Кейс № 2. Неолиберализм
Модель “социального рыночного хозяйства” основана на ряде принципов, которые наиболее полно были сформулированы В.Ойкеном: 1. Свободное ценообразование. 2. Стабильность денежного обращения. 3. Конкуренция без монополий. 4. Незыблемость частной собственности. 5. Экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей. 6. Экономическая роль государства. Вопросы: 1. Раскройте принципы “социального рыночного хозяйства” В.Ойкена. 2. Укажите отличие его конкуренции от: а) классической. б) институциональной. в) кейнсианской моделей. Вопросы для самоконтроля: 1. Какая категория ордолиберализма является центральной? 2. Что, с точки зрения монетаристов, представляет главную опасность для экономики? 3. На положения какой теории опираются монетаристы? 4. В чем, с точки зрения монетристов, заключается связь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства? 5. Какая концепция легла в основу выдвижения концепции “естественного уровня безработицы”? 6. Представители какой теории неолиберализма считают, что население способно предсказать последствия изменений в экономике и соответствующим образом принимать решения, которые максимизируют их благосостояние? 7. Какие положения характеризуют теорию экономики предложения?
Методические указания: В начале изучения темы дайте общую характеристику неолиберального направления в экономической теории, назовите ее го основных представителей. Покажите роль неолиберализма в экономической практике ряда европейских стран. Дайте оценку деятельности правительства Германии, основанной на теории неолиберализма. Необходимо уяснить, что основная цель авторов концепции рациональных ожиданий (Льюкес Р., Сарджент Т. и др.) - дать государству эффективные рекомендации относительно того, как проводить "безболезненную" антиинфляционную политику, не сопровождающуюся ростом безработицы и спадом производства. Для этого необходим ряд условий. Выделите, каких? На какой тип инфляционных ожиданий должно ориентироваться правительство, чтобы снизить затраты общества по замедлению темпов инфляции? Что представляет собой "коэффициент жертв"? В чем авторы теории рациональных ожиданий поддерживают монетаристов, а в чем их аргументы расходятся? Из чего исходит теория экономики предложения при анализе причин стагфляции в 1970-е гг? В чем ее авторы (А. Лаффер и др.) не согласны с Кейнсом? А. Лаффер считает, что рост налогов имеет значительные негативные последствия. Опишите их. Что представляет собой "кривая Лаффера"? Дайте оценку теории экономики предложения с точки зрения основных подходов к макроэкономическому регулированию. Тема 12. Экономическая мысль в России ХХ веке. Студент должен знать: особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX – XX веков; основные концепции российского либерализма, имена и работы его представителей; возникновение и развитие экономической теории в советский период и ее особенности; вклад в теорию ее основных представителей Студент должен уметь:использовать ранее полученные знания по истории экономики и отечественной истории; изучать первоисточники – труды российских экономистов; проводить анализ их идей и сравнение с генеральным направлением мировой экономической мысли. Содержание темы. Экономические концепции российского либерализма. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики. Развитие экономической теории в Советском Союзе в 20-50-е гг. Методологические дискуссии 1920-30-х гг. по вопросам рынка, товарно-денежных отношений, народнохозяйственного планирования. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). Теория «развитого социализма» 1950-70-х гг. Теории «трансформаций социализма». Экономические концепции реформ перехода к рынку. Концептуальные основы анализа переходной экономики: причины возникновения и классификация переходных состояний общества, особенности закономерностей переходной экономики. Альтернативы развития переходной экономики.
Самостоятельная работа: Вопросы для самоконтроля: 1. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX веков. 2. Основные концепции российского либерализма 3. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. 4. Вклад А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства. 5. Н.Д. Кондратьев и его учение об экономической динамике. 6. Методологические дискуссии 1920-30-х гг. по вопросам рынка, товарно-денежных отношений, народнохозяйственного планирования. 7. Традиции экономико-математической школы в России и СССР. Планы практических занятий для заочников К практическим занятиям следует готовиться в соответствии с содержанием вышеизложенных тем. Занятия имеют обобщающий характер по нескольким темам. Поэтому предварительно следует ознакомиться с содержанием соответствующих тем из программы, проработать практические задания, выполнить самостоятельную работу.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |