Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие правовой культуры России в советский период



2016-01-05 735 Обсуждений (0)
Развитие правовой культуры России в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Советская эпоха представляет собой самый яркий в нашей истории пример целенаправленного и мощного, как разрушительного, так и созидательного, воздействия государства на правовую культуру. Вся она подвергалась принципиальной переделке в соответствии с марксистским мировоззрением. По резкости изменений и грубости (варварству) форм социалистическая революция напоминает петровские преобразования, но её масштабы и глубина несравненно больше.

Февральская революция вошла в историю как разрушительница царского режима. В силу своей скоротечности и неспособности создать основы нового государственного строя она привела к раз­гулу анархии и не оставила заметного следа в формировании на­циональной правовой культуры.[8]

Октябрьская революция и установление со­ветской системы перевернули социально-эконо­мические и идеологические основы системы. Традиции самодержавия, православия и народно­сти ликвидировались. Место православия занял атеизм, место соборности – классовая борьба и диктатура пролетариата.

Сколь бы решительным отрицанием прошло­го ни представлялся советский строй, он не мог не нести на себе печати национальных традиций и национальной истории.

Революционные события начала XX века в нашей стране сформировали неоднозначное отношение общественности к правовым явлениям в жизни. Идеологи революционного правосознания отстаивали идеи субъективного правопонимания. Вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана. В 1937 году в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина "Конституция СССР", в рамках которой школьники изучали вопросы права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961-1962 гг. Изучение Основного закона государства было подчинено задачам правового воспитания и просвещения учащихся. Обучаемые знакомились с конкретными событиями в стране и за рубежом и приучались "к единомыслию в их оценках". Новая учебная дисциплина была обеспечена пособиями для школьников, для учителей разработаны методические указания. Несомненно, курс корректировался на протяжении многих лет. А в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. "О расширении и улучшении юридического образования в стране" обучение в школах в рамках указанного курса было нацелено именно на формирование правовых знаний у ребят.

С середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки учащихся объем правового материала для изучения сокращается. В первую очередь из школьных программ были исключены разделы и вопросы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретизации его с опорой на жизненные примеры.

В 60-е годы после XX съезда КПСС начинается общеизвестный процесс по обновлению законодательства. Возрастает роль права в регулировании общественных отношений, что напрямую было связано с активным вовлечением граждан в охрану общественного порядка через добровольные дружины. Появляется необходимость в правовом образовании граждан, в обеспечении его практической направленности. Впервые учебной программой было предусмотрено формирование у учащихся системы правовых знаний трех уровней: знание некоторых вопросов общей теории права; знание Конституции СССР; знание норм трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. В курсе "Основы советского законодательства" обращено внимание на необходимость воспитания у школьников потребности соблюдать нормы законов на базе знаний возможных моделей правомерного поведения. Предусмотренное программой изучение ряда законодательных актов расширяло возможности создания у учащихся конкретных представлений о роли законов в регулировании общественных отношений, формирования уважения к праву. Однако было недостаточно времени на отработку правовых вопросов, особенно практической направленности, изучение текста новых законодательных актов, включенных в программу. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г. о введении курса "Основы политических знаний" в средних школах и средних специальных учебных заведениях из школьного образования исключается курс "Конституция СССР", который являлся хотя и локальной, но системой правового обучения в стране.

С введением в 1962/63 учебном году курса "Обществознание", заменившего "Основы политических знаний", коренным образом изменились условия изучения учащимися вопросов права. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. В небольшом числе школ в старших классах проводились факультативные занятия по курсу "Основы советского законодательства". В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не определялись в системе первоочередных задач школы и не играли самостоятельной роли в учебно-воспитательном процессе. Правда, под влиянием правоохранительных органов, констатировавших усиление преступности в стране, особенно среди молодежи, элементы правового просвещения и воспитания включаются в систему дополнительного образования. Речь шла в первую очередь о необходимости проведения правовых мероприятий во внешкольной работе с детьми. По правовым вопросам проводятся олимпиады, организуются специальные встречи с работниками юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

В 1975 году в восьмых классах общеобразовательных школ страны вводится специальный правоведческий курс "Основы Советского государства и права". Проведя предварительный эксперимент с внедрением данного учебного предмета, специалисты согласились, что он необходим для профилактики правонарушений, формирования законопослушной личности, знающей свои права и обязанности. Появление нового правоведческого курса расширило возможности изучения важных правовых вопросов общественной жизни. Дети знакомились с основными правилами, сложившимися в области семейного, гражданского, уголовного, административного и конституционного права.

В 70-е годы правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве условия повышения правовой культуры детей выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, которая должна охватывать весь период обучения школьников с первого по десятый класс. В ее рамках были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы.

На основе выше сказанного можно сделать вывод о том, что с приходом советской власти в России происходят кардинальные перемены в области национальной правовой культуры. Правовая культура подверглась большим изменениям, которые невозможно однозначно оценить. В первую очередь были ликвидированы все прежние ценности царской России, на смену которым пришли новые идеи марксизма и социализма. Создание основного закона страны, Конституции, и введение его в образовательный процесс также указывает на новую ступень в развитии государства. Следует также отметить то, что все эти преобразования были проведены за очень короткие сроки.

 



2016-01-05 735 Обсуждений (0)
Развитие правовой культуры России в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие правовой культуры России в советский период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)