Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути роста доходов федерального бюджета



2016-01-05 851 Обсуждений (0)
Пути роста доходов федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации.

Несмотря на ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации.

В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012 – 2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг (повышение дюрации при сохранении оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг).

В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации долговая политика в 2012 – 2014 годах будет направлена на:

сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах (до 7 млрд. долларов США ежегодно);

поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

Помимо государственных заимствований на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества, которые в 2012-2014 гг. составят 885,5 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году – 276,1 млрд. рублей, в 2013 году – 309,4 млрд. рублей, в 2014 году – 300,0 млрд. рублей.

На текущем этапе инструмент государственных гарантий Российской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы, представлены в таблице 2.10:

 

 

Таблица 2.10 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

 

Показатель Ед. изм. 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
закон %% к пре-дыдуще-му году прогноз %% к пре-дыдуще-му году прогноз %% к пре-дыдуще-му году прогноз %% к пре-дыдуще-му году
Объем ВВП млрд. руб. 53 274 118,5 57 532 108,0 63 436 110,3 70 409 111,0
Курс доллара США (среднегодовой) руб. за долл. США 28,4 93,4 27,9 98,2 27,9 100,0 28,0 100,4
Цена на нефть марки «Юралс» долл./ барр. 105,0 134,3 93,0 88,6 95,0 102,2 97,0 102,1
Цена на газ (среднеконтрактная, включая страны СНГ) долл./ тыс. куб. м 337,0 126,0 349,1 103,6 342,3 98,1 350,0 102,2
Цена на газ (ДЗ) долл./ тыс. куб. м 382,5 124,9 394,9 103,2 381,0 96,5 389,6 102,2
Объем импорта, всего млрд. долл. 288,4 126,9 331,8 115,0 375,3 113,1 423,9 112,9
Налогооблагаемый объем импорта млрд. долл. 268,6 125,9 308,9 115,0 350,6 113,5 401,3 114,5
Объем экспорта, всего млрд. долл. 500,2 127,9 490,7 98,1 508,7 103,7 532,8 104,7
Объемы экспорта:                  
нефти млн. тонн 242,0 96,8 241,0 99,6 240,0 99,6 241,0 100,4
газа млрд. куб. м 201,3 113,2 220,7 109,6 240,6 109,0 246,4 102,4
нефтепродуктов млн. тонн 133,9 101,0 134,0 100,1 134,0 100,0 132,6 99,0
Налогооблагаемые объемы экспорта:                  
нефти млн. тонн 200,0 88,5 197,9 99,0 197,2 99,6 197,9 100,4
газа млрд. куб. м 117,5 104,9 133,8 113,9 153,2 114,5 157,6 102,9
нефтепродуктов млн. тонн 128,9 98,6 129,0 100,1 129,0 100,0 127,6 98,9
Налогооблагаемые объемы добычи:                  
нефти млн. тонн 445,8 101,0 447,3 100,3 443,8 99,2 452,6 102,0
газа млрд. куб. м 584,6 102,2 609,4 104,2 634,1 104,1 638,6 100,7
газового конденсата млн. тонн 18,6 102,8 19,0 102,2 19,9 104,7 20,6 103,5

 

Прогноз доходов сформирован с учетом предлагаемых к принятию изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся внешнеэкономической деятельности и вступающих в действие с 1 января 2012 года (Приложение 2).

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 2.11:

 

Таблица 2.11 - Прогноз доходов федерального бюджета

млрд. рублей

 

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
закон % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП прогноз % к ВВП
Доходы, всего 10 303,4 19,3 10 627,8 18,5 11 687,6 18,4 12 645,5 18,0
в том числе:                
Нефтегазовые доходы 5 228,2 9,8 4 942,2 8,6 5 228,6 8,2 5 444,3 7,7
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 50,7 - 46,5 - 44,7 - 43,1 -
НДПИ 1 862,4 3,5 1 804,4 3,1 1 962,4 3,1 2 076,9 2,9
Таможенные пошлины 3 365,8 6,3 3 137,8 5,5 3 266,2 5,1 3 367,4 4,8
Ненефтегазовые доходы 5 075,2 9,5 5 685,6 9,9 6 459,0 10,2 7 201,2 10,3
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % 49,3 - 53,5 - 55,3 - 56,9 -
НДС 2 988,9 5,6 3 447,6 6,0 3 901,6 6,2 4 445,1 6,3
Налог на прибыль организаций 316,2 0,6 352,2 0,6 369,2 0,6 385,8 0,5
Акцизы 272,7 0,5 396,2 0,7 567,3 0,9 718,1 1,0
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 15,9 0,0 19,6 0,0 26,7 0,0 31,2 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 716,0 1,3 752,5 1,3 836,0 1,3 942,2 1,3

 

Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие эффективного национального рынка государственных ценных бумаг;

- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории «А»;

- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих задач:

- формирование репрезентативной шкалы доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований в целях создания условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов;

- обеспечение постоянного эффективного взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом в целях сохранения адекватного восприятия российского кредитного риска, обеспечения транспарентности и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов.

В 2012-2014 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2.12):

 

Таблица 2.12 - Объем государственных заимствований Российской Федерации

млрд.руб.

Показатель 2011 год (закон) Прогноз
Государственные заимствования, всего 1 311,3 1 592,3 1 601,7 1 626,1
привлечение 1 801,1 2 181,7 2 284,0 2 474,1
погашение -489,8 -589,4 -682,3 -848,0
- внутренние заимствования 1 340,8 1 459,0 1 465,7 1 486,2
привлечение 1 709,9 1 977,9 2 082,2 2 273,6
погашение -369,1 -518,9 -616,5 -787,4
- внешние заимствования -29,5 133,3 136,0 139,9
привлечение 91,2 203,8 201,8 200,5
погашение -120,7 -70,5 -65,8 -60,6

 

В 2012-2014 годах планируется предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, на реализацию инвестиционных проектов, по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа, «ипотечных» государственных гарантии Российской Федерации (ОАО "АИЖК"), для поддержки экспорта промышленной продукции, по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций.

Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2012-2014 годах составит:

- в валюте Российской Федерации в общей сумме 885,9 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году – 344,5 млрд. руб., в 2013 году – 326,5 млрд. руб., в 2014 году – 214,9 млрд. руб.;

- в иностранной валюте – 14,4 млрд. долларов США, в том числе: в 2012 году - 4,5 млрд. долл. США, в 2013 году - 5,3 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,6 млрд. долл. США.

В 2012-2014 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 454,7 млрд. руб., в том числе: в 2012 году – 120,2 млрд. руб., в 2013 году – 85,8 млрд. руб. и в 2014 году – 248,7 млрд. рублей.

В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. составит

8 108,0 млрд. руб., на 1 января 2014 г. – 10 244,8 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. –11 950,9 млрд. руб.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 14,1 % ВВП в 2012 году, 16,1% ВВП в 2013 году и 17,0% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,6% в 2012 году, 82,6% в 2013 году и 83,5 % в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга. В 2011 году совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 11,2% ВВП.

Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2012-2014 годах осуществления компенсационных выплат.

В 2012-2014 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.

В 2012 году предусматриваются компенсационные выплаты в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) гражданам Российской Федерации по 1950 год рождения включительно и их наследникам.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 36,7%, в 2013 году – 36,5%, в 2014 году – 36,6%. После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет (таблица 2.13).

Таблица 2.13 - Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, в %

 

Показатель 2011 год   Проект
2012 год 2013 год 2014 год
Доходы (до получения трансфертов) 35,5 36,7 36,5 36,6
Доходы (после получения трансфертов) 43,9 43,5 42,1 41,5
Расходы, всего 42,3 40,5 39,0 38,7
Расходы (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам) 48,5 46,3 44,5 44,2
Расходы (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам и средств, направляемых на пополнение Резервного фонда) 50,9 46,8 44,6 44,2

Сокращение доли консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) и расходах в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Кроме того, при прогнозе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учтены изменения в законодательство в связи с переводом финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета:

- зачисление государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения в федеральный бюджет (оценка 2012 года – 37,0 млрд. рублей);

- зачисление доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативу, в федеральный бюджет (оценка 2012 года – 64,0 млрд.рублей).

Оценка объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2010 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год.

При оценке параметров бюджетов субъектов Российской Федерации учитывались предложения по:

- индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений;

- доведению к 2013 году заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в экономике;

- ежегодному увеличению расходов в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- снижению тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- увеличению расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов субъектов Российской Федерации;

- изменению в разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции из федерального бюджета;

- ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции;

- сохранению прочих расходов на уровне 2011 года.

С целью финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы дорожные фонды. Средства данных фондов будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортного налога, а также иных поступлений, утвержденных региональном законом, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий.

Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз.

При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более пятнадцати процентов регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей.

С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации планируется внести изменения, предусматривающие, в том числе корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году.

Общий объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году 493,3 млрд. рублей, что составляет 90,9% к уровню

2011 года.

Их сокращение обусловлено уменьшением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые составят в 2012 году 86,5 млрд. рублей.

Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 19,8 млрд. рублей и в целях финансового поощрения регионов, достигших наилучших показателей в сфере развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, в сумме 10,0 млрд. рублей.

В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено предоставление 105 видов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, с целью обеспечения достоверного бюджетного планирования необходимо увеличить долю субсидий, распределяемую между бюджетами субъектов Российской Федерации законом о федеральном бюджете до начала финансового года, которая в последние годы составляет около 15% от их общего объема.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года.

В 2012 году не предусматривается предоставление субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных Московской и Ленинградской областей и субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей.

Кроме того, предполагается отменить софинансирование из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации:

- по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

- по содержанию ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающиеся приемному родителю.

Финансовое обеспечение соответствующих расходов будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.

Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2.14):

Таблица 2.14 - Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов

 

млрд.рублей

Наименование 2011 год (закон) Проект
2012 г. 2013 г. 2014 г.
ВСЕГО 471,7 377,7 271,8 227,1
Общегосударственные вопросы 1,0 1,0 1,0 1,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 0,4 1,1 0,9  
Национальная экономика 212,4 157,7 136,0 145,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 49,9 25,4 16,5 8,6
Охрана окружающей среды 0,1 0,04 0,0 0,6
Образование 47,9 85,4 61,0 20,2
Культура, кинематография 7,7 3,4 1,6 0,6
Здравоохранение 64,8 67,4 26,8 24,7
Социальная политика 25,1 16,7 15,4 15,2
Физическая культура и спорт 22,4 10,8 6,5 6,6
Средства массовой информации 0,1      
Межбюджетные трансферты общего характера 39,8 8,7 6,1 4,4

 

Источником финансового обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются субвенции из федерального бюджета (таблица 2.15):

 

 

Таблица 2.15 - Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов

 

млрд.рублей

 

Наименование 2011 год (закон) Проект
2012 г. 2013 г. 2014 г.
ВСЕГО 281,1 229,5 237,5 242,3
Общегосударственные вопросы 1,7 0,2 0,2 0,03
Национальная оборона 2,2 2,3 2,4 2,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 6,5 6,5 6,7 6,9
Национальная экономика 100,3 74,3 72,0 71,3
Охрана окружающей среды 0,6 0,6 0,6 0,6
Образование 1,1 1,0 1,1 1,1
Культура, кинематография 0,2 0,2 0,3 0,3
Здравоохранение 0,3 0,3 0,3 0,3
Социальная политика 168,2 144,1 153,9 159,3

 

Снижение общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено предполагаемым наделением субъектов Российской Федерации полномочиями по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью и полномочиями в области содействия занятости населения (в части расходов по осуществлению этих полномочий и реализации активных мероприятий по содействию занятости населения без учета социальных выплат безработным гражданам) в связи с высвобождающимися средствами в результате передачи обеспечения полиции на федеральный уровень.

Иные межбюджетные трансферты в 2012 году предусмотрены в объеме 34,4 млрд. рублей, или 71,5% к уровню 2011 года. Их сокращение обусловлено прекращением предоставления межбюджетных трансфертов в части обеспечения равного с МВД Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности.

