Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



2016-01-02 344 Обсуждений (0)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Межличностные отношения в группе

 

Взаимодействие и общение людей происходит в разнообразных группах. Группа понимается как ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры композиции, уровня развития).

Человек как личность формируется в группе. Группа оказывает влияние на индивидуальность, поведение, ценностные ориентации, самосознание личности. В учебной или производственной группе складываются определенные отношения, которые влияют на процесс обучения или трудовой деятельности.

Система взаимосвязей в группе основывается на статусно-ролевых отношениях, профессионально-квалификационных характеристиках, половозрастном составе.

Положение человека в коллективе во многом определяется особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности определяется уровнем ее общительности. В сплоченных коллективах, характеризующихся близостью взглядов, оценок, ориентированных на выполнение совместной деятельности, статус личности в большей степени определяется ее деловыми и моральными качествами.

Задание 33. Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

Социометрическая методика позволяет выявить картину эмоциональных тяготений (симпатии, антипатии), структуру группы, динамику межличностных предпочтений, удовлетворенность человека общением в данной группе, уровень групповой сплоченности.

 

Цель исследования:определить особенности

межличностных отношений в группе.

 

Процедура исследования: социометрическая техника исследования построена на том, что исследуемые лица выбирают партнеров для совместной учебы или работы, совместного проведения времени и т.д. Для этого, как правило, используется прямой вопрос: «С кем бы Вы хотели учиться (работать, проводить время)?». По числу полученных выборов можно судить о популярности, эмоциональной привлекательности и положении индивида в группе. При проведении методики не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной.

 

Инструкция: «Представьте, что в будущем ваша учебная группа будет переформирована с учетом ваших пожеланий. На листке напишите, кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы. Укажите три фамилии таких товарищей. Постарайтесь отвечать искренне, самостоятельно, не советуясь друг с другом. Листки необходимо подписать».

 

Обработка результатов

При обработке данных составляется матрица. По вертикали в ней указываются фамилии всех студентов, а по горизонтали их порядковый номер по списку. На соответствующих пересечениях крестиком обозначают тех, кого выбрал каждый студент в качестве возможного члена будущей группы. Затем в таблице подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого студента (подсчет производят по вертикали).

 

Таблица 28

Социоматрица

 

 

Кого выбирает   Кто выбирает ……….
Лесных   + +   +  
Андреев +   +      
Пермяков + +     +  
Гусев + +     +  
Филиппов   + +      
………………….            
  Количество полученных выборов  
  Из них взаимных  

 

Статус каждого члена группы Si подсчитывается по формуле:

 

Si = [Ri/(N–1)] x 100 %,

 

где Ri – число полученных выборов, N – количество участников в группе. Чем выше статус, тем авторитетнее человек в группе.

 

S: 80-100 – высокий авторитет,

S: 60-80 – авторитетный,

S: 40-60 – принятый в коллективе,

S: 20-40 – срединное положение,

S: (–20) - (+20) – безразличное отношение, но без отвержения,

ниже (–20) – игнорируемый.

 
 

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе.

 

Индекс групповой сплоченности можно определить по формуле:

 
 

где SRi – сумма выборов, N – число членов группы.

 

J: 60-100 – высокая сплоченность,

J: 20-60 – хорошая сплоченность,

J: (–20) - (+20) – среднее положение коллектива,

J ниже (–20) – коллектив не сложился.



2016-01-02 344 Обсуждений (0)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)