Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к учению буддизма. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда
1) карма; 2) нирвана; 3) правила ли; 4) махаяна; 5) сансара; 6) дао. Запишите слово, пропущенное в таблице
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать - этапы развития античной философии; - содержание и основные идеи милетской школы, пифагорейцев, Гераклита, элеатов, атомистов; - основные идей софистики; - сущность онтологии, гносеологии и учения об обществе и государстве Платона и Аристотеля; - периодизации средневековой философии; - содержания христианских догматов; - сущности схоластики; - специфики социально-политических учений Возрождения - опознавать принадлежность существенных философских идей и концептов соответствующим авторам и школам; - обосновывать концептуальные различия античных философских школ и направлений; - объяснять значение и раскрывать смысл основных понятий античной философии; - формулировать значение античной философии для развития европейской метафизики; владеть - навыками самостоятельной работы с философскими текстами античности и исследовательскими работами по соответствующей тематике
Занятие 1. 1. Основные предпосылки и характерные черты древнегреческой философии. 2. Космологизм ранней греческой философии: милетцы, элеаты, пифагорийцы, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл. 3. Атомизм как вершина греческой натурфилософии. 4. Софисты. Сократ – родоначальник философии человека.
Возникновение европейской философии и рациональности. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Задающие начала античной философии: Космос и Логос. Переход от смыслообразного мышления к научному понятию (от натурфилософии к Пармениду). Атомизм Демокрита. Проблема человека в философии софистов и Сократа. Основные понятия: логос, апейрон, атом, натурфилософия, диалектика, софистика, космос, майевтика, релятивизм, благо, добро, космологизм, рационализм, субстанция.
Контрольные вопросы 1. В каких условиях общественного развития возникает философия в Древней Греции? 2. В чём заключается взаимосвязь полисной организации социума и философского типа мышления? 3. Какие этапы выделяют в развитии античной философии? 4. Какую роль играет понятие «субстанция» в онтологии досократиков? 5. Почему софистов считают первыми релятивистами? 6. В чём заключается ограниченность софистического толкования выражения Протагора: «Человека – есть мера всех вещей»? 7. В чём заключается антропологический поворот в философии Сократа?
Занятие 2. 1. Платон – родоначальник объективного идеализма. 2. Аристотель – энциклопедист античной философии. 3. Концепция общества и государства в философских системах Платона и Аристотеля. 4. Проблемы мира, человека, познания в философии эпикурейцев, стоиков, скептиков. Возникновение неоплатонизма.
Классический период философии античности. Открытие Платоном идеальной реальности. Проблема познания в теории Платона. Сущность мимезиса. Социальная теория Платона. Энциклопедичность философии Аристотеля. Её основные проблемы: метафизика как наука о причинах и началах; соотношение единого и многого; учение о четырёх причинах. Всесторонность и универсальность античной философии. Место и роль античной философии в культурном развитии человечества. Проблема мира и человека в философии киников, стоиков и эпикурейцев. Возникновение неоплатонизма.
Основные понятия: идея, идеализм, мировая душа, демиург, дуализм, энтелехия, причина, материя и форма (по Аристотелю), движение, гедоне, эвдемония, атараксия, адиафора, эпохэ, анатея, пневма, неоплатонизм.
Контрольные вопросы 1. Какой смысл в философии Платона приобретает понятие «идея»? 2. В чем специфика платоновской гносеологии? 3. В чём заключается платоновское учение о душе? 4. Каково содержание онтологический идей Аристотеля? 5. Какое значение в философии имеет аристотелевское учение о причинах? 6. Чем атомизм Эпикура отличается от демокритовского? 7. На каких принципах основывается неоплатонизм? 8. Каковы основные положения социальной философии Платона и Аристотеля? В чём их различие и сходство в понимании идеального государства? 9. Как решается проблема человеческого достоинства, смысла жизни и смерти в эллинистической философии? Библиографический список Основной 1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014 2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014 3. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010.
Дополнительный 1. Асмус В.Ф. Античная философия/В.Ф. Асмус. М: Высшая школа., 1998. 2. Аристотель. Сочинения: в 4 т./Аристотель. М., 1984. 3. Антология кинизма: Фрагменты сочинений кинических мыслителей . М.: Наука, 1984. 4. Аристотель О душе // Аристотель. Соч.: В 4т.- М.: Мысль, 1975. – Т.1.
6. Богомолов А.С. Античная философия/А.С. Богомолов. М., 1985. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон./А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1969. 8. Платон. Апология Сократа / Платон. Собр. соч.:.В 4т. – М.: Мысль, 1994. – Т.1. 9. Платон .Государство / Платон. Собр. соч.:.В 4т. – М.: Мысль, 1994. – Т.3. 10. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3. 11. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: М.: Республика, 1995. 12. Фрагменты ранних греческих философов. – Ч.1. От эпических теокомогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. . 13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов/Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1979. 14. Нересесянц. В.С. Сократ. – 2-ое изд., перераб. – М.:Наука, 1984.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (670)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |