Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ф.Бэкон о философской интерпретации древних мифов (так же из книги Куно Фишера)



2016-01-02 1018 Обсуждений (0)
Ф.Бэкон о философской интерпретации древних мифов (так же из книги Куно Фишера) 0.00 из 5.00 0 оценок




Ø Этому посвящены две работы Бэкона:

v «О происхождении вещей согласно мифам об Эроте и Небе, или учение Парменида, Телезия и особенно Демокрита, представленное в мифе об Эроте»

v «О мудрости древних», каждая глава которого посвящена анализу разных мифов.

Ø «Философия по указаниям древних парабол» – преобразование мифов в философемы, поэзии – в мудрость, чувственных образов – в голые понятия.

Бэкон превращает поэтическое произведение древнейшего времени в физиологические основоположения.

Ø Бэкон предполагает, что мифы суть параболы, причем он нимало не заботится об их истории, не исследует их народных и религиозных элементов, не отличает более ранние творения от более поздних, эпически составные части – от аллегорических.

Ø Параболы суть сравнения, при которых один член уже дан, а другой еще нужно найти. Дан образ, нужно найти смысл.

Ø Итак, параболы суть символы, в которых образ дан, а смысл задан. Бэкон хочет превратить мифы, которые считает параболами, в сравнения. Поэтому он над каждым мифом надписывает сравнение, которое следует выполнить как тему.

Ø Бэкон относится к мифам так, как Эзоп относился к животным: он их пересоздает и вкладывает в них истину, которую они должны воплощать. В этом случае он аллегорический поэт, такой же истолкователь мифов, как Эзоп - зоолог.

 

Ø Метод толкования:

v находил один и тот же миф одновременно в устах античных поэтов и философов

v устанавливал, что те и другие пользовались одним и тем же символом для сходных целей.

Ø Больше всего внимания уделяется натурфилософскому мифу, в основании которого лежали космогонические представления.

v Среди космогонических представлений он не находил более верных, чем учение Демокрита об атомах и вообще та физиология, которая полагала в основание всех явлений природы вечное вещество с его действующими силами.

v Поэтому Бэкон старался соединить представления Демокрита с теми символами, которым объясняли и в котором воплощали античные поэты и философы происхождение мира.

 

Ø Примеры истолкования мифов:

v миф об Эроте. Считал Эрота древнейшим из богов, создателем мира, о котором одни говорили, что он беспричинен, а другие – что его породила Ночь из Хаоса. Этот Эрот с его атрибутами является для Бэкона символом первоначальной материи с ее силами, и именно это представление он считает основательнейшим и вернейшим в античной философии, относя его к атомистическому учению Демокрита.

v Бога Пана Бэкон считал символом природы: ему казалось, что природа будто бы воплощена в этом образе, и именно потому древность создала миф о Пане. Пан представляет совокупность земных вещей, которые преходящи, которым природа назначает определенную продолжительность жизни: вот почему парки суть сестры бога. Рога Пана заостряются вверх: точно так же природа, восходящая от индивидов к видам, от видов к родам, подобна форме пирамиды. Эти рога касаются неба: высшие родовые понятия ведут к физике, к метафизике и к естественному богословию. Тело Пана покрыто волосами: эти волосы суть символ лучей, исходящих от светящихся тел. Тело Пана двоякой формы: смесь человека и животного, высшего и низшего родов; то же самое нужно сказать о всех естественных образованиях, ибо повсюду мы наблюдаем переход от низшей степени к высшей или смесь обеих. Козлиные ноги бога суть символ восходящего мирового порядка, флейта Пана - символ мировой гармонии, семь дудок означают семь планет. Загнутая палка - это указание на запутанное течение мира; наконец, эхо, связанное с Паном, изображает науку, которая должна быть эхом мира, его изображением и отзвуком.

v В мифе о Прометее Бэкон увидел изобретательный человеческий дух, который подчиняет природу своим целям, утверждает человеческое господство и возвышает до безграничности человеческую силу, восстанавливая ее против богов

v Миф об Орфее дает образ универсальной философии.

v Купидон или Амур выражает первичное движение атома. Он младенец потому что первоначальные семена вещей, атомы, всегда малы. Слепой – слепое движение материи, лишен способности предвидения. Стрелы – действует на расстоянии.

 

Т. Гоббс о религии.

Ø Гоббс – деист.

Ø Гоббс, будучи сторонником идеи сильного государства, полагал, что религию следует использовать для его укрепления, ибо она внушает страх и учит повиноваться власти. Эта идея нашла отражение и в его суждениях о религии в целом, которая есть «страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством...»

Языческая вера нужна была для укрепления государства.

Ø Много внимания философ уделял анализу Библии, доказывая, что она является не богодухновенной книгой, но творением разных людей, и утверждая, что церковное толкование Священного Писания неверно. Гоббс предложил метафорическо-аллегорический метод истолкования религиозных понятий и образов. Бог и Сатана, по его мнению, суть на самом деле нарицательные имена человеческих качеств.

Ø Одним из первых Гоббс высказал мысль о том, что причины возникновения религии заключаются в страхе перед бедностью или другими несчастьями, а кроме того, в страхе перед будущим.

Ø Требует санкционирования религии государственной властью, превращения религиозного культа в инструмент политики. Здесь ярче всего проявился антиклерикализм Гоббса, его непримиримое отношение к стремлению церковников распространить свое влияние на все сферы жизни общества, подчинить себе саму верховную власть.

Ø Причины религии:

v Невежество

«Незнание естественных причин располагает людей к легковерию, так что люди часто склонны верить в невозможное, ибо будучи неспособными обнаружить эту невозможность, они могут лишь считать это правдоподобным».

v «Любознательность, или любовь к познанию причин, заставляет людей переходить от наблюдения последствий к отыскиванию их причин, а затем к отыскиванию причин этих причин, так что в конце концов они должны прийти к тому заключению, что есть некая причина, которая не обусловлена никакой предшествовавшей причиной, а является вечной. И эту первую причину люди называют Богом. Таким образом, нельзя углубиться в исследование естественных причин, не склонившись к вере в существование предвечного Бога, хотя нельзя иметь о Нём в уме никакого представления, которое было бы адекватно Его природе»

v Страх и фантазия

«Если же люди мало или совсем не занимаются исследованием естественных причин вещей, то обусловленный этим незнанием страх перед тем, что имеет силу причинить им много добра или зла, делает их склонными предполагать и воображать существование разного рода невидимых сил, благоговеть перед образами своего собственного воображения, призывая их на помощь в моменты несчастий и вознося им благодарность в надежде на успех, делая, таким образом, своими богами творения собственной фантазии. Так случилось, что из бесконечного разнообразия образов своей фантазии люди сотворили бесконечное количество богов. И этот страх перед невидимыми вещами есть естественное семя того, что каждый называет религией или суеверием, если другие иначе, чем он почитают эту силу или боятся её».

v Непостоянство жизни, незнания причин этого непостоянства

«А если он (человек) не может выявить истинных причин вещей (ибо причины благополучия и неблагополучия большей частью бывают скрыты), он строит насчёт этих причин предположения, внушаемые его собственной фантазией, или полагается на авторитет других людей, а именно тех, кого считает друзьями и более мудрыми, чем он сам».

v Установления правителей

§ «Первые основатели и законодатели государств среди язычников, ставившие себе единственной целью держать народ в повиновении и мире, всегда заботились, во-первых, о том, чтобы внушить народу веру, будто наставления, которые они дали ему в отношении религии, не являются их собственным изобретением, а продиктованы каким-нибудь богом или духом, иначе говоря, внушить народу, будто они сами выше простых смертных, с тем, чтобы их законы могли быть легче приняты. Так, например, Нума Помпилий утверждал, что церемонии, установленные им среди римлян, были внушены ему нимфой Эгерией» (Стр. 80-81).

§ «Указанные законодатели заботились, во-вторых, о том, чтобы внушить веру, будто те самые вещи, которые запрещены законами, неугодны также и богам» (Стр. 81),

Ø Семя религии в человеке

«Ввиду того, что все признаки, все плоды религии находятся лишь в человеке, нет никакого основания сомневаться в том, что и семя религии находится лишь в человеке и состоит в некотором специфическом качестве или по крайней мере в таком значительном развитии этого качества, которого нельзя найти в других живых созданиях».

v Семена религии:

§ представления о привидениях

§ незнание вторичных причин

§ покорность по отношению к тому, чего люди боятся

§ принятие случайных вещей за предзнаменованные.

 



2016-01-02 1018 Обсуждений (0)
Ф.Бэкон о философской интерпретации древних мифов (так же из книги Куно Фишера) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ф.Бэкон о философской интерпретации древних мифов (так же из книги Куно Фишера)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1018)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)