Тема. Научные основы управленческих решений
Принятие решений, как и обмен информацией – составная часть управления. Решение- это выбор альтернативны (Жизнь – это постоянное принятие решений). Менеджер выбирает решение не только для себя, а для организации, других. Функции управления построены на принятии решений. Разработка и принятие управленческих решений – составная часть управленческого труда. В качестве продукта труда выступает управленческое решение, информация, нормативные или управленческие документы. Управленческие решения: · используется в ситуации выбора между альтернативами · воспринимается теми, на кого оно влияет. Если нет первого условия – это ритуальное управление (решение продиктовано другими). Если нет второго условия – это управленческая утопия. Принятие решения: Цель → Ситуация → Проблема → Решение Цель – мысленное предвосхищение результата. Ситуация – состояние объекта управления относительно выбранной цели. Проблема – это противоречие цели и ситуации. Управленческое решение – это устранение противоречия, возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель при осуществлении им функций управления. Виды управленческих решений: · по длительности – стратегические, тактические · по содержанию – экономические, социальные, научные, организационные · по объективному управлению – общее, частное, локальное · по глубине воздействия – одноуровневое, многоуровневое · по направлению решения – внутри организации, за ее пределами · по степени обязательности – обязательное, вероятностное · по степени структурирования проблемы - хорошо структурированные, слабо структурированные, не структурированные · по методам решения проблемы – типовые, творческие · по лицу, принимающему решение – индивидуальные, групповые · по количеству целей – одно-целевые, многоцелевые · по условиям среды – в условиях определенности, в условиях неопределенности, в условиях риска · по уровню творческого вклада –рутинные, селективные, адаптивные, инновационные (сложный новый подход) Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью:
На практике запрограммированного и незапрограммированного решений – нет в чистом виде. В деле руководителя встречается мало ситуаций, настолько однозначных, что результатом будет только одно благо: следует избежать отрицательных последствий – компромиссы. Моделирование в разработке управленческих решений Модель должна быть подобна и проще объекта. Модель – это образ, способ выражения объекта. Моделирование – практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет заменяется каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет изучения.
Виды моделей: · По виду отображения реальной действительности – физическая, графическая, математическая · В процессе поиска альтернатив – описательная (дескриптивная), нормативная (аналитическая)
Необходимость моделирования: · сложность ситуаций · невозможность проведения экспериментов в реальной жизни · ориентация руководства на будущее Процесс построения модели: · постановка задачи · построение модели · проверка на достоверность · применение и обновление модели Общие проблемы моделирования · недостоверные исходные допущения · информационные ограничения · страх пользователя · слабое использование на практике · чрезмерная стоимость Основные модели науки управления: · теория игр · теория очередей (определение оптимального числа каналов обслуживания) · модель управления запасами (определение времени размещения заказов, готовой продукции на складах) · модель линейного программирования (определение оптимального способа распределения дефицитных ресурсов) · имитационное моделирование · экономический анализ Разработка и принятие решения: Метод – способ достижения цели Методология – наука о методах познания Сравнение – установление различия и сходства Анализ – мысленное разложение общего на части Синтез – мысленное объединение в единое целое Абстрагирование – выделение существенных элементов в анализируемом объекте Интуиция – способность постижения истины без обоснования с помощью логики
1.Диагностика проблемы методы: сравнений факторный анализ прогнозирование моделирование
2. Выявление альтернатив
Метод мозговой атаки (А.Ф. Осборн, 1938) · каждый участник группы имеет право высказывать самые различные идеи (чем больше предложений, тем лучше) Метод номинальной групповой техники · члены, собравшиеся для принятия решения, излагают их независимо в письменном виде Метод Дельфи · группу собрать невозможно, членам группы не разрешается встречаться и обмениваться
3.Выбор альтернатив
в условиях неопределенности
Критерий Вольда – выигрыш не меньше, чем наибольший из возможных в худших условиях (рассчитывай на худшее) Критерий Сэвиджа – оптимальным будет решение для которого максимальный риск оказывается минимальным (рассчитывай на лучшее) Критерий Гурвица – не руководствуется ни крайним пессимизмом и ни крайним оптимизмом Критерий Лопласа – если вероятность состояния среды неизв-а, варианты условий должны приниматься как равные 4. Реализация решения – это есть реализация критериев управления Факторы, влияющие на процесс принятия решения: · личность руководителя · среда принятия решения · информационные ограничения · поведенческие ограничения · негативные последствия · взаимосвязь решений
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (998)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |