МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №7
1. Тема занятия: Основные методы обследования стоматологического пациента. Цель занятия. Студент должен знать: · Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета. · Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога. · Особенности работы в четыре руки. · Обязанности ассистента врача-стоматолога. · Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним. · Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников. · Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме. · Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария. · Правила уборки стоматологического кабинета. · Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала Студент должен уметь: 1. В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку. 2. Фиксировать наконечники и боры. 3. Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария. 4. Проводить дезинфекциюстоматологического оборудования. 5. Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария. 6. Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом. Студент должен ознакомиться: С клиническими методами диагностики, применяемыми в стоматологии.
.
4. Содержание обучения: Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала. В стоматологии используют следующие методы: - основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов); - дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).
К основным (главным) методам относятся: - расспрос; - объективное обследование.
Дополнительными методами являются: - электроодонтодиагностика; - рентгенологическое исследование; - трансиллюминационный метод; - люминесцентная диагностика.
Расспрос(сбор анамнеза) – начинают с выявления жалоб. С этой целью можно задавать вопросы или же попросить больного рассказать, что его беспокоит в данный момент, установление причины возникновения, длительность (приступообразная, постоянная) и характер (ноющая, пульсирующая) болей, время появления (ночная, дневная), распространенность (локализованная, иррадирующая), причины усиления их, чем купировались и т.д. Перенесенные и сопутствующие заболевания –выяснение их позволяет установить причинно-следственную связь с изменениями в полости рта. При этом важно уточнить время (год, месяц) развития и продолжительность заболевании, длительность ремиссий, возможные осложнения. Условия труда.Необходимость выяснения этого факта диктуется тем, что воздействие профессиональных вредностей может способствовать развитию поражения не только твердых тканей зуба, но и слизистой оболочки полости рта. Аллергологический анамнез.Число заболевании, в основе которого лежит повышенная чувствительность к лекарственным препаратам, продуктам питания и другим факторам за последние годы значительно возросло, поэтому при сборе анамнеза этот момент следует уточнить. Объективное обследованиевключает осмотр, перкуссию, пальпацию, термометрию и ряд дополнительных исследований. Осмотрпредполагает внешний осмотр и осмотр полости рта: - при внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образовании на красной кайме губ, цвет кожных покровов, наличие пигментации, состояние волосяного покрова и ногтей. Необходимо определить состояние поднижнечелюстных, подбородочных и шейных лимфатических узлов, обращая внимание на их размер, подвижность, болезненность, не спаянность с подлежащими тканями. - осмотр полости рта начинают с осмотра красной каймы губ и углов рта, затем переходят на преддверие рта. При этом челюсти должны быть в сомкнутом состоянии, а губы расслабленны, осмотр проводят, приподняв верхнюю, и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом. Следует обратить внимание на цвет губ, образование чешуек, корок. В норме на внутренней поверхности губ определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез, в некоторых случаях определяются точечные отверстия – выводные протоки со скоплением капелек секрета. На внутренней поверхности щек, по линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые иногда принимают за патологию. Необходимо определить соотношение зубных рядов – прикус. Вслед за этим осматривают десну (в норме она бледно-розового цвета, блестящая, увлажненная) и переходят на осмотр собственно полости рта, который включает осмотр языка, дна полости рта и осмотр зубов. При осмотре языка обращают внимание на его размер и рельеф, состояние сосочков, наличие налета. С обеих сторон корня языка имеется лимфоидная ткань розового или синюшно-розового цвета, которая нередко принимают за патологическое образование. Следует так же обратить внимание на выводные протоки слюнных желез и характер их секрета. При осмотре зубов пользуются набором инструментов (стоматологическое зеркало и зонд). Осмотр начинают с правого верхнего сегмента, и заканчивают нижним правым. Особенно тщательно следует осматривать контактные поверхности зубов. Зондирование позволяет определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба. Следует также обращать внимание на цвет, размер и форму зубов. Перкуссия.Целью этого метода является определение состояния пародонта. С помощью пинцета или ручки зонда наносят легкие, равномерные удары в вертикальном и горизонтальном направлениях. Перкуссию начинают с заведомо здоровых зубов, если в периодонте нет воспаления, то перкуссия безболезненна и напротив при наличии воспаления больной отмечает болевые ощущения. Пальпацияиспользуют для определения припухлости, опухоли, уплотнения, подвижности органов или тканей полости рта. 4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО: Таблицы, фильмы, муляжи.
5. Практическая работа: Название практической работы: - профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза; - заполнение карты пациента Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр. Методика выполнения работы: Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов. Порядок выполнения работы: 1.опрос 2.Профилактический осмотр 3.Заполнение карты обследования Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования. 5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний: · Стерилизация, этапы стерилизации · Растворы для дезинфекции · Пробы для контроля качества стерилизации · Эргономика в стоматологии · Требования к стоматологическому кабинету. 7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний: - Основные методы исследования - Сбор анамнеза - Осмотр полости рта - Зондирование - Перкуссия - Пальпация
8.Хронокарта учебного занятия:
9. Самостоятельная работа студентов: Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
Перечень учебной литературы к занятию: 1. Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27 2. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16. 3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90. 4. Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26. 5. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75. 6. Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27. 7. Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с 8. Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с. 9. Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260. 10. Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |