Предмет и метод экономической теории. Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»
Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория» 1. Предмет и метод экономической теории 2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. 3. Типы и формы собственности. 4. Сущность, место и роль государственной собственности. 5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка. 6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. 7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. 8. Рыночное равновесие и его нарушение. 9. Сущность и функции денег, их виды. 10. Товар и его свойства: полезность и цена. 11. Конкуренция: сущность и методы. 12. Антимонопольная политика государства. 13. Социально-экономическое понятие предприятия. 14. Рынок земли и его особенности. 15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. 16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала. 17. Экономические риски и неопределенность рисков 18. Основные макроэкономические показатели. 19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП. 20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики. 21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы. 22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции. 23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования. 24. Налоговая система и ее элементы. 25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы. 26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования. 27. Государственный долг. 28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита. 29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции. 30. Экономический рост: сущность, типы, факторы. 31. Социальная политика. Политика доходов и занятости. Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации» 1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации. 2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. 3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления. 4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук. 5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту. 6. Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования. 7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента. 8. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда. 9. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля. 10. Сущность и классификация мотивационных теорий. 11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления. 12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента. 13. Понятие и содержание методов менеджмента. 14. Понятие и классификация управленческих решений. 15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. 17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса. 18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации. 19. Управление процессом адаптации человека и организации. 20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта. 21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения. 22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации. 23. Понятие и характеристика основных стилей управления. 24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления. 25. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства. 26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации. 27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации. 28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия. 29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу. 30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций. 31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации. 32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения. 33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением. 34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности. 35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации. 36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы. 37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами. 38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство. 39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом. 40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров. 41. Набор, отбор и наем персонала. 42. Кадровая политика организации. 43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы. 44. Цели и функции системы управления персоналом. 45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации. 46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры. 47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией. 48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров. 49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции. 50. Оценка деятельности кадровой службы. 51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям. 52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации. 53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли. 54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара. 55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации. 56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа. 57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета. 58. Финансовый менеджмент как система управления. 59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте. 60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет. 61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования. 62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов. 63. Управление запасами предприятия и их оптимизация. 64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений. 65. Управление дебиторской задолженностью. 66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки. 67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности. 68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. 69. Виды предпринимательской деятельности.
Предмет и метод экономической теории термин "экономика": · все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.). Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется) Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода): · экономия – как набор знаний по организации хозяйства; · политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы; · экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач. В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы. В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку: · он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении; · он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим; · он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов) Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход. метод научной абстракцииОни выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений. анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении. индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить. единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное. В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |