аристотель, не может обойтись без орудия, хотя бы только для того, чтобы обеспечить себе всё необходимое для жизни. Между этими орудиями одни являются одушевленными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное орудие труда. Без рабов можно было бы обойтись лишь в том случае, если бы каждый инструмент мог выполнить свойственную ему работу сам по данному ему приказанию или даже его предвосхищая. Если бы, например, ткацкие челноки сами ткали, а плекторы сами играли, то тогда и зодчие при постройке дома не нуждались бы в рабочих и господам не нужны были бы рабы.

Отличительным признаком рабского состояния с юридической точки зрения признавалось абсолютное бесправие раба. В принципе раб рассматривался не как личность, а как вещь. Поэтому рабовладелец мог как угодно, по собственному произволу распорядиться принадлежащим ему рабом. Единственным ограничением произвола рабовладельца, да и то не везде и не всегда, было запрещение убивать раба. По афинским законам господин не мог лишать жизни своего раба.

Раб, не признаваемой юридически правоспособной личностью, не имел даже собственного имени. Рабы имели не имя, а кличку. Часто рабы назывались по имени той страны, в которой они родились: скиф, сириец, араб, фракиец и т. д. Иногда раб получал кличку в зависимости от его физических или психических качеств, достоинств или недостатков. Не имел раб также и семьи; рабы могли находиться в сожительстве с рабынями. Рождённые от такого сожительства дети рассматривались как приплод. По желанию господина раб мог работать на свободе или закованным в кандалы. В случае неповиновения, лени, дерзости или попытки бегства раба подвергали жестоким наказаниям: били, истязали, вытягивали на блоках, отправляли на тяжёлые работы — на мельницы или в рудники, выжигали на лбу и на руках клейма и т. д.

Труд рабов в античных обществах использовался самым различным образом в зависимости от конкретных обстоятельств. Существовало много различных категорий рабов и много всевозможных разновидностей рабства. В обрабатывающей промышленности наиболее типичной формой использования труда рабов был эргастерий. Вначале это была маленькая мастерская в несколько человек, потом эта маленькая мастерская превратилась в большую и, наконец, в своего рода мануфактуру древности.

По состоянию наших источников мы очень мало знаем о рабских мастерских до Пелопоннесской войны. Большая часть исторического материала относится уже к эпохе этой войны или же к последующему времени. Эргастерий вырастал по мере расширения рынка и притока «живых машин» (рабов). Рабская промышленность начала свёртываться после того, как стал сокращаться рынок и поднялись цены на рабов.

Косвенное заключение о численности рабов-ремесленников и о важной их роли в экономике Афин можно сделать из сообщения Фукидида о том, что во время Пелопоннесской войны к спартанцам перебежало из Афин в числе 20 тысяч рабов много ремесленников. Это причинило непоправимый ущерб афинской промышленности и совершенно дезорганизовало хозяев эргастериев.

Доходность эргастериев была очень велика. По расчёту Белоха, авторитетного в вопросах античной статистики, стоимость квалифицированного раба в V—IV вв. до н. э. равнялась 100 — 150 драхмам (драхма, равнявшаяся 6 оболам, составляла около 25 копеек золотом). Ежедневный же доход, приносимый рабом, равнялся 1 оболу, что в среднем при расчёте 300 рабочих дней в году составляет 30—50 процентов покупной цены раба, включая сюда и амортизацию. Таким образом, 32 рабочих-раба, работавших в оружейной мастерской отца афинского оратора и общественного деятеля Демосфена (IV в.), приносили в год 30 мин, т. е. около 100 драхм на раба.

Из этого расчёта видно, что доход рабских мастерских был весьма значителен, с излишком покрывал как стоимость рабочей силы, так и все расходы, связанные с организацией эргастерия.

Источники указывают, что эргастерий приносили не меньший доход, чем «морская торговля», т. е. самая прибыльная статья античной коммерции.

Крупные рабские мастерские-мануфактуры достигали по античным масштабам солидных размеров (сто и более рабочих-рабов). Эргастерии же средних размеров, к числу которых принадлежали, например, две оружейные мастерские отца Демосфена в Афинах, имели по 20—30 рабов.

В таких городах мирового значения, как Афины или Коринф, эргастериев было очень много, и по характеру производимых предметов они отличались большим разнообразием. В литературных и эпиграфических памятниках упоминаются оружейные, металлургические, кроватные, ламповые, портняжные, музыкальных инструментов и другие мастерские. Рабы разбивались по специальностям и в своих отраслях достигали иногда высокого совершенства. Самое же производство оставалось мелким, без применения сложных приборов и усовершенствованных орудий труда.

Техническое оборудование эргастерия было весьма примитивно, работали самыми простыми инструментами; столь же примитивна была и, организация эргастериев.

Рабы, работавшие в эргастериях-мануфактурах, в слабой степени были связаны друг с другом производственным процессом. Таким образом, рабовладельческая мастерская представляла простую кооперацию индивидуальных производителей.

Самым сложным и самым дорогим производством античности было горное дело, доставлявшее руду для производства оружия и ремесленных инструментов. Горные работы велись весьма простыми орудиями—молот, клин, кайло и лопата исчерпывали весь арсенал горных инструментов.

Для добычи руд в земле прорубались штольни в 1 или 1 1/2 метра. В этих штольнях в страшно спёртой атмосфере, день и ночь работала армия рабов-горняков. Условия труда горнорабочих считались самыми тяжёлыми и невыносимыми из всех известных древнему миру работ.

«Те люди, которые занимаются работой в рудниках и которые приносят господам невероятные по своим размерам доходы, изнывают от своей работы в подземных шахтах и денно и нощно, и многие из них умирают от чрезмерного труда. Нет у них ни освобождения от работы, ни перерыва в ней...» (Диодор, V, 38).

 



2016-01-02 666 Обсуждений (0)
Рабовладельческий характер античного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рабовладельческий характер античного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)