Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус Российской Федерации



2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку любое федеративное государство состоит из частей для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерега­ют две противоположные опасности: скатиться к унитариз­му и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную осно­ву, эксплуатируется соответствующими политическими си­лами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой фе­дерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конститу­ция, закрепляющая статус (правовое положение) федера­ции и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

Россия является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государ­ственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самосто­ятельные (в пределах своей компетенции) равно­правные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ.

Принципы федеративного устройства РФ: 1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) раз­граничение предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равнопра­вие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновен­ность территории РФ; 2) действует единое граждан­ство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы - рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отноше­нию к нормативным актам субъектов РФ; 5) действу­ют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государствен­ной власти; 6) государственные образования рас­сматриваются как находящиеся в составе РФ тер­ритория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федератив­ного устройства отнесены к исключительной преро­гативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъек­тов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государствен­ной власти тесно связан с принципом государствен­ной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично фе­деральным в соответствии с Конституцией РФ и фе­деральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее долж­ностное лицо и законодательный (представитель­ный) орган; 2) существует вертикальная подчинен­ность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосред­ственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представля­ют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установ­ленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решени­ям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осу­ществляется Конституцией РФ, федеральными за­конами и федеративными договорами.

Россия - многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех на­родов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантиру­ет народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Одним из основополагающих принципов федератив­ного устройства РФ является равноправие народов России(их проживает свыше 170 на территории РФ).

РФ гарантирует права и свободы коренных и ма­лочисленных народов России.

Принцип равноправия народов включает в себя права народов на: 1) самоопределение; 2) исполь­зование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности; 3) сохранение род­ного языка, создание условий для его изучения и развития; 4) получение поддержки со стороны РФ, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития РФ.

Права народов России тесно связаны справами каждого гражданина РФ: 1) на пользование родным языком; 2) свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; 3) исповедания любой религии; 4) права быть защищенным от дис­криминации по национальному признаку. Самоопределениенародов РФ предполагает право национальных меньшинств РФ образовывать национальные общины, но только в пределах России.

РФ является суверенным и целостным государ­ством, выход из ее состава по волеизъявлению субъектов РФ не допускается ни в каком случае, поэтому, если народность России желает выйти из состава РФ, это является незаконным и нарушает принцип территориальной целостности России.

Самоопределение может быть выражено в форме: ,1)изменения статуса субъектов РФ (например, какой-либо субъект РФ может выделиться из состава друго­го субъекта РФ в порядке самоопределения народа России); 2) принятия в состав РФ иностранного госу­дарства или его части в качестве нового субъекта РФ; 3) образования в составе РФ нового субъекта РФ.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и нацио­нальных меньшинств России.

Коренные малочисленные народы РФ- это народы, проживающие на территориях традицион­ного расселения своих предков, сохраняющие тра­диционные образ жизни, хозяйствование и про­мыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.

Коренным малочисленным народам России гаран­тируются права: 1) на замену военной службы альтер­нативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на терри­ториальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объеди­нения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и предста­вительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав предста­вителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Коренным малочисленным народам России гаран­тируется право на социально-экономическое и куль­турное развитие, защиту их исконной среды обита­ния, традиционных образа жизни и хозяйствования. Это право обеспечивается деятельностью всех ор­ганов государственной власти РФ и субъектов РФ, на территории которых проживают представители этой народности.

Россия - это суверенное государство. Государствен­ный суверенитет РФ- независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социально­го и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет РФестественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложив­шиеся традиции (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).

Предпосылкой образования суверенного государ­ства является нация как историко-культурное объеди­нение людей. Многонациональный народ России ­единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный сувере­нитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого на­рода России на самоопределение в пределах терри­тории РФ в избранных им национально-государствен­ных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное раз­витие и использование родного языка и т.д.

Структурные элементы государственного суверени­тета РФ: 1) самостоятельность и независимость государ­ственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; З) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государ­ственной власти РФ предполагает, что РФ самостоя­тельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни за исключением тех. кото­рые ею добровольно передаются в ведение субъек­тов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и зако­нов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоря­жение национальным богатством РФ; 4) полномоч­ное представительство РФ во внешних отношени­ях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах предусмотренных законодательством. Верховенство государственном власти РФ ­установленное Конституцией РФ верховенство феде­ральных государственных органов власти в регули­ровании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституци­онные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предпола­гает целостность и независимостьтерритории РФ.

Территория РФ включает в себя территории от­дельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью гocyдap­ственности, - субъектов РФ. Однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ. Тем самым, изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только админист­ративно-территориальные границы в пределах РФ.

Россия имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами (флаг, герб и гимн). Так правовое положение государственного флага установлено Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»[2], где подробно описывается сам символ государства, то есть прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3, также порядок его использования в государственной жизни страны.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[3] Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом - Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»[4].

 

Символы государственной власти России

 

Государственный язык РФ – русский язык. РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствую­щего народа России. Такое право зафиксировано в Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»[5]. Правовой статус государственного языка в России, сферу его использования, защита и поддержка установлен Федеральным законом от 01 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»[6], но принятие этого закона в достаточной степени не разгрузило пробельность конституционного законодательства России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций. РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопусти­мы: 1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку; 2) создание препятствий, ограничений и при­вилегий в использовании языков; 3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения язы­ков народов России: 1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ; 2) языки народов РФ находятся под защитой государства; 3) государство на всей территории РФ способствует развитию на­циональных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие, т. е. все народы России вправе в равной степени обес­печивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохране­ние и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям неза­висимо от происхождения, социального и имуществен­ного положения, расовой и национальной принадлеж­ности, пола, образования, отношения к религии места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гарантии защиты языковнародов РФ: 1) язы­ки народов РФ пользуются защитой государства, т. е. органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти РФ призваны гарантировать и обес­печивать социальную, экономическую и юридиче­скую защиту всех языков народов РФ; 2) социальная защита языков обеспечивается проведением науч­но обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России; 3) эконо­мическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение госу­дарственных и научных программ сохранения и раз­вития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики; 4) юридическая защита языков - это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение зако­нодательства РФ о языках народов России.

РФ вне зависимости от знания национального язы­ка гарантирует гражданам РФ осуществление основ­ных политических, экономических, социальных и культурных прав, т.е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а на­рушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.



2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)