Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разумная социализация природы



2016-01-02 768 Обсуждений (0)
Разумная социализация природы 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеческая цивилизация вошла в состояние глобального экологического кризиса. В «Повестке дня на XXI век», которая была выработана на Саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 г., справедливо отмечается, что для решения проблем окружающей среды и устойчивого развития цивилизации нужно переходить на новую форму партнерских отношений между государствами. Только постоянный конструктивный диалог позволит преодолеть дух конфронтации и приблизиться к созданию эффективной и относительно справедливой мировой экономики. Поэтому процессы по взаимной увязке основных факторов жизни мирового сообщества — экономического, экологического и социального — должны идти непрерывно.

Академик В.И. Вернадский, проследив эволюционные стадии биосферы, пришел к следующему заключению: «Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории— мы входим в ноосферу». Мы знаем, отчего погибли древняя шумерская цивилизация и цивилизация майя, имевшие высокопродуктивное сельское хозяйство. Экономика этих выдающихся цивилизаций пришла в проти­воречие с природными возможностями. Их сельское хозяйство было подорвано экологическими ошибками: уничтожением лесов, деградацией почвы и, как следствие, нехваткой продовольствия. Гибель древних цивилизаций произошла из-за нехватки продовольствия. К сожалению, сегодняшняя циви­лизация идет по такому же пути. Здесь еще раз хочется процитировать В. И. Вернадского: «Человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни».

Сегодня к защите природы приобщаются тысячи людей, для которых это занятие не является профессией, а просто до­ставляет им радость. Экологи-общественники прилагают не­малые усилия по охране окружающей среды, прибивая скворечники, спасая черного журавля и раздавая листовки. Но индивидуальные усилия не могут заменить собой государственную политику. Чтобы спасти природу, надо ее «социализировать», то есть признать, что она является всеобщим благом, что ее сохранение—это неотложная общемировая задача.

Рынок всегда производит то, что пользуется спросом. Более того, бизнес-элита искусственно стимулирует спрос путем агрес­сивной рекламы и кредитной накачки. Нужно рынок поставить в такие условия, чтобы он формировал спрос на чистую окружающую среду и здоровых людей, как сегодня он формирует спрос на автомобили и табак. Как было сказано выше, подходящим для этого инструментом является рентное налогообложение. Нужно обеспечить постепенный и планомерный переход на эту налого­вую систему. Законодательное смещение налогообложения с заработной платы на природные ресурсы способно радикально изменить мировую экономику и продлить время жизни человеческой цивилизации. Этого добиться будет трудно, потому что политические лидеры, руководители корпораций и банков, в пер­вую очередь, руководствуются не экологическими, а рыночными соображениями. Но сделать это обязательно нужно.

Выше говорилось, что человек всей своей экономической дея­тельностью ведет войну с природой. Сегодня армия людей насчи­тывает 7 млрд человек и продолжает пополняться потребителями природных ресурсов. Людей становится все больше, а природы— все меньше. Потребительская модель отношений человека и при­роды подводит цивилизацию к той опасной черте, переступать которую нельзя. Человек своей хозяйственной деятельностью и потреблением перегрузил планету. Природа все более отступает под натиском человека, а человек продолжает активно наступать, оставляя после себя безжизненные пространства.

Следствием такой политики является увеличивающееся год от года количество опасных природных явлений на Земле. Это случаи засухи и суховеев, наводнений и оползней, шква­лов и ураганов, пожаров и землетрясений. Нехватка воды и падение урожайности обрекает каждого пятого жителя Земли на голодное существование. Увеличивается разрыв между ро­стом населения с одной стороны и дефицитом продовольствия и медикаментов с другой стороны.

Отсюда вырисовывается историческая неизбежность вы­равнивания отношений человека и природы. Недопустимо эксплуатировать природу столь безжалостно, как это делается сейчас. Нельзя собственникам предприятий обогащаться за счет природных ресурсов, которые от рождения принадлежат всем людям на Земле. Сегодняшние законы позволяют частной собственности атаковать общественную собственность и делать компоненты биосферы непригодными для жизни. В результате традиционное социальное угнетение человека работодателем дополняется физическим угнетением человека нездоровой окружающей средой. Это несправедливо, когда хозяева пред­приятий индивидуализируют прибыль, оставляя всем остальным жителям планеты загрязнения и отходы.

Нужна серьезная реконструкция общественных отношений, ограничивающая вседозволенность собственника по отноше­нию к природным ресурсам. Нужна система многоплановых мероприятий фискального, правового, образовательного, нрав­ственного характера по разумному ограничению их использова­ния. В этом и заключается разумная социализация природы.

Сегодня нет непримиримых отношений между частной соб­ственностью и общественной собственностью. Обе формы соб­ственности имеют право на существование. Но не может быть частной собственности на такие ресурсы как вода и воздух, ко-.торые принадлежат всему населению Земли. Хозяева предприя­тий, которые загрязняют воздух, должны компенсировать нано­симый вред людям, которые этим отравленным воздухом дышат. Почему люди должны лечить больные легкие за свой счет, если в их болезни виноват хозяин загрязняющего предприятия?

Таким образом, сегодняшняя хозяйственная деятельность человека находится в разладе с экосистемами Земли. Эта дея­тельность может стать экологически устойчивой, если будет учи­тывать законы биосферы. Экологи защищают природные про­цессы, которые поддерживают жизнь на нашей планете. Они знают, что земные экосистемы не только поставляют человеку ресурсы, но и играют средообразующую функцию, что намного ценнее первых. Все в природе строится на выравнивании противоположных тенденций. Например, природа в естественном состоянии сама устанавливает баланс между выбросами диоксида углерода и его связыванием. Поддержание всех форм жизни в природе основано на циклах, питательные вещества нахо­дятся в непрерывном круговороте: отходы одного организма становятся пищей для другого. При создании экологически устойчивой экономики человек должен подражать природе.

Рыночная и плановая экономики одинаково недружественны по отношению к природной среде. Обе системы одинаково хищнически эксплуатируют недра, почву, леса и биоресурсы. Настало время оздоровления отношений общества и природы. Настало время справедливого распределения прав на природные ресур­сы между всеми членами мирового сообщества. Природа — это коллективное благо. Сбережение природы и сбережение челове­чества — это двуединая задача. Именно к этой сфере отношений применима теория конвергенции: необходимо обеспечить социалистические принципы распределения природных благ в условиях господства капитала. Без справедливой и бережной социализации природы человечество обречено на гибель. Эти принципы изложены в Декларации Социалистического Интернационала, извлечения из которой приводятся в приложении.

Природопользование — это тысячелетняя и пока несовер­шенная деятельность человека по овладению природой. Разум­ная социализация природы — это понятие близкое по смыслу к понятию рациональное природопользование, только более широкое. В далекие времена человек растворялся в природе. Он боготворил природу, преклонялся перед нею от страха и незнания ее законов. По мере расширения своего кругозора первобытный человек все более приспосабливал природу под себя. Так начиналось природопользование, таким же оно ос­тается и сегодня. Отсюда вытекает необходимость в разумной социализации природы — приспособлении совокупных нор­мальных потребностей человеческого общества под возмож­ности биосферы. Это не покорение природы, когда судьба ви­дов в экосистемах зависит от их пользы для человека. Это со­стояние единения природы и общества, когда человек не считает себя центральной фигурой в биосфере.

Разумная социализация природы — это процесс научно обоснованного использования природных ресурсов, процесс оптимального материального и энергетического воздействия человека на природу в рамках, разрешенных большинством мирового сообщества. В последующем разрешенные демокра­тическим сообществом рамки техногенного воздействия на природу будут постепенно вписываться в рамки, задаваемы­ми возможностями биосферы.

По мере роста численности мирового населения и по мере исчерпания природных ресурсов конкуренция за ресурсы бу­дет все более обостряться и приводить к конфликтам. Вот тут и понадобится разумная социализация природы—налаживание таких отношений между обществом и природой, которые уст­раивают подавляющее большинство человечества и которое не убивает природу Например, населению Земли на выбор могут быть представлены следующие стратегические альтернативы:

• при населении 12 млрд человек и справедливом распределе­нии продуктов все население ведет полуголодный образ жизни;

• при населении 7 млрд продуктов питания хватает почти всем и каждая семья имеет велосипед;

• при населении 3 млрд все население полноценно питается и каждая семья имеет личный автомобиль.

За какую из предложенных стратегий социализации природы человечество проголосует, такую и будет постепенно осуществлять в глобальном масштабе. Еще раз подчеркнем: разумная социализация природы — это такой процесс взаимодействия человека и природы, такой процесс обмена веществом и энергией между человеком и природой, который происходит в рамках, разрешенных всем мировым демократическим сообще­ством. Со временем этот процесс должен вписаться в рамки, разрешенные ассимиляционным потенциалом биосферы. Ког­да это произойдет, тогда можно будет говорить, что человек не убивает природу и что наступила сфера разума.

Сфера разума

Ноосфера понималась В.И. Вернадским как торжество разума и гуманизма, как гармоничное соединение природы и общества, как мир без войн и экологических проблем. Сфера разума понималась ученым, можно сказать, утопически как планетарный аналог коммунизма.

Человеческая деятельность на протяжении всей истории была и остается по отношению к биосфере деструктивной. Настоящая сфера разума или «экологический социализм» наступит на Земле тогда, когда экономическая деятельность человека впишется в рамки несущей ассимиляционной емкости биосферы. Теперь мы знаем, как в общих чертах должна выглядеть новая экологическая цивилизация или сфера разума. Основные принципы ее формирования примерно следующие:

• законы экологии и биосферы должны быть приоритетными;

• экономические законы должны обеспечивать воспроизвод­ство природных ресурсов и человека как биологический вид;

• производственные технологии должны быть организованы по тем же принципам, по которым функционируют безотходные биологические системы; постиндустриальные технологии должны быть экологически безопасными, то есть построены по замкнутому типу;

• экологическое мировоззрение Homo ecosapiens—человека экологически разумного должно вобрать лучшее, что нако­пила наука и религия за всю историю человечества.

Чтобы выстроить сферу разума, естественники, которые знают, как устроена природа, и гуманитарии, которые знают, как устроено общество, должны работать вместе. Представим себе, что человечество решило эту грандиозную по своим мас­штабам задачу. Это означает, что площадь лесов на Земле уве­личилась, используются преимущественно возобновляемые ресурсы, ископаемое топливо сжигается в очень небольших объемах, а значит, восстановилось углеродное равновесие в атмосфере. Это означает, что почвы восстановили свое плодородие, а растительный и животный мир восстановил часть своего удивительного многообразия. Это означает, что стаби­лизировалась численность населения, а пересохшие реки и озера восстановились в своих берегах.

Уже сегодня можно назвать отдельные страны, которые достигли успехов в перестройке какой-то части экономики. Однако нет ни одной страны, которая бы добилась успеха на всех направлениях. Например, все европейские страны, атак-же Япония смогли стабилизировать численность своего насе­ления, а это является важнейшим условием перехода к эколо­гически устойчивой экономике. К состоянию стабилизации своего населения приближается Китай: в настоящее время в этой густонаселенной стране более низкий уровень рождаемо­сти, чем в США. В Южной Корее успешно осуществляется на­циональная программа восстановления лесов, принятая 25 лет назад. Лидером в деле построения экологической экономики является Дания. Она имеет постоянное по численности насе­ление, не строит угольных ТЭЦ, около 20% необходимой элект­роэнергии получает за счет силы ветра, не использует однора­зовую упаковку для напитков. Кроме того, страна перестроила городскую транспортную сеть — треть всех поездок по Копен­гагену совершается на велосипедах. Таким образом, есть при­меры зарождения первых признаков сферы разума — эколо­гического социализма.

Сфера разума не будет похожа на загрязняющую экономи­ку сегодняшнего дня, основанную на ископаемом топливе, ча­дящих автомобилях и одноразовом использовании предметов и ресурсов. Если брать ключевые отрасли экономики — энергетическую, сырьевую и продовольственную, то наиболее значимые изменения произойдут в энергетике и сырьевом секторе. Энергетический сектор экономики перейдет от преимущественного использования нефти, угля и природного газа к широкому использованию солнечной, ветровой и геотермальной энергии.

Переход от общества неограниченного потребления к экологической цивилизации будет сопровождаться разумным добровольно-принудительным ограничением «зряшных» материальных потребностей человека при неограниченном духовном развитии общества. Природа будет служить человеку, а не его прихотям. В экологической цивилизации будущего будет превалировать соци­альная составляющая. Произойдет конверсия военно-промыш­ленного комплекса на социально-экологические цели. Будет пе­рестроена система общего и профессионального образования. Профессия эколога станет престижной. Человек получит равные права со всеми живыми природными системами.

Никто в деталях не знает, как будет выстраиваться сфера разума — экологически устойчивая экономика. Каждая страна имеет свое сочетание возобновляемых источников энергии. Одни страны смогут пользоваться всеми видами альтернатив­ных источников энергии, а другим придется сосредоточиться на каком-то одном—допустим, на солнечной энергии, геотермальной энергии или энергии ветра.

В экономике будущего основными станут новые отрасли производства. Одна из таких отраслей ветровая энергетика. В скором времени миллионы ветряных турбин станут привычной частью пейзажа на всей планете (табл. 9.5). Производство ветряных турбин будет налажено во многих странах. Их техобс­луживание предоставит населению постоянные рабочие места.

Таблица 9.5. Примеры энергетических отраслей



2016-01-02 768 Обсуждений (0)
Разумная социализация природы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разумная социализация природы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)