Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категории и общая классификация научных исследований



2016-01-02 934 Обсуждений (0)
Категории и общая классификация научных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Система управления порождается определенным бизнесом, и ее назначение, по выражению Ф. Тейлора, состоит в «искусстве знать точно все, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и самым дешевым образом». Убедиться в том, что система управления действительно принимает и осуществляет наилучшие решения в сложившейся ситуации, возможно при условии проведения активной исследовательской деятельности.

Исследование как познавательная деятельность основывается на таких категориях, как парадигма, причинность, методология. Парадигма, как объективная основа развития знаний, и причинность исследований отражают направленность приложения исследований к конкретной области деятельности. Методология, подобно научным законам, имеет статус как всеобщей, так и общей методологии. Методология всеобщая – это учение о принципах построения, формах и методах научного познания независимо от направления исследований;методология общая – это совокупность принципов, методов, приемов, выстроенная их последовательность, определяющая ход и уровень исследований в конкретной области знаний.

Исследования независимо от изучаемого явления осуществляются на двух органически взаимосвязанных уровнях познания: теоретическом и эмпирическом. Соответственно этим уровням выделенытеоретические и эмпирические исследования. Эмпирические исследования, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретические исследования открывают новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования.

Теоретические исследования направлены на всестороннее изучение и познание объективной реальности с целью выявления общих для данной предметной области фундаментальных связей и обобщений, составляющих основу развития теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Научное знание теоретично с самого начала. Оно всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследовательской деятельности, которая к нему приводит.

В зависимости от выбранной позиции проведения теоретических исследований различают аксиоматический и гипотетический подходы. Аксиоматический подход – способ построения научной теории, при котором в основе теории исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные положения теории получаются как логические следствия аксиом. Гипотетический подход – способ построения теории, при котором в основу развития теории положена гипотеза, т.е. научное предположение, содержащее элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна объяснять явление и подтверждаться экспериментально.

Эмпирические исследования направлены непосредственно на объект, на конкретное изучение явлений и процессов с целью установления новых фактов науки и их обобщения. Выводным знанием обобщения являются эмпирические закономерности, сформулированные гипотезы, принципы и другие формы научных знаний. В зависимости от цели и глубины изучения реального объекта в рамках эмпирических исследований выделяютэкспериментальные исследования, включающие эксперимент, тестирование и диагностику. Экспериментальные исследования – один из основных способов получения и верификации научных знаний на основе эксперимента.

Под экспериментом понимается метод познания реальности путем активного воздействия исследователя на изучаемый объект (активный эксперимент). Цель эксперимента – проверка и подтверждение высказанных теоретических положений и рабочих гипотез, имеющих принципиальное значение.Верификация – понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения истинности научных утверждений в процессе эмпирической проверки.

Тестирование – это пассивный эксперимент, осуществляемый в виде комплекса многократных испытательных мероприятий (наблюдений, измерений, испытаний, опросов, экспертного оценивания и т.д.), для подтверждения на основе собранных фактов правильности функционирования действующей системы, процесса или принятого управленческого решения.

Диагностика организационная – установленный способ распознавания признаков организационной патологии («болезненное» отклонение от нормы, стандарта) объекта на основе системных исследований его свойств и гомеостатических параметров.

Научные исследования, кроме разделения их по уровню познания объекта, классифицируются по целевой направленности результатов на три вида: фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на познание явлений окружающего мира вне зависимости от непосредственных практических потребностей общества. Эти исследования ориентированы на достижение фундаментальных результатов, способствующих развитию системы научных знаний.

Фундаментальные исследования включают собственно (чисто) фундаментальные и целенаправленные исследования. Собственно фундаментальные исследования – это выявление новых связей и отношений между объектами и явлениями реальной действительности, открытие фундаментальных законов и принципов, создание методологий и теорий. Целенаправленные фундаментальные исследования состоят в изучении научных, технических, технологических и экономических возможностей и конкретных путей для изыскания, разработки и практического применения в соответствующих областях деятельности принципиально новых способов производства продукции, новых видов энергии, новых материалов и моделей явлений реальностей.

Прикладные исследования направлены на получение новых знаний (в соответствии с теоретическими целями), необходимых для удовлетворения регулярно возникающих практических потребностей общества. На этапе разработки совершается преобразование результатов прикладных исследований в новые способы (технологии) и в новые виды продукции. Этап разработки включает создание опытных образцов материальной или интеллектуальной продукции, их тестирование в производственных условиях или позиционирование на рынке и выработка решений о дальнейшей «судьбе» новой продукции на основе оценки полученных результатов.

 



2016-01-02 934 Обсуждений (0)
Категории и общая классификация научных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категории и общая классификация научных исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (934)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)