В условиях закрепления полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации будут осуществлены мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Предполагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в местные бюджеты налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по нормативу 20% (ранее – 10%), одновременно снизив установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации для местных бюджетов норматив отчислений от данного налога. Это будет способствовать более полному учету субъектами Российской Федерации при организации межбюджетных отношений многообразия видов муниципальных образований, различий в специфике их инфраструктуры, экономическом и налоговом потенциале, что обеспечит снижение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

Предполагается скорректировать порядок расчета нормативов распределения акцизов на нефтепродукты в части ограничения по показателю объема розничных продаж автомобильного бензина в случае, если уровень розничной продажи в расчете на одно транспортное средство двукратно превышает среднероссийский показатель на территории субъекта.

В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика.

Мировой экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванную ориентацией экономики этих регионов на отдельные отрасли – металлургия, машиностроение и т.п. Таким регионам следует проводить диверсификацию региональной экономики, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы региональных бюджетов.

Взаимосвязанной с описанной группой рисков является и проблема зависимости бюджетов ряда субъектов Российской Федерации от крупных налогоплательщиков – юридических и физических лиц, в результате чего доходы региональных бюджетов зависят не только от доходов таких налогоплательщиков, но и от места их регистрации.

Субъекты Российской Федерации, доходы которых зависят от динамики общеэкономической конъюнктуры и от места регистрации крупных налогоплательщиков, должны формировать фонды финансовых резервов – Резервные фонды субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

 


Заключение

 

Подводя итоги исследования данной темы, автор дает ответы на следующие поставленные задачи:

Основным видом доходов государственных и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов. Значительная доля налогов в системе доходов характерна для бюджетов многих развитых государств. Например, во Франции налоги составляют около 95% доходов государственного бюджета, в США – 90%, в ФРГ – 80%, в Японии – 75%.

Между тем доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета подрывает финансовую независимость государства и негативным образом отражается на благосостоянии граждан, поскольку фискальные интересы государства не могут удовлетворяться вне зависимости от фактических возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги, не снижая жизненного уровня, не подрывая возможностей расширенного воспроизводства.

В целях реализации стратегии развития экономики, определяющей переход от сырьевого к инновационному развитию, государство в последнее время приступило к расширению круга финансовых инструментов пополнения доходов бюджетов. Неналоговые доходы государственных и местных бюджетов приобретают значение дополнительного гаранта стабильности финансовой системы государства за счет источников, менее подверженных экономическим колебаниям, являясь стратегически важным средством пополнения бюджетов.

Вместе с тем в настоящее время сбор средств в доход государства осуществляется недостаточно эффективно, поскольку в одну группу объединены платежи, имеющие различную правовую природу, в связи с отсутствием, как в науке финансового права, так и в действующем законодательстве, единого подхода к их систематизации. В свою очередь это негативно отражается на финансово-правовом регулировании каждого вида доходов государства в отдельности и затрудняет их использование. В связи с изложенным в целях совершенствования правовых механизмов формирования государственных финансов возникла необходимость создания целостной, научно обоснованной системы доходов, учитывающей их экономическую и правовую природу, которая была бы положена в основу разработки соответствующего законодательства.

В последние годы финансовая система Российской Федерации испытывала негативное влияние мирового финансового кризиса. Так, по данным Росстата в 2007 г. рост ВВП составил 108,5%, в 2008 г. динамика сократилась до 105,2%, а в 2009 г. – до 92,1%.

В 2010 г. рецессия российской экономики прекратилась. Возобновился рост ВВП (более чем на 3 %), промышленного производства (5,8%), наметились первые признаки оживления инвестиционной деятельности. В этот период реальные доходы граждан выросли на 7,4%, в целом наметились благоприятные тенденции для развития российской экономики и финансовой системы.

В этих условиях, учитывая необходимость поддержания процессов модернизации экономической системы, которые являются ключевыми для развития государства на ближайшие годы, реализации инновационных программ, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности экономики Российской Федерации и выполнение социальных обязательств перед населением, особо актуальной становится задача увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет совершенствования системы государственных и местных доходов. При этом существенно возрастает роль неналоговых доходов государственных и местных бюджетов.

 

 




2016-01-05 851 Обсуждений (0)
Пути роста доходов федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути роста доходов федерального бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)