Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Практика развития аутсорсинга в мире и Беларуси



2016-01-05 2452 Обсуждений (0)
Глава 2. Практика развития аутсорсинга в мире и Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировой опыт развития аутсорсинга

На мировом рынке лидером в потреблении услуг аутсор­синга (по данным на 2001 г.) являются США (доля мирового рынка 36%), Западная Европа (29%) и Япония (13%). Удель­ный вес компаний США, передающих какие-либо функции или бизнес-процессы аутсорсерам, составил в 2005 г. 86% про­тив 52% в 1999 г. Объем продаж услуг на рынке аутсорсинга США увеличился в 2001—2005 гг. более чем в 3 раза.

В табл. 2.1 и на рис. 2.2. представлены данные о развитии европейского рынка услуг аутсорсинга.

Таблица 2.1. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по странам (2001-2005 гг.)

Страна Развитие рынка, млн долл.
Рост 2001-2002, % Рост 2002-2005, %
Европа
Франция
Германия
Великобрит.
Италия
Швеция
Дания
Норвегия
Финляндия
Нидерланды
Бельгия
Испания
Швейцария
Австрия
Португалия
Греция
Ирландия
Восточная Европа

Рисунок 2.2. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по отраслям

Тенденции к расширению европейского рынка услуг аут­сорсинга усиливаются. По подсчетам аналитиков, за последний квартал 2010 г. в Европе было заключено больше контрактов об аутсорсинге, чем за любой другой период, начиная с 2000 г. Как отмечают ведущие консультанты, «необходимость снижать за­траты заставляет европейские компании переступить через свое нежелание поручить часть своего бизнеса субподрядчикам». По мнению специалистов компании Technology Partners International {TPГ), консультирующей почти 20% мировых аутсорсинговых контактов, в немецкой экономике, крупнейшей на данный момент в Европе, в тенденции по передаче бизнес-процессов полностью «третьей стороне» лидируют банки. Общие доходы от аутсорсинга за первые 9 месяцев 2009 г. утроились по срав­нению с тем же периодом 2008 г. На долю Германии уже при­ходится 13% общемирового рынка аутсорсинга, выросшего на 3,4% по сравнению с 2008 г.

Наиболее динамично развивается рынок аутсорсинга биз­нес-процессов. На мировом рынке ВРО в настоящее время до­минируют 6 американских компаний — IBM, Accenture, EDS, Affiliated Computer Services, Computer Sciences и HP. Однако пер­спективы роста на этом рынке ведут к увеличению числа евро­пейских компаний, переключающихся на этот бизнес с традици­онного IT-аутсорсинга. Среди таких компаний — Bayer Business Services, выделившаяся из структуры производителя медика­ментов и химических препаратов концерна Bayer AG, а также компания SAP, на чьей технологической платформе основаны предложения многих европейских аутсорсинговых компаний. Тенденции к развитию комплексных предложений по аутсор­сингу бизнес-процессов на основе использования информаци­онных технологий, совершенствование технологической базы аутсорсинга бизнес-процессов, стандартизация бизнес-процес­сов, унификация требований к поставщикам услуг аутсорсинга позволяют говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о «за­втрашнем дне» методологии аутсорсинга в теории и практике менеджмента организации.

В Японии аутсорсинг является важной частью деловой прак­тики. Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг в стране использовался для решения следующих задач: обучения кадров — 20,1% (общего числа опрошенных фирм), управле­ния информационными системами — 19,7, выполнения произ­водственных процессов — 17,4, выполнения бухгалтерских опе­раций — 14, НИОКР — 13,7%. По данным этого министерства, свыше 70% компаний, использовавших аутсорсинг для повы­шения степени специализации, максимизации эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных це­лей.

Индия лидирует среди поставщиков IT-аутсорсинга, так как имеет большое англоязычное население и высокий уровень об­разования молодежи. Индийские компании давно и успешно внедряют западные модели ведения бизнеса. Индийская IT-ин­дустрия переживает гигантский подъем, вбирая в себя целые куски инфраструктуры транснациональных компаний. Тради­ционный индийский сектор рынка офшорного программирова­ния планомерно замещается сектором аутсорсинга бизнес-про­цессов. «Аутсорсинг бизнес-процессов — новый, набирающий силу механизм индийской софтверной индустрии», — говорит президент Национальной ассоциации софтверных и сервисных компаний Индии (Nasscom) Арун Кумар (Arun Kumar). Если ин­дийская IT-индустрия в целом демонстрирует впечатляющие темпы роста в 30% в год, то сектор ВРО растет на 70% в год. Индийские специалисты с большим энтузиазмом и готовно­стью берутся за работу, которую западные европейцы считают скучной или бесперспективной. Развитие IT-индустрии всемер­но поддерживает центральное правительство Индии. В 2000 г. центральное правительство создало Министерство информаци­онных технологий и теперь предоставляет расположившимся в стране международным компаниям льготы, такие, как нулевой уровень налогообложения на начальном этапе с постепенным его повышением в течение 10 лет. Результатом, по оценке ана­литиков, в скором времени будет то, что западные компании перенесут в Индию те бизнес-процессы, которые уже и так от­дают на аутсорсинг. Индийские компании, со своей стороны, прикладывают множество усилий к тому, чтобы обеспечить западным партнерам надежную инфраструктуру для развития бизнеса. Опыт аутсорсинга в Индии имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но объем контрактов по аутсор­сингу уже превысил 7,7 млрд. долл., а неуклонное стремление к развитию этого сектора рынка и государственная поддержка принесут плоды в ближайшем будущем.

За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индоне­зия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьет­намские компании много рабо­тают на Австралию, используя недавно предоставленные прави­тельством льготы и подготовленных в СССР специалистов. А вот у Сингапура дела обстоят не очень просто. Уровень жизни там высок, и все усилия правительства пока не при­вели к созда­нию чего-то большего, чем маленькие "сэйлз-офисы" индийских, российских и прочих компа­ний.

Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, извест­ные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Ук­раине, Беларуси, Казахстан и Армении.

Первая и самая главная причина такого роста - дешевизна. В Штатах про­граммистам - даже приезжим - нужно платить гораздо больше. И, кстати, по этому параметру Москва проигрывает, например, Бомбею или Гомелю - выше накладные расходы. В провинции дешевле, но там слож­нее ситуация с квали­фицированным персоналом.

Есть и заметное преимущество по сравнению с вывозом людей за границу. Во-первых - не любой на это пойдет по самым разным причинам. Потом, с пере­ездом связаны разные из­держки - человеку придется адаптироваться в местную культуру, обзаводиться домом. У себя на родине программист быстрее включа­ется в рабочий процесс. [23]

Среди основных игроков на рынке аутсорсинга можно выделить Vested Development. Это пример компании, которая одно­временно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включа­ется в состав продуктов этих компаний.

Вероятно, самая большая реально функционирующая оффшорная софтвер­ная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признан­ным игроком на мировом рынке JavaBeans.

Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания вхо­дит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильно­сти. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing.

В числе первых возникла компания EPAM. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.

Питерская компания "Рэксофт" - пример фирмы, удачно освоившей верти­кальный рынок. С одной стороны, их разработки в области телекоммуникаций гарантированно востребованы. С другой - требуют высокой квалификации и дли­тельного обучения персонала. Это, наверное, очень способствует росту прибыли. В России "Рэксофт" известен, в основном, проектом элек­тронного магазина "Озон". [18]

В большей или меньшей степени работать с оффшорными разработчиками пробуют все - от аэрокосмических фирм до производителей микросхем и обору­дования (Intel, Motorola, Sun, NEC, Fujitsu, Samsung, Silicon Graphics).

Разумеется, в числе заказчиков много относительно небольших, но агрес­сивных компаний, продвигающих на американском и мировом рынках новые классы продуктов. Например, CRM-системы и сьюты для интеграции каналов сбыта. Им новые продукты нужны быстро, "круто" и не очень дорого.

В принципе, даже самые крупные, мультимиллиардные транснациональные корпорации также могут отдать существенные части создания своей IT-инфра­структуры на аутсорсинг наиболее авторитетным из наших фирм. Такие проек­ты были у EPAM. Им приходи­лось делать внедрения в более чем тридцати стра­нах одновременно, локализуя свои разработки на множество языков, включая японский.

Учитывая то, что Российская Федерация является страной, которая располагается по соседству с нашим государством, необходимо изучить её практику и рынок аутсорсинга. Развитие российского рынка услуг аутсорсинга на­прямую связано с интеграцией российской экономики в миро­вое экономическое пространство. Российские компании, стре­мясь к достижению необходимого уровня производительности и конкурентоспособности, используют доступные инструмен­ты, технологии и концепции менеджмента. Этому способствует также партнерство с западными производителями, осваиваю­щими российский рынок.

В той или иной мере к использованию услуг аутсорсинга прибегают до 70% российских предприятий. В большинстве случаев речь идет об IT-аутсорсинге: сопровождении программ бухгалтерского и складского учета, обслуживании компьютер­ной и офисной техники, локальных сетей. Существенный рост рынка телекоммуникационных услуг сопровождается ростом этого сектора рынка услуг аутсорсинга. Есть успехи в разви­тии электронной коммерции. Ряд российских консалтинговых компаний предлагает услуги в области аутсорсинга бизнес-про­цессов, аутсорсинга человеческих ресурсов (HR-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсорсинг-проектов для предпри­ятий различных отраслей промышленности. Развивается рынок услуг индустриального питания, транспортных и логистических услуг, обслуживания производственной инфраструктуры и от­дельных видов промышленного сервиса.

Одновременно российский рынок услуг аутсорсинга фор­мируется за счет предложений со стороны поставщиков миро­вого уровня, таких, как PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, EDS, ICG (International Computer Group) и др., активно развивающих партнерские отношения с российскими компаниями. Можно констатировать, что структура российского бизнеса в результате внедрения аутсорсинга как технологии менеджмента уже претерпела существенные изменения.

Российские предприятия активно стремятся к выходу на мировой рынок в качестве поставщиков мирового уровня или партнеров крупных западных производителей продукции и ус­луг. Развитие этого направления означает интеграцию россий­ского бизнеса в мировую экономическую систему. Предпри­ятия-экспортеры заинтересованы в том, чтобы их деятельность соответствовала мировым стандартам. Однако на данный момент структура экспорта России демонстрирует низкотехнологичную (сырьевую) ориентацию экономики. Ожидается, что спрос на российском рынке услуг аутсор­синга (в том числе IT-аутсорсинга) в ближайшие годы должен быть сформирован за счет инвестиций в развитие основных высокотехнологичных отраслей промышленности, в первую очередь — машиностроения. м высоких технологий менеджмента, в том числе аутсорсинга. Однако сейчас эконо­мическое положение российского машиностроения — одно из самых худших среди прочих отраслей промышленности. Объективным фактором низ­кого уровня рентабельности производства признается высокая себестоимость продукции и ориентация на заполнение дешевых ценовых ниш.

В российской бизнес-практике спрос на дорогостоящие виды услуг аутсорсинга, такие, как аутсорсинг информационных тех­нологий, аутсорсинг финансовых бизнес-процессов и другие за­тратные проекты, до сих пор не получил того уровня развития, который мог бы быть сопоставим с примерами ведущих западных корпораций. Однако именно использование аутсорсинга, в том числе производственного, может дать российским предприяти­ям шанс сохранения и развития производственных мощностей, повышения эффективности и достижения того уровня кон­курентоспособности, который позволит России укрепить свои экономические позиции в мире на пороге вступления в ВТО. Множество примеров успешной реализации аутсорсинг-проек­тов российскими предприятиями подтверждают это. Мы вправе ожидать значительного роста российского рынка аутсорсинга, в том числе IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, несмотря на существующие до сих пор два главных препятствия на пути его развития: несовершенство законодательства и сла­бую культуру договорных отношений.

Основу для формирования рынка услуг аутсорсинга в Рос­сии закладывают следующие тенденции развития российских предприятий:

· реорганизация управления;

· реструктуризация активов;

· внедрение новых технологий.

Основными препятствиями к повсеместному использованию аутсорсинга российскими предприятиями являются:

· неудовлетворительное качество продукции и услуг;

· неразвитая культура договорных отношений;

· низкая производительность;

· отсутствие свободных средств для инвестирования в долго­срочные проекты технического перевооружения и IT;

· отсутствие законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений;

· отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах;

· нежелание руководителей предприятий изменять сложив­шуюся практику деловых отношений.

Рынок аутсорсинга информационных технологий в России формируется одновременно с развитием рынка инфор­мационных и коммуникационных технологий. Практически до конца 90-х гг. XX в. об услугах аутсорсинга на внутреннем рос­сийском рынке вообще не было речи. Однако уже в это время достаточно широкую известность приобрело офшорное програм­мирование, и разработки российских специалистов пользовались значительным успехом у зарубежных заказчиков. Многие рос­сийские компании в области создания программного обеспече­ния, развивавшиеся как российско-американские совместные предприятия, были почти в чистом виде аутсорсерами, напри­мер, компания ParaGraph, занимавшаяся разработкой программ для распознавания рукописного текста.

В отличие от индийских и китайских компаний, для которых деятельность в сфере офшорного программирования всемерно поддерживалась на государственном уровне (создавалась необ­ходимая инфраструктура, предоставлялись существенные нало­говые льготы), привлекательность российских компаний для за­падного заказчика определялась высоким качеством разработки при относительно низкой оплате труда специалистов. Со време­нем этот фактор потерял свою значимость. В настоящее время на мировом рынке офшорного программирования Россия занимает далеко не ведущие позиции. Развитие офшорного программирования в России с недав­него времени стало приоритетной государственной задачей. Произошло это в конце 2004 г., когда президентом страны была принята «Концепция развития рынка информационных тех­нологий в Российской Федерации», согласно которой Россия должна стать страной с инновационной экономикой. Одним из сегментов рынка информационных технологий, развитию которых в рамках данной концепции должно уделяться особое внимание, является следующий: предоставление услуг, связан­ных с внедрением и поддержкой IT, включая выполнение вне­шним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и об­служиванием информационных систем и IT-инфраструктуры, а также разработкой по заказу программного обеспечения. По мнению разработчиков концепции, инфраструктура миро­вого рынка информационных технологий еще не сложилась, что дает шанс России значительно увеличить свою долю. При этом экспорт программных продуктов — офшорное програм­мирование — практически единственный сегмент мирового рынка IT, где представлена Россия.

Тем не менее участники российского рынка IT-услуг наде­ются, что реализация мер, заложенных в концепции, позволит России стать второй страной в мире на рынке услуг аутсорсинга после Индии, обогнав Китай. Этому способствует как высокая квалификация российских специалистов, так и желание ино­странных заказчиков диверсифицировать структуру рынка услуг. По прогнозам ассоциации РУССОФТ, если положе­ния концепции будут полностью реализованы, объем рынка экспорта IT-услуг в России через пять-шесть лет вырастет до 10 млрд долл., из которых более трети придется лишь на офшорное программирование.

Крупнейшими компаниями в области офшорного програм­мирования в России считаются Luxoft и Ераm Systems, в которых трудятся более тысячи сотрудников. Так называемые компании второго эшелона — Aplana, «Аркадия», «Аурига», «Датаарт», «Рексофт», «Терком», VDI — имеют менее тысячи сотрудников.

Существенную роль в формировании российского рынка услуг аутсорсинга и других бизнес-технологий призваны сыграть так называемые технопарки, основная функция которых — предоставление качественной и доступной по цене IT-ин­фраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. Особые экономические условия для компаний, развивающих свою деятельность в технопарках, проявляются также и в двух важ­нейших для становления бизнеса факторах: сокращении опе­рационных расходов и снижении финансовых рисков. [7, стр. 219-235]

 


2.2. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его разви­тия.

 

Около 7% молодых специа­листов Беларуси (до 30 лет) зарабатывают сегодня деньги на рынке аутсор­синговых услуг, встраиваясь в цепочки процессов создания программных продуктов по заказам крупнейших западных компаний. Наиболее значитель­ный и извест­ный пример такого бизнеса - белорусская фирма в ранге СП "IBА". Подав­ляющая часть его доходов обеспечивается участием в техноло­гических це­почках разработчиков программного обеспечения.

У большинства белорусских предприятий загрузка производст­венных мощностей невелика, и они с большим энтузиазмом относятся к предложе­ниям из области аутсорсинга от российских фирм. Но потрясающе низкий уровень менеджмента и полное отсутствие возможности самостоя­тельно принимать стратегические решения делает наши фирмы, компании и заводы только объектом получения хорошей прибыли в российских цепоч­ках. Встраивание в аутсорсинговые цепочки благополучных межнациональ­ных фирм гораздо выгоднее. Так, львиная доля примеров успешного аутсор­синга в развивающихся странах, по данным фирмы McKinsey Quarterly, при­ходится на лидеров новой экономики: Philips, Motorola, Alcatel, Ericsson, Intel, Microsoft, IBM, Cisco. Те же производители автомобилей, по данным Bear Sterns, до 65% производственной логистики обеспечили аутсорсингом, что позволило им на 20-30% снизить издержки и увеличить скорость реаги­рова­ния на "голос потребителя". Однако наши машиностроители - "наш ко­зырь" - чужие на этом празднике жизни.

Пока наши предприятия вовлекаются в аутсорсинговые схемы в самом невыгодном варианте. По такой схеме предприимчи­вые рос­сияне подминают материальные потоки машиностроительных и хи­мических предприятий, на очереди предприятия и других отраслей. Изно­шенность ос­новных фондов и низкий уровень менеджмента не позволяет на­деяться на то, что эти уродливые схемы кооперации разовьются в цивилизо­ванные формы аутсорсинга. Другое дело, если бы государство как главный собственник бе­лорусских предприятий одной из стратегических целей управления своей собственностью установило формирование фирм-контракторов с передачей их эффективным собственникам. Это был бы очень пер­спективный вариант возрождения белорусской экономики, а для некоторых предприятий - просто панацея.

В перспективные фирмы-контракторы с удовольствием вклады­вают деньги будущие заказчики, если доказана выгодность использования этих фирм в аутсорсинговых цепочках. Успешность экспансии многонацио­наль­ных корпораций на восточные рынки во многом определяется тем, на­сколько эффективны новые контракторы. Поэтому Ford, интенсивно осваи­вающий рынок России и других стран СНГ, активно обучает своих будущих постав­щиков, готовя их к тендерам на право быть контракторами в своих це­почках. Аналогичной тактики придерживаются и другие корпорации, и грех не вос­пользоваться этим.

Белорусские предприятия в аутсорсинговых схемах могли бы вы­сту­пать как в качестве контракторов, так и в качестве оригинальных произ­води­телей. Последний случай касается только предприятий, имеющих ши­роко из­вестные и продвинутые брэнды, например "Атлант", МАЗ, "Белита". Но при­менение аутсорсинговых схем целесообразно лишь тогда, когда все другие способы снижения издержек и повышения качества исчерпаны, и при­влече­ние стороннего исполнителя действительно даст весомый эффект. [25]

При расчете выгод от применения аутсорсинга необходимо при­нимать во внимание различные альтернативные варианты документарного оформле­ния выноса части функций за пределы предприятия. Это необходимо для ми­нимизации затрат на преодоление законодательных барьеров (напри­мер, ог­раничений по включению в себестоимость затрат на оплату услуг сто­ронних организаций, которые организация способна выполнять своими си­лами бла­годаря наличию соответствующих структур и штатных единиц).

