Человек, индивид, индивидуальность, личность
Раздел III Личность в деятельности и общении. Свойства личности – 28 часа Тема 6. Личность в деятельности и общении– 14 часов
Лекция 20-21. Понятие личности в психологии– 4 часа
Основные вопросы: 1. Понятие личности в психологии. Содержание понятий: индивид, индивидуальность и личность. 2. Параметры классификации современных психологических теорий личности. 3. Взгляды на личность с точки зрения фрейдизма, бихевиоризма. когнитивной теории, гуманистических теорий. 4. Формирование и развитие личности. 5. Человек и культура.
В психологии категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но на вопрос, что такое личность, психологии отвечают по-разному. Мы будем придерживаться определения, что личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Личность можно характеризовать со стороны ее структуры, в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки (их мы рассмотрим в соответствующих лекционных темах). Личность - это один из уровней человеческой организации. Уровни человеческой организации предложил выделять Б. Г. Ананьев. К их числу относятся индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Человек, индивид, индивидуальность, личность На современном этапе развития наук человек изучается то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости, то как основная производительная сила общества (субъект труда, субъект познания, управления и пр.). Многообразие подходов к изучению человека связано с прогрессом научного познания и его использованием в различных областях практики. Психология для развития представлений о человеке использует пять понятий: человек, индивид, субъект (деятельности), личность, индивидуальность, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
субъект индивидуальность
индивид личность
Человек - это родовое понятие, обозначающее общественное существо и представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Термин «человек» – наиболее общее понятие и вбирает в себя другие понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо свойственны ли они одному данному конкретному человеку или нет. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетическое обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек служит объектом изучения как естественных, так и общественных наук. Как биологическое существо человек принадлежит к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенных сознанием, он характеризуется особой телесной организацией: высокоразвитым мозгом, прямохождением, наличием приспособленных к труду рук. Человек существо общественное, и это один из самых важных его признаков. Общественная жизнь, общественные отношения, общественный труд изменили природную организацию предка человека, подчинили его биологическую и телесную организацию: появились новые функции руки как органа труда, прямохождение как необходимость освободить передние конечности. Речь как средство взаимодействия индивидов в обществе. Сознание – способность познавать сущность внешнего и внутреннего мира и в соответствии с этим поступать и действовать разумно, преобразовывать мир. Индивид (лат. individuum - неделимое) – 1) это родовая принадлежность человека, то есть это конкретный человек как особь, представитель рода Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного (генотип и фенотип), носитель индивидуальных черт (задатки, влечения и пр.), единое природное существо; 2) Это единица общества (обезличенная) - отдельный представитель человеческой общности, выходящий за рамки природного (биолог.), социальное существо, использующее орудия, знаки и через них обладающее собственным поведением и психическими процессами (высшими, сознанием). Оба аспекта индивида описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Характеристики индивида: целостность во взаимодействии с окружающим миром, активность. Человек как субъект проявляется в процессе взаимодействия человека с действительностью. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, активности, направленной на объект, его функция – воздействие на мир. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие, оно отражает такие индивидуальные и личностные качества, которых нет у других людей, это уникальность и неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, специфики интересов, потребностей, способностей. Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются через воспитание, имеющие общественный характер, что ведет к вариативности проявления индивидуальности. Нет двух одинаковых людей. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. В индивидуальности интегрируется 3 формы развития: 1) индивидуальные свойства – онтогенез; 2) личностные свойства – жизненный путь личности; 3) субъективные свойства – история производственной деятельности человека. Личность - это системное качество (социальное), приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Если личность - это особое качество индивида, то, как указали Ананьев, Леонтьев, Петровский, утверждается единство личности и индивида и одновременно отрицается тождество этих понятий (так, к примеру, острота ножа – это качество ножа, но сама острота – это еще не нож, а нож – это еще не острота). Личность - это «сверхчувственное качество», хотя носителем его является чувственный телесный индивид. Проблема личности образует новое психологическое измерение, иное, чем измерение свойств и состояний человека; это исследование его места, позиции в системе общения, ценностей, смыслов. Утверждение единства, но не тождества понятий «индивид» и личность» предполагает необходимость ответа на вопрос: может ли существовать личность без индивида или индивид без личности? Гипотетически может быть и то и другое. Например, индивид, выросший вне человеческого общества. Личность - это субъект и продукт общественного развития, превратившего биологическую особь в творца исторического процесса. Поэтому, природные черты (патология и пр.) выступают в структуре личности, как социально обусловленные ее элементы. Так, патология мозга может проявиться у человека, как умственная неполноценность, а может проявить его как «блаженного». То есть, в зависимости от исторической среды, от социальной детерминации. Где, в каком пространстве, существует личность? Жизнь, культура, другой человек, «Я- сам» – все это пространство - область существования личности. Трансцендируясь в каждую из психологических сфер, человек обретает в них свое присутствие (М. Хайдеггер). Личность – это особая, идеальная форма бытия человека, предающая ему свойство субъективности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Личность не только форма существования субъективности индивида в здесь и теперь, но и его движение в истории. Личность раскрывается в 3-х пространствах (репрезентациях), которые не совмещены, а пересекаются друг с другом (по В. А. Петровскому): 1. Интраиндивидуальная репрезентация - личность в аспекте ее индивидуальности, в ее отличии от других, и как субъект активности. 2. Интериндивидуальная репрезентация - личность в «пространстве межиндивидуальных связей; сам процесс общения рассматривается в качестве носителя личностей.и 3. Метаиндивидуальная репрезентация - личность как представленность индивида в других людях (инобытие) - феномен персонализации.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |