Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Олигархический переворот в Афинах



2016-01-02 539 Обсуждений (0)
Олигархический переворот в Афинах 0.00 из 5.00 0 оценок




Катастрофическим положением государства воспользовались враги демократии и предприняли попытку государственного переворота с целью низвержения существующего строя.

Против демократии объединились самые различные социальные группы и люди, обозначаемые общим термином «олигархи». Все они сходились на одном — на платформе общей ненависти к господству народной массы, требуя ограничения числа полноправных граждан, введения имущественного ценза, уничтожения оплатьь государственных должностей и передачи управления в руки немногих богатых людей (олигархов).

Ядро олигархов составляли представители старых родов, поскольку таковые ещё сохранились в греческих полисах. К аристократическому ядру «благородных» примыкали все недовольные демократическим строем, безразлично, какого бы происхождения, звания и положения они ни были.

Среди афинских олигархов наибольшим влиянием пользовался софист Антифонт, первый оратор своего времени, никогда не скрывавший своих антидемократических убеждений. Из других олигархов большую роль играл Ферамен, через своего отца связанный дружбой с Периклом, и другие.

Кроме того, к олигархам примыкало много флотских и сухопутных офицеров. В известной мере олигархам сочувствовал также и Аристофан. Комедия «Всадники» была написана определённо в угоду афинским олигархам. Среди олигархов было много софистов, подтачивавших существующий строй своей критикой и проповедью индивидуализма.

Борьба между олигархами и демократами велась во всех греческих полисах, острее же всего в Афинах, центре эллинского мира. Когда демократия была сильна, олигархи открыто не осмеливались выступать с критикой существующего строя.

Организационной ячейкой, олигархов являлись товарищества, или гетерии. Гетерии были очень распространённой формой общения в античной Греции. Они являлись объединениями частного порядка, целью которых было: взаимоподдержка, культовое общение и просто собрания друзей. Своих сторонников олигархи вербовали путёхМ устной и письменной пропаганды, выступлений и памфлетов. Образцом олигархических памфлетов может служить упоминавшийся в другой связи трактат неизвестного автора («Афинская полития») об афинском государственном строе. Автор этого трактата иронически высмеивает афинские демократические порядки, говоря, что афиняне

поступают совершенно правильно, выдвигая простолюдинов на первые места и отстраняя людей благородных и просвещённых. В противном же случае, если бы во главе государства стояли люди богатые, благородные и просвещённые, то тогда не существовало бы и демократической конституции. Демократические порядки с точки зрения олигарха несовместимы ни с чем возвышенным, справедливым и честным. «Во всякой земле лучшие люди являются противниками демократии, потому что они редко допускают бесчинство и низость... Между тем как у простого народа только необразованность, недисциплинированность и низость» (Псевдоксенофонтова полития, I, 5).

В одной из глав «Истории» Фукидида передана беседа демократа Афинагора с одним из молодых приверженцев олигархии на тему о лучшей форме правления. Эта беседа интересна тем, что она вскрывает действительные замыслы и стремления олигархов, сочинявших памфлеты против демократии. «А что касается олигархии, — замечает Афинагор, — то она, по моему мнению, предоставляет массе народа участие лишь в опасностях, в выгодах же она присваивает себе лучшую долю, больше того, она берёт всё и ничего не уступает другим. Вот к чему стремятся наши вожди и вы, олигархически настроенная молодёжь. Всё же я думаю, что в большом городе подобное положение вещей не может удержаться» (Фукидид, VI, 39).

В противовес олигархическим гетериям составились также и демократические гетерии. Организация тех и других была одинакова. Гетерии клятвой обязывали своих членов защищать олигархический или демократический строй.

Первый серьёзный удар афинской демократии был нанесён государственным переворотом 411 г., произведённым олигархическими гетериями. Сицилийская катастрофа развязала языки и руки всем врагам демоса. Врагам демократии удалось провести через народное собрание новую конституцию. Были отменены раздачи и оплата государственных должностей, уничтожена «графэ параномон», охранявшая существующую конституцию; число граждан, имеющих активное и пассивное право, ограничивалось 5 тысячами человек; к ним относились лишь те, кто мог вооружиться на свой счёт.

Верховная власть по новой конституции вручалась совету четырёхсот, который должен был во всём походить на совет, существовавший в давние времена, при Солоне. В этой конституции отразились политические идеи олигархов, провозглашавших возвращение к конституции отцов. Но и эта старинная конституция изображалась крайне тенденциозно. Следы этой публицистической работы оказали влияние на те источники, какими пользовались Аристотель и Плутарх, когда они писали о ранней афинской истории. Созданный вновь совет четырёхсот правил совершенно автаркично, по собственному усмотрению, не совещаясь и даже не собирая 5 тысяч полноправных граждан.

Олигархи первым делом начали мирные г/ереговоры со Спартой, предлагая прекратить войну на условии сохранения обеими сторонами того, чем они в то время владели. Но спартанцы предложенных условий не приняли, настаивая на полном отказе Афин от владычества на море. Это было большим ударом для нового и самого по себе малоавторитетного правительства. Олигархическая конституция и совет четырёхсот просуществовали недолго. Ближайшими причинами падения совета четырёхсот послужили поражение афинян при Эретрии и отпадение Эвбеи, дававшей государственной казне доходов больше, чем вся Аттика. Кроме того, олигархический переворот вызвал большую тревогу и смятение среди флотского экипажа, стоявшего у острова Самоса.

Из Афин на Самос приходили самые ужасные известия о низвержении демократической конституции, убийствах, грабежах, отобрании земель, отмене диэт и раздач. Недовольство самосского флота вселяло в умы олигархов страх и неуверенность в своих действиях. В городе было чрезвычайно тревожно. Под впечатлением тревожных слухов, доходивших до Афин, существовавшие среди олигархов разногласия, взаимная подозрительность и недоверие усиливались.

В конечном итоге перевес взяла умеренная группа Ферамена, к которой на короткое время и перешло управление государством. Это как раз и было правление 5 тысяч, умеренная олигархия Ферамена, снискавшая похвалу Аристотеля и Фукидида. «В то время Афины, повидимому, действительно имели хорошее правление. Была война, и руководство государством принадлежало тем, кто обладал тяжёлым оружием (т. е. состоятельным людям)» (Аристотель, Афинская полития, 33), — так характеризует в «Афинской политии» конституцию Ферамена Аристотель.

 



2016-01-02 539 Обсуждений (0)
Олигархический переворот в Афинах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Олигархический переворот в Афинах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)