Какие формы (пути) познания представлены в данном фрагменте текста? Какой их них является истинным?
16. В учении Демокрита (460 – 370 до н. э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. Бытие – это атомы ( неделимые бесконечные по числу частицы), а небытие – пустота. Мир един, т.к. основу его составляют атомы. Атомы сталкиваются, сплетаются между собой и образуют все видимое многообразие вещей.
Как называется учение Демокрита? Какими свойствами, согласно Демокриту, обладают атомы?
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать периодизацию средневековой философии; - содержание христианских догматов; - сущность схоластики; - специфику социально-политических учений Возрождения уметь самостоятельно осуществлять поиск и отбор научной информации; - аргументировано представлять позицию авторов по различным философским проблемам; - использовать положения и категории средневековой и ренессансной философии для оценивания и анализа соответствующего исторического периода и тенденций дальнейшего общественного развития; владеть - пониманием общей направленности развития европейской философии средних веков и эпохи Возрождения и содержания гуманистических ценностей. 1. Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии. 2. Проблемы средневековой философии (бог и человек, вера и знание, двойственность истины) в творчестве Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Номинализм и реализм. 3. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский и Дж.Бруно. 4. Человек, общество и государство в философии Возрождения. Н. Макиавелли.
Основные этапы средневековой философии: патристика, схоластика. Особенности средневековой философии. Основные проблемы Средневековой философии: проблема человека (дух-душа-тело), соотношение знания и веры, проблема доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм. Особенности философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Натурфилософия Николая Кузанского. Естествознание и философия в эпоху Возрождения. Натурфилософия Дж. Бруно. Социальная философия Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Реформация.
Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, буддизм, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклирикализм, утопия, абсолют.
Контрольные вопросы 1. Каковы социально-исторические предпосылки возникновения средневековой философии? 2. Какие философские положения античности легли в основу средневековой философии? 3. Почему картина мира в период средневековья основана на теоцентризме? 4. Какое место занимает идея креационизма в философии средневековья? 5. Что является высшей формой знания в средневековье? Почему? 6. В чем суть полемики реализма и номинализма? 7. Какие виды познания истин выделяются в следующем отрывке Фомы Аквинского: «Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь, двояко: первый вид умозрителен, когда некоторому лицу открываются божественные тайны; другой же род познания связан с чувством и производит любовь к Богу». 8. Что представляет собой гуманизм Возрождения? В чем выражаются его противоречия? 9. Как рассматривается в философии Возрождения проблема человека? 10. В чем выражается пантеизм философии Возрождения?
Библиографический список Основной 1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014. 2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014. 3. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010.
Дополнительный 1. Августин. Исповедь/Августин. М.: Ренессанс, 1991. 2. Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Кратка история этики. – М.: Мысль, 1987. 3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.6 Мысль, 1978. 4. Лоссикй В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие. – Киев: Путь к Истине, 1991. 5. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. Произведения. – Ростов н /Д., 1998. 6. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. – М.: Юристъ, 1996. 7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди/Л.М. Баткин. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитар. ун-та, 1995. 8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности/Л.М. Баткин. М.:Наука, 1989. 9. Косевич. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета // Филос. Науки. – 1992. - №2. 10. Кураев А. Человек перед иконой: (Размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. 11. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – Спб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 12. Жаров С.Н. Христианство как духовный стержень европейской культуры // Культурология: Учебное пособие для вызов / Отв. Ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996. 13. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд-во МГУ, 1985.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |