Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика Томской области



2016-01-05 909 Обсуждений (0)
Общая характеристика Томской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Гостиничный бизнес в Томске - это быстро растущая отрасль, в которой уже в 2009 г. показатели по наполненности томских отелей превышали среднероссийские и составляли 46%. Ежегодно в городе открываются или начинают строиться новые объекты индустрии гостеприимства. Туристические возможности Томской области связаны с природными богатствами. Это примерно 300 объектов природного наследия, в число которых входит Сибирский ботанический сад и Обь-Енисейский водный путь. Томская область также относится к местностям с благоприятными условиями для открытия и развития санаторно-курортных учреждений

Сегодня город Томск является центром делового, культурно-познавательного и образовательного туризма. Парабельский район является центром этно-культурного и экологического туризма; Асиновский район-районом развития сельского туризма. Из всех городов и сел Томской области наибольшую привлекательность для туристов вызывает город Томск - один из сибирских городов, сохранивших уникальные памятники архитектуры.

В последние годы туристская инфраструктура получила значительный импульс для своего развития, связанный с празднованием 400-летнего юбилея г. Томска, а также проведением российско-германского саммита. 400-летний юбилей Томска и российско-германский саммит спровоцировали настоящий гостиничный бум.

Текущее состояние гостиничной отрасли в Томской области
и инвестиционная привлекательность региона

По данным мониторинга Департамента потребительского рынка Администрации Томской области туристская индустрия представлена более чем 180 субъектами туристской деятельности и более 80 коллективными средствами размещения[8]. В регионе действует одно профессиональное и четыре отраслевых объединения в сфере туристской индустрии.

Приемом туристов и экскурсионным обслуживание занимаются 10 компаний, из которых три туроператора по внутреннему туризму и два-по международному туризму.

Приемом гостей в Томске занимаются около 70 гостиниц, в которых в соответствии с международными стандартами оборудовано 2300 мест размещения. Две гостиницы имеют категорию «4 звезды», категории «3 звезды» соответствуют 5 гостиниц. Около 17% всех номеров составляют номера высшей категории.[9]

Развитие отрасли и потенциал ее роста наглядно демонстрируют следующие показатели.

По данным ТомскСтата по итогам 2011 года на территории Томской области населению оказано туристских услуг на сумму 1 млрд. 139,0 млн. руб. Услуг гостиниц и аналогичных мест размещения оказано на сумму 544,3 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 2,2% выше уровня 2010 года (в целом по России темп роста составил 100,9%). Значительный рост цен на санаторно-оздоровительные услуги учреждений Томской области (+42,9%) привел к существенному снижению объема потребления данных услуг на 18,3% (в целом по России снижение на 0,7%), объем которых составил 456,1 млн. руб.

В соответствии с Порядком определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской̆ Федерации, утвержденным приказом Ростуризма от 18.07.2007 № 69, общий̆ объем туристского потока в регионе по экспертной̆ оценке по итогам 2011 года составил 745,3 ед. (101,1% к уровню 2010 года).

Уверенную тенденцию роста по итогам 2011 года демонстрирует сегмент въездного международного туризма. На основании данных Управления Федеральной миграционной службы по Томской области число международных туристских прибытий по итогам 2011 года возросло на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 30,0 тыс. человек. Доля прибытий граждан стран дальнего зарубежья составляет 16,2% (4,8 тыс. человек).

С профессионально-деловыми целями Томскую область в 2011 году посетило 2,5 тыс. иностранных граждан (8,2% всех международных туристских прибытий), с частными целями – 25,1 тыс. человек (83,9%), по туристским визам – 2,4 тыс. человек (7,9%). Наблюдается тенденция снижения загрузки номерного фонда коллективных средств размещения. Коэффициент использования наличных мест в коллективных средствах размещения общего назначения составил 0,29 (снижение в сравнении с 2010 годом на 9,4%). Общая численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения общего назначения в 2011 году составила 115,3 тыс. человек, что на 3,8% меньше, чем в 2010 году. Целью пребывания у 69,0% от общего числа размещенных лиц в гостиницах, коллективных средствах размещения общего назначения являются деловые профессиональные поездки. Граждане России и государств-участников СНГ составляют 95,4% от общего числа размещенных лиц.

В целом за последние десять лет в регионе в 2,4 раза вырос объем оказанных населению туристских услуг, в 1,2 раза – объем услуг гостиниц и аналогичных мест размещения. Возросла почти в 2 раза емкость номерного фонда, численность работников сферы гостеприимства увеличилась в 1,5 раза.

Далее, следует проанализировать инвестиционную привлекательность региона с позиции выделенных ранее ключевых факторов:

1. Общий уровень экономического развития региона, концентрация компаний, острота конкуренции и ее характер:

Анализ Томской области указывает на недостаточный уровень ее развития в отношении как количественных, так и качественных показателей. Данный регион довольно перспективен, однако значительный потенциал используется не в полной мере. Если говорить о городе Томске, как о туристическом центре региона, то можно выделить большое количество гостиниц и отелей, между которыми существует большая конкуренция, характеризуемая как монополистическая. Если же рассматривать Томскую область в целом, то из-за того, что основное количество гостиниц сосредоточено в г.Томске, на территории региона складывается дифференцированная олигополия.

2. Инфраструктура региона, включая транспортную инфраструктуру и инфраструктуру для развития бизнеса:

Томская область находится в железнодорожном тупике по отношению к Транссибирской железнодорожной магистрали, а также не на основных автотранспортных транзитных магистралях. Томская область географически удалена от основных туристских центров России. Вследствие этого транспортная составляющая в стоимости тура возрастает, а также увеличивается время на потребление турпродукта.

 

3. Регулирующее воздействие государства посредством реализации на территории региона федеральных и региональных целевых программ:

На территории Томской области региональные власти планируют реализацию государственной программы по развитию туризма в 2013-2017 годах. Планируется, что данная программа поспособствует развитию гостиничной индустрии и туристского комплекса, а также приведет к улучшению качества оказываемых услуг. Целью данной программы является: повышение конкурентоспособности региональной туристской индустрии, удовлетворяющей потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах и обеспечивающей рациональное использование особо охраняемых природных объектов и территорий и равный доступ к культурным ценностям и туристским ресурсам[10].

4. Местоположение региона относительно основных рынков сбыта и источников ресурсов:

Местоположение региона относительно основных рынков сбыта не очень выигрышно, так как Томская область находится достаточно далеко от туристских центров. Следует отметить, что за последние три года увеличился выездной поток. который составил 18.31 тыс. чел.[11]

5. Наличие образовательных учреждений по подготовке специалистов для выбранной отрасли:

В туристской индустрии Томской области занято порядка 10 тыс. человек. Научно-образовательный ресурс Томской области позволяет реализовывать многоуровневую систему подготовки кадров для сферы туризма и гостиничного бизнеса по программам среднего и высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также послевузовского образования. На базе Национального исследовательского Томского политехнического университета действует Сибирский ресурсный центр индустрии туризма, созданный целью повышения качества образовательных программ, реализуемых по направлению «Туризм». Среднее профессиональное образование дает Томский областной колледж культуры и искусств им. В.Я.Шишкова; начальное профессиональное образование - ГОУ НПО "Профессиональный технико-коммерческий лицей N 1". Ежегодно проводится международная конференция "Возможности развития туризма в Сибирском регионе и сопредельных территориях".

Перспективы развития и основные проблемы
гостиничного бизнеса Томской области

Таким образом, сильными сторонами Томской области для развития гостиничногобизнеса является:

· низкая концентрация компаний обуславливает низкие барьеры на вход в отрасль. В частности, компаниям не потребуется значительного объема инвестиций для закрепления на рынке

· реализация государственных программ способствует развитию данного региона и повышения его привлекательности, как туристического центра

· наличие развитой системы образования подготовки кадров для сферы гостиничного бизнеса повысит качество оказываемых услуг

Однако данный регион имеет ряд проблем, которые снижают инвестиционную привлекательность. Среди них можно выделить:

· неразвитая туристская инфраструктура и невыгодное положение относительно главных транспортных узлов

· отсутствие широкого спектра конкурентоспособного турпродукта и отсутствие интеграции между регионами Сибири

· отсутствие единого турпродукта

· несформированный имидж Томской области, из-за отсутствия презентации Томской области, как привлекательного туристского центра

· фрагментарный характер государственного участия, которое не оказывает влияния на позитивное изменение ситуации

Несмотря на относительную неразвитость инфраструктуры, и гостиничного бизнеса в целом, при поддержке государства данной отрасли, посредством реализации государственных программ, Томская область может стать привлекательным туристским центром. Таким образом, если обеспечить необходимый объем инвестиций, можно реализовать о потенциал, которым обладает данный регион.



2016-01-05 909 Обсуждений (0)
Общая характеристика Томской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика Томской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (909)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)