Теории происхождения права
Существует ряд теорий, связанных с происхождением права, а именно: 1) Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому; 2) Историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно независимо от государства и каких-либо других факторов. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи; 3) Нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали; 4) Психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что-то, а обязанности - из психологического чувства ответственности выполнить что-то. Право делилось на интуитивное (состоящее из личных переживаний) и позитивное (установленное в особом порядке государством). Преимущество отдавалось именно интуитивному праву; 5) Социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы то право являлось порядком реализации закона. Иными словами право отождествлялось с правоприменением; 6) Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс. В. И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства. Тогда право установленное и охраняемое государство является выражением воли правящего класса. Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно и они находятся в тесной связи: 1) государство в процессе своего существования создает нормы права; путем применения в необходимых случаях меры принуждения государство гарантирует реализацию норм права; 2) именно право создает те правила, по которым, существует государство как система органов, учреждений и организаций. Источники права. Источник права определяется неоднозначно: 1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний; 2) как результат этой деятельности. Виды правовых источников: 1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития; 2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств; 3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах. Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала: 1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права; 2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право; 3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле. Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо: 1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; 2) санкционирование его государственным органом. Виды источников права: 1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах. В настоящее время правовой обычай, не противоречащий основам законодательства, применим в гражданском, семейном, торговом законодательстве; 2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии; 3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть: а) внутригосударственным; б) международным; в) учредительным; г) типовым; д) текущим; 4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, пост8ttовления правительства, указы Президента и т. д.). Нормативно-правовой акт принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия. Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права; политический обычай. Нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права. По своему характеру нормативно-правовые акты подразделяются на: 1 ) нормативные акты – которые и являются источниками права; 2) акты применения норм права; 3) акты толкования. Согласно Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт. Признаки нормативно-правового акта: 1) письменная форма; 2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.); 3) наличие соответствующей юридической силы; 4) действие в пределах указанного срока; 5) действие на определенной территории; 6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами. Действие нормативного акта ограничивается: 1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия; 2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе; 3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Прекращение действия нормативно-правового акта: 1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время; 2) прекращение путем принятия нового нормативно правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта; 3) отмена нормативного акта органом, принявшим его. Нормативно-правовые акты делятся на две группы: 1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения; 2) подзаконные акты – акты, изданные на основе и во исполнение законов. Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Характерными чертами закона являются следующие: 1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме); 2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные); 3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ; 4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов; 5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком; 6) общеобязательность нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений. Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что: 1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными; 2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом; 3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц; 4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое жеположение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются: 1) Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.; 2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта. Закон имеет определенную структуру, реквизиты: 1) наименование органа, его принявшего, и самого закона; 2) номер; 3) дата издания и вступление в законную силу; 4) преамбула; 5) содержание; 6) указание на те законы, которые он отменяет; 7) порядок опубликования и вступления в силу; 8) лицо, подписавшее его. Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки: 1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним; 2) должны быть изданы компетентным органом; 3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов; 4) служат основанием для правоприменительном деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения. К подзаконным нормативным актам относятся: 1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов; 2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу в зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанции. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение закона и подзаконного акта (издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии. Юридическая коллизия – возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу причины появления коллизий: 1) объективные – динамизм развития общественных отношений, вступающий в противоречие с консервативностью права; 2) субъективные – пробелы вправе. Можно выделить общие виды коллизий: 1) между законом и подзаконным актом – разрешаются в пользу закона; 2) между Конституцией РФ и нормативным актом разрешаются в пользу Конституции РФ; 3) между федеральным актом и актом субъекта Федерации – разрешаются в пользу актов субъектов Федерации. При возникновении юридической коллизии для ее устранения выполняется следующее: 1) если акты изданы одним органом, применяется последний; 2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом; 3) если коллизия возникла между общим и специальным актом, применяется специальный. Порядок принятия законов и подзаконных актов позволяет упорядочить соотношение и взаимодействие содержащихся в них правовых норм. Предусмотренные Конституцией РФ принципы служат предупреждению и разрешению возможных коллизий между нормативно-правовыми актами, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |