Ф. Бэкон о причинах и роли религии в обществе
Основные сочинения: «Великое восстановление наук», включающее трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623) «Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620); «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597, 1612); «Новая Атлантида» (1627). Ø Религия – главная связывающая система в обществе. Она должна быть одной/единой, но возникают расколы, атеизм, насмешники. v Причины безбожия: - расколы в религии, - скандальное поведение священников, - привычка насмешников богохульствовать о святых вещах, - ученость в период мира.
Ø Состояние современной Бэкону религиозности: § религиозные распри, § множество сект, § непочтительное отношение к священным предметам.
Ø Религия носит всеобщий характер – «даже у древних народов есть понятие о Боге», хотя и не в полном объеме, поэтому сомнительно наличие подлинных атеистов. Ø Религия как таинство и как наставница морали рождается из божественного Откровения. v Но в распространении религии играет роль и объективное основание - религии, - это «смуты и несчастья». Ø Особенность религии заключается в том, что воображение берет в ней верх над разумом; религия «прокладывает путь к уму человека через сравнения, образы, притчи, сны».
Ø Государство не должно отвечать за дела церкви. Ø Самые величайшие безбожники – лицемеры, т.к. каждому понятно, что устройство вселенной не лишено разума. v Бог никогда не творит чудес, чтобы убедить атеистов, т.к. в этом убеждают его обычные делания. Ø Те, кто отрицают Бога уничтожают благородство человека. Если человек не будет близок Богу, то станет близок животным. Безбожие лишает человеческую натуру средства возвыситься над своей бренностью. Ø Суеверия возникают из-за обрядов и церемоний, фарисейской святости, обожания традиции, честолюбия и тщеславия, предписывания божеству человеческих целей, варварства. Ø В основе мира – вечная, бесконечная, активная материя. Ø Ставил задачей построить «истинный образ мира, таким, каков он есть» путем познания, опирающегося на опыт и метод индукции (в противовес схоластике с ее дедуктивным методом). v Знание дает человеку власть над природой и способность практически изменить мир («scientia potentia est» - “знание – сила”. v Используя теорию двойственной истины, стремился оградить науку от посягательств религии, и одновременно – защитить религию от вмешательства науки. Ø Противоречивое отношение к религии и науке v «Легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Придавал большое значение знанию науки и техники, но их успехи касаются лишь «вторичных» причин, за которыми идет всемогущий и непознаваемый бог. v Признавая истинность религиозного и естественного познания, отдавал предпочтение последнему: «именно естественная философия должна почитаться великой матерью наук», питать все науки. Ø По содержанию философия Б. – материалистическая, несмотря на демонстрацию пиетета по отношению к христианству. Ø Учения о 4х типах идолов Идол в философской традиции — это относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. Это то, что часто встречается не только в философии, но и в религии. Чье-нибудь частное мнение или личный опыт возводятся в знак абсолюта. Такие идолы мешают нам познавать истину. Именно эти идолы (в христианстве они называются твердыни) ослепляют сердца людей. Невозможно получить свободу, не сокрушив эти идолы. Ø Бэкон выделил четыре группы идолов: v идолы рода находят основание в самой природе человека, в ее несовершенстве, поврежденности. Ум — неровное зеркало, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Это по сути то, что говорил Павел: «Душевный человек не понимает того, что от Духа Божьего». Невозрожденный или плотской человек не способен познавать духовные вещи. v идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды — личная «пещера». Общая пораженность природы проявляется по разному. Множество разных человеческих традиций и преданий заполонили церковь. Этим традициям придают ранг абсолюта. Несогласие с ними приравнивается к бунту против Бога, хотя корень этих преданий зачастую в капризе одного человека, который просто оказался за кафедрой. Традиция выползла из его личной пещеры. Платон представил себе человека, который повернут в пещере к стене. Тени внешнего мира он воспринимает как реальность. Развивая этот образ, можно сказать, что каждый человек видит мир из своего собственного грота v идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведеь «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Необходимо определить понятия» v идолы театра искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских (в нашем случае религиозных) учение, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами». Вместо того, чтобы общаться с Богом и самим читать Писание, многие склонные изучать богословие. Подобно тому, как театральные пьесы, по Бэкону, пользуются у публики несравненно большей популярностью, чем действительные исторические события, в теории также обнаруживается стремление следовать не подлинной логике, а различным вымыслам.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (925)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |