Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории происхождения права



2016-01-05 583 Обсуждений (0)
Теории происхождения права 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует ряд теорий, связанных с проис­хождением права, а именно:

1) Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, кото­рое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как пра­во дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому;

2) Историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно независимо от государства и каких-либо других факторов. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи;

3) Нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали; 4) Психологическая теория права (Л. И. Петражицкий, Г. Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что-то, а обязанности - из психологического чувства ответственности выполнить что-то. Право делилось на интуитивное (состоящее из личных переживаний) и позитивное (установленное в особом порядке государством). Преимущество отдавалось именно интуитивному праву;

5) Социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы то право являлось порядком реализации закона. Иными словами право отождествлялось с правоприменением;

6) Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс. В. И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства. Тогда право установленное и охраняемое государство является выражением воли правящего класса.

Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно и они находятся в тесной связи: 1) государство в процессе своего существования создает нормы права; путем применения в необходимых случаях меры принуждения государство гарантирует реализацию норм права; 2) именно право создает те правила, по которым, существует государство как система органов, учреждений и организаций.

Источники права.

Источник права определяется неоднозначно:

1) как деятельность государства по созданию правовых предписаний;

2) как результат этой деятельности.

Виды правовых источников:

1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала:

1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права;

2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право;

3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле. Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо:

1) издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов;

2) санкционирование его государственным органом.

Виды источников права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах. В настоящее время правовой обычай, не противоречащий основам законодательства, применим в гражданском, семейном, торговом законодательстве;

2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии;

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть: а) внутригосударственным; б) международным; в) учредительным; г) типовым; д) текущим;

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, пост8ttовления правительства, указы Президента и т. д.). Нормативно-правовой акт принимается с соблюдением соответствующей процедуры, име­ет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия. Некоторые правоведы считают возможным относить к категории источников арбитражную практику, общие принципы права; политический обычай.

Нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права.

По своему характеру нормативно-правовые акты подразделяются на:

1 ) нормативные акты – которые и являются источниками права;

2) акты применения норм права;

3) акты толкования.

Согласно Конституции РФ:

1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ;

2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ;

6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Признаки нормативно-правового акта:

1) письменная форма;

2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.);

3) наличие соответствующей юридической силы;

4) действие в пределах указанного срока;

5) действие на определенной территории;

6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Действие нормативного акта ограничивается:

1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия;

2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе;

3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны.

Прекращение действия нормативно-правового акта:

1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;

2) прекращение путем принятия нового нормативно правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта;

3) отмена нормативного акта органом, принявшим его.

Нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

2) подзаконные акты – акты, изданные на основе и во исполнение законов.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в установленном законом порядке уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Характерными чертами закона являются следующие:

1) принятие уполномоченным органом или путем народного голосования (на референдуме);

2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ;

4) обладание высшей юридической силой, так как законы занимают второе место после Конституции РФ в пирамиде нормативно-правовых актов;

5) стабильность – порядок принятия закона, а также внесения в него изменений и отмены предусмотрен особым порядком;

6) общеобязательность нормы закона должны исполняться всеми субъектами правоотношений.

Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что:

1) закон не может противоречить Конституции РФ, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными;

2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти – в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение законов распространя­ется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц;

4) в пределах собственного правового регулирования субъекта Федерации закон занимает такое жеположение в системе источников права, как и федеральный закон в федеральной правовой системе.

Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

1) Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы; б) федеральные законы.

Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются именно федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Закон имеет определенную структуру, реквизиты:

1) наименование органа, его принявшего, и самого закона;

2) номер;

3) дата издания и вступление в законную силу;

4) преамбула;

5) содержание;

6) указание на те законы, которые он отменяет;

7) порядок опубликования и вступления в силу;

8) лицо, подписавшее его.

Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:

1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;

2) должны быть изданы компетентным органом;

3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4) служат основанием для правоприменительном деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;

2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу в зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанции. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов. Столкновение закона и подзаконного акта (издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии.

Юридическая коллизия – возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу причины появления коллизий:

1) объективные – динамизм развития общественных отношений, вступающий в противоречие с консервативностью права;

2) субъективные – пробелы вправе.

Можно выделить общие виды коллизий:

1) между законом и подзаконным актом – разрешаются в пользу закона;

2) между Конституцией РФ и нормативным актом разрешаются в пользу Конституции РФ;

3) между федеральным актом и актом субъекта Федерации – разрешаются в пользу актов субъектов Федерации.

При возникновении юридической коллизии для ее устранения выполняется следующее:

1) если акты изданы одним органом, применяется последний;

2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом;

3) если коллизия возникла между общим и специальным актом, применяется специальный.

Порядок принятия законов и подзаконных актов позволяет упорядочить соотношение и взаимодействие содержащихся в них правовых норм. Предусмотренные Конституцией РФ принципы служат предупреждению и разрешению возможных коллизий между нормативно-правовыми актами, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей Федерации системы права.



2016-01-05 583 Обсуждений (0)
Теории происхождения права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории происхождения права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)