Выбор варианта определяется конкретными обстоятельствами. В лю­бом случае результат выполнения выносимой функции для предприятия ста­новится покупаемым товаром (даже если это услуга), что подразумевает со­блюдение соответствующего налогообложения и всех сопутствующих пра­вил и процедур.

Если же белорусское предприятие выступает в качестве контрак­тора, никаких законодательных ограничений на участие в аутсорсинговых схемах нет. Имеются другие трудности. Они связаны с неготовностью бело­русских предприятий к структурным преобразованиям, отсутствием должной корпо­ративной культуры, общим низким уровнем менеджмента и психоло­гической неподготовленностью работников предприятий к изменениям. А изменения необходимы, т.к. статус поставщика продукции или услуг должен подтвер­ждаться доказываемым наличием у предприятия-претендента сис­темы мини­мизации издержек, оптимизации качества. Также необходимо по­казать спо­собность соответствовать требованиям оригинального производи­теля. Эти требования обусловлены необходимостью опережающего поддер­жания кон­курентоспособности, что означает быстрое изменение номенкла­туры в соот­ветствии с требованиями рынка при минимизации издержек и оп­тимизации соотношения "цена/качество".

Преимущества, которые получают предприятия-контракторы, свя­заны с тем, что у них появляется доступ к современным технологиям, а уча­стие в технологических цепочках дает основания для привлечение инвести­ций на перевооружение и освоение новейших технологий. Таким образом, появля­ется шанс вырваться из замкнутого кольца нехватки оборотных средств, не­платежей и технической стагнации. Поэтому белорусским пред­приятиям, претендующим на продление своей жизни путем участия в аутсор­синговых схемах, необходимо безотлагательно заняться доведением органи­зации управления, производительности, эффективности, минимизации из­держек и соотношения цена/качество до конкурентного уровня.

Следует отметить, что такую деятельность как аутсорсинг очень трудно называть белорусской, американской или китайской, ведь большая их часть построена именно на международном сотрудничестве.

Будущее белорусской экономики, вполне вероятно, будут определять не МАЗы и не трактора, а фирмы, работающие в сфере высоких технологий. Пока они не многого добились - им не хватает господдержки. Государство упорно держит свой "зонтик" над теми предприятиями, которые не удержать никакими "подпорками". А вот структуры, определяющие IТ-бизнес Бела­руси, которые могли бы открыть для страны хорошую перспективу, прокла­дывают путь в большой бизнес самостоятельно. [25]

В 2007-м рынок аутсорсинга стал больше на 890%. Было заключено 244 крупных IТ-контракта (стоимостью выше 100 млн. USD) и 29 контрактов стоимостью бо­лее 1 млрд. USD.

Самый крупный заключен налоговым управлением Великобритании с Сар Gеmini Еrnst & Yоung стоимостью 5,1 млрд. USD. Рост рынка IТ-аут­сорсинга в значительной степени происходил за счет увеличения числа гос­заказов.

Именно аутсорсинг стал причиной уменьшения высокооплачиваемых рабочих мест в США. Это и заставило сенат США одобрить законопроект, который ограничивает размещение американских заказов за пределами страны. [2]

На первый взгляд, нам данный прецедент ничем не угрожает. Наш ры­нок IТ-технологий не настолько силен, чтобы претендовать на размещение заказов данного характера в Беларуси. Однако уровень развития ряда бело­русских фирм, работающих в сфере высоких технологий, свидетельствует о том, что технически их выполнение не представляет собой ничего сложного. Наши программисты не хуже индийских, которые сегодня снимают до 70% "пенок" с рынка аутсорсинга, а также китайских, бразильских, южно-афри­канских, которым правительства развитых стран, в том числе США и Запад­ной Европы, доверяют выполнение заказов.

Почему бы и Беларуси, имеющей в наличии хоть и небольшую, но все же хорошо подготовленную команду специалистов, работающих в сфере IТ-техно­логий, не попытаться пробиться если и не на американский, то хотя бы на за­падноевропейский рынок? Это вполне возможно, если предприятия, спе­циализирующиеся в области высоких технологий, найдут не только словес­ную, но и конкретную господдержку в виде работающих программ, префе­ренций и льгот.

При аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории Беларуси. Неразвитость рынка приводит и к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения ра­боты, особенно при несовершенстве условий контракта.

Помимо этого, в наследство от советского периода осталась сильная вертикальная интегрированность. Боязнь перемен и косность мышления ру­ководства таких предприятий зачастую мешает им отказаться от самостоя­тельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путем выделения вспомогательных подразделений в до­черние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководи­телей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды бу­дут невелики, поскольку предприятия холдинга все равно будут делать за­казы друг для друга вместо поиска сторонних партнеров, способных обеспе­чить нужды предприятий по более низкой цене или более качественно. Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания переходит на аутсорсинг, или снижается ее эффективность в целом. Поэтому следует ожидать, что наши предприятия будут в дальнейшем все более внимательно присматриваться к аутсорсингу.

В последние годы, во многом благодаря приходу нового поколения ме­неджеров, стали заметны сдвиги в политике многих предприятий. Сталкива­ясь с жесткой конкуренцией со стороны иностранных фирм, они активно проводят реструктуризацию, продавая активы, ненужные для основной дея­тельности и передавая на сторону часть деятельности компании. В отдель­ных отраслях, например, в строительстве, отказ от самостоятельного выпол­нения некоторых функций уже давно стал обычным явлением.

Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высо­кого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финан­совый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент, как в компа­ниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях. [25]

Необходимо сказать, что Беларусь, стремясь развиваться не просто за счет эксплуатации природных ресурсов, должна использовать свой интел­лектуальный потенциал, в частности и в разработке программного обеспече­ния. В 2000 г. объем рынка оффшорного программирования в Беларуси рав­нялся 125 млн. долл., что составляет лишь 0,16% от мирового рынка и 0,04% от ВВП. Однако уже к 2003 г. этот показатель достиг цифры 475 млн. долл., благодаря чему доля Беларуси на мировом рынке этого программирования возрастет вдвое, а его доля от ВВП составит 0,15%. Бум роста компаний оффшорного программирования подтверждается и различными рейтингами - как международными, так и белорусскими. Так, 4 белорусские компании попали в рейтинг The 2011 Global Outsourcing 100, составленный Международной ассоциацией профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP). EPAM Systems (57-е место) и IBA Group (59-е место) эксперты отнесли к группе мировых лидеров в данном виде бизнеса, а Intetics (76-е место) и iTransition (92-е место) признали "восходящими звездами".
Руководители и основатели этих компаний попали и в недавно опубликованный рейтинг 200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси-2011. Кроме них, там засветились и руководители еще ряда ИТ-компаний, связанных с оффшорным программированием, в частности SaM Solutions Gmbh, "Научсофт", "БелХардГрупп".

В стране уже сейчас существует большое количество компа­ний, оказывающих те или иные аутсорсинговые услуги: бухгалтерские и юридические фирмы, рекламные агентства. Причем число их постоянно рас­тет. Возможно, новый импульс развитию аутсорсинга в Беларуси даст его использование молодыми начинающими компаниями.

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечествен­ного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, бла­годаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно пер­спективно. В белорусских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.

 

Выводы. Рассмотрев опыт стран Западной Европы, Северной Америки и некоторых стран Азии, а также опыт ближайшего соседа – России, можно сказать, что основными целями для улучшений в сфере аутсорсинга Беларуси должны поначалу стать те цели, которые уже были достигнуты вышеупомянутыми странами. Основные пункты можно определить так:

· создание и развитие специализированных компаний для оказания необходимых услуг IT-аутсорсинга на белорусском рынке, в том числе совместных предприятий и дочерних фирм известных западных компаний — поставщиков миро­вого уровня, для чего необходимо улучшение инвестиционного климата и повышение доверия инвесторов;

· интенсивное развитие новых для белорусского рынка сек­торов IT-бизнеса (сетевые технологии, услуги Интернета, электронная коммерция, колл-центры и пр.);

· развитие услуг офшорного программирования;

· кооперация с западными производителями в области разра­ботки и создания новых видов наукоемкой продукции, заключение контрактов на научные исследования приклад­ного характера с российскими организациями;

· производство отдельных компонентов, выполнение отдель­ных видов технологических операций, сборка и предпро­дажное обслуживание продукции для дальнейшей реализа­ции как на российском, так и на зарубежном рынках;

· развитие практики контрактного производства и отноше­ний субконтракции;

· делегирование функций коммерческого представительства на отдельных рынках;

· развитие белорусского рынка услуг в области логистики;

· передача специализированным фирмам-аутсорсерам вспо­могательных и обслуживающих бизнес-процессов (обще­ственное питание, уборка и обслуживание офисных поме­щений, транспортные услуги и пр.), развитие бизнеса в этой сфере;

· развитие рынка обслуживания производственного оборудо­вания, формирование самостоятельного бизнеса промыш­ленного сервиса;

· развитие рынка корпоративного обучения специалистов различного профиля.

· создание парков высоких технологий и поддержка государства.


Заключение

Под аутсорсингом понимают передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функ­ций или частей бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информацион­ных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспече­ния персоналом и даже производства.

Возник аутсорсинг в начале ХХ в. для решения юридических проблем, а сейчас эволюционировал в глобальное явление, охватывающее практически все области деятельности.

Аутсорсинг делится на внешний и внутренний, полный и частный, а Институт аутсорсинга объединяет все виды услуг аутсор­синга в две группы: аутсорсинг бизнес-процессов и IT-аутсор­синг. Кроме этого, выделяют производственный аутсорсинг. Функциями аутсорсинга являются:

1. Обретение технологии быстрого подключения/сворачивания бизнеса – гибкое привлечение ресурсов под необходимые проекты;

2. Высвобождение времени руководителей для функций стратегического управления – передача «рутинных» операций по реализации проектов сервисной компании;

3. Снижение численности по штатному расписанию;

4. Концентрация ответственности менеджера проекта на достижение целей проекта;

5. Повышение качества обслуживания;

6. Совершенствование управления процессами.

Преимущества и недостатки аутсорсинга специфичны в каждом индивидуальном случае, поэтому решение о принятии аутсорсинга должно быть грамотно продумано. Взвешивая «за» и «против» внедрения аутсорсинга в прак­тику деятельности компании, необходимо учитывать множество факторов, как стимулы к использова­нию аутсорсинга или к отказу от него. Важную роль здесь игра­ет и мнение высшего менеджмента компании, а именно: видит ли руководство те реальные перспективы и улучшения, которые несет использование аутсорсинга в каждом конкретном случае? Решение об использовании аутсорсинга всегда связано с опре­деленным риском, а реальность получения немедленной выго­ды в виде сокращения издержек вызывает немалые сомнения. Тем не менее, использование аутсорсинга сегодня — это объек­тивное требование внешней среды, во многих ситуациях — за­лог выживания организации.

Как можно видеть, аутсорсинг разви



2016-01-05 2452 Обсуждений (0)
Глава 2. Практика развития аутсорсинга в мире и Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Практика развития аутсорсинга в мире и Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)