Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема синтеза белка на рибосомах



2016-01-05 1858 Обсуждений (0)
Схема синтеза белка на рибосомах 0.00 из 5.00 0 оценок





Трансляцией (от слова «перевод») называется синтез полипептидных цепей белка по матрице иРНК. Синтез иРНК, которая несет к рибосомам сведенья о первичной структуре белка, происходит в ядре клеток. Затем иРНК, пройдя через поры ядерной оболочки, направляется к рибосомам, где и происходит расшифровка генетической информации (перевод с языка нуклеотидов на язык аминокислот).

Функция рибосомы заключается в том, чтобы удержать в нужном положении иРНК и комплекс тРНК с аминокислотой до тех пор, пока между соседними аминокислотами не образуется пептидная связь. При этом малая часть рибосомы фиксирует положение иРНК и тРНК, а большая – катализирует образование пептидной связи. Таким образом, на рибосоме имеются 3 различных участка: один для иРНК и два – для тРНК. Из двух последних один участок донорный Р-участок (пептидил-тРНК-связывающий), который держит молекулу тРНК, присоединенную к растущему концу полипептидной цепи, а другой – акцепторный А-участок (аминоацил-тРНК-связывающий), с которым соединяется только что прибывшая тРНК с аминокислотой.

Как и в других реакциях полимеризации, протекающих по цепному механизму, в биосинтезе белков можно выделить три стадии: инициирование, рост цепи и обрыв цепи. Как показывает генетический код, существует только один кодон инициирования AUG, кодирующий начало полипептидной цепи с метионина. начала цепи.

Цепь начинается не с самого начала иРНК, а после какого-то участка переменной длины, потому что инициирующий кодон часто кодирует реакцию не со свободным метионином, а с формил-метионином, специально этерифицированным для инициирования иРНК, которая несет антикодон.

Интересно, что аминогруппа метонина, которая становится N-концевой группой белка, защищена в виде амида так же, как защищается аминогруппа от вступления в реакцию, если эта реакция проводится в пробирке.

Таким образом, на стадии инициирования иРНК, N-формилметионил-тРНК и рибосома связываются между собой. Это происходит в следующей последовательности:

сначала иРНК, выйдя в цитозоль, прикрепляется к малой субчастице рибосомы с помощью ионов магния; затем к ней, к ее стартовому кодону АUG присоединяется первая (инициаторная) тРНК, несущая метионин, и только после этого к ним присоединяется большая субъединица рибосомы, на которой теперь может идти синтез белка (для включения метионина во внутренние участки полипептидной цепи используются другие тРНК).

Поскольку рост белковой молекулы – это процесс удлинения (элонгации) белковой цепи за счет образования пептидных связей между аминокислотами, то эта реакция должна повторяться столько раз, сколько аминокислотных остатков входит в состав белковой молекулы.

Таким образом, синтез любого белка, то есть стадию роста цепи, можно представить в виде циклов, каждый из которых делят на три этапа:

1) Присоединение комплекса «аа-тРНК» к свободному участку рибосомы (А-участок) за счет спаривания оснований антикодона тРНК с основаниями кодона иРНК.

2) Образование пептидной связи между С-концом (карбоксильной группой) полипептидной цепи и аминогруппой аминокислоты, присоединенной к молекуле тРНК, находящейся на А-участке.

3) Передвижение рибосомы вдоль молекулы иРНК на три нуклеотида в направлении 51 – 31. Этот процесс называется транслокацией, при котором тРНК, к которой теперь присоединен растущий белок перемещается вместе с кодоном иРНК в донорный участок (Р-участок), освобождая тРНК-1 и акцепторный участок для новой тРНК-2.

На новую тРНК-2, связанную с аминокислотой, которая шифруется очередным кодоном на иРНК, переносится с донорного участка оторвавшаяся полипептидная цепь, которая удлиняется еще на одно звено. Каждая новая аминокислота, входя в цепь, присоединяется к С-концу белковой цепи. Этим биосинтез белков отличается от синтеза белков в лаборатории, когда белковая цепь удлиняется по N-концевой группе.

Обрыв цепи в реакции синтеза белка происходит в тот момент, когда в него включаются один из трех терминирующих кодонов. Это своеобразный знак препинания между генами. Дело в том, что не существует антикодонов, комплементарных нуклеотидам знаков препинания. Полипептидная цепь, оторвавшаяся в донорном участке, в этом случае уже ни к чему не присоединяется в акцепторном участке и покидает рибосому. Затем этерифицированная на конце длинная белковая цепь гидролизуется до кислоты, а инициