Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I этап: Психология как учение о душе



2016-01-02 624 Обсуждений (0)
I этап: Психология как учение о душе 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Воззрения на душу восточных мыслителей (Индия, Китай) складывались на основе религиозных верований и ростков естественного знания.

Религиозной основой для этих знаний служили: 1) в Индии – ведическая религия, индуизм, буддизм; 2) в Китае – Культ неба, Культ предков, Даосизм, Конфуцианство.

Естественное понимание души развивалась на основе медицинских знаний.

1.2. Античная психология (большой вклад в развитие представлений о психике внесли идеи древних греков).

Гераклит (530-470 гг. до н. э.) – идея закономерного развития всего сущего.

Гераклиту принадлежит идея развития как закона (логоса). Все сущее подвержено изменению. Космос (мир) является в образе «вечно живущего огня», а душа («психея») – как искра, часть вечно живущего огня. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Поэтому постигать себя (свою психею) - значит углубляться в закон (логос), по которому все течет, все изменяется и который придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизм динамическую гармонию. Это означает, что душа подчиняется законам развития.

Афоризм Гераклита «Познай самого себя» вовсе не означает, что для познания себя надо уйти в глубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок её логос», - учил философ.

Демокрит (ок. 460-371гг. до н. э.)– идея причинности.

Мир и человек созданы из различного сорта атомов. А душа и боги – состоят из атомов огня. Единым и для души, и для космоса он признал закон, согласно которому нет беспричинных явлений. В мире нет ничего случайного, но есть причины, о которых мы не знаем. Все явления – результат столкновения атомов.

Гиппократ (ок. 460-370 гг. до н.э.) - учение о темпераментах.

Искал причины здоровья и болезни. Определяющей причиной он считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь и слизь). Пропорция была названа темпераментом. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э) и идея организации.

Он считал природу состоящей из множества мельчайших частиц. Началом, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи, он признал «нус» (разум). От того, насколько он представлен в телах, зависит их совершенство. Человек является самым разумным. Но преимущества человека определяются его телесной организацией (наличием руки).

Представленные выше мыслители рассматривали душу как природное явление, а их идеи в виде принципов развития, причинности и системности стали на все времена основой объяснения душевных явлений.

По-другому складывался взгляд на душу у софистов, Сократа и Платона. Они рассматривали душу как проявление сферы культуры.

Софисты («учителя мудрости»). Их интересовала не природа, а сам человек, которого софист Протагор назвал «мерой всех вещей». Деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, которые объяснялись с помощью средств, призванных доказать и внушить любое положение, независимо от его достоверности.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) ничего не писал и считал себя человеком, пробуждающим у других стремление к истине путем диалога (сократический метод). Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику «родить» ясное и отчетливое знание. Он обращался к внутреннему миру субъекта, к его убеждениям и ценностям, к его умению действовать как разумное существо согласованно с пониманием лучшего. Он говорил, что продолжает в области логики и нравственности дело своей матери – повивальной бабки. (Впоследствии его стали называть пионером психотерапии.) Он доказал неразрывность общения и мышления.

Платон (427-347 до н. э.) рассматривал душу как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая существует до своего земного воплощения, т. е. до соединения с телом.

Платон, утверждая принцип первичности сверхпрочных общих идей по отношению к происходящему в телесном мире, стал родоначальником философии идеализма. Все чувственно воспринимаемое, даже звезды, - несовершенные, слабые копии своих идеальных форм.

Всякое знание, согласно Платону, - есть воспоминание души (а для этого требуются специальные усилия) того, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Платон первый, кто говорит о феномене, связанном с внутренним диалогом: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Душевные явления подразделяются на разум, мужество (волю) и вожделение (потребности).

После софистов, Сократа, Платона душа рассматривалась как феномен культуры, так как нравственные идеалы, абстрактные понятия не выводимы из вещества природы, а, значит, являются порождением духовной культуры.

Аристотель (384-322 до н. э.) рассматривал душу как форму тела.

Главная идея, что душу от тела отделить нельзя. Душа не самостоятельная сущность, а форма, цель, причина и способ организации живого тела.

Аристотель ввел понятие способности и связал его с различными уровнями функций души: а) вегетативным; б) чувственно-двигательным; в) разумным.

Развил учение о формировании характера в реальных поступках: «Человек становится тем, кто он есть, совершая те или иные поступки». Движущей силой поведения человека считал стремление, сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия (т. е. с внутренней активностью организма).

Чувственное восприятие составляет начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дают память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений, умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является «нус» (разум), привнесенный из вне, в виде божественного разума.



2016-01-02 624 Обсуждений (0)
I этап: Психология как учение о душе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I этап: Психология как учение о душе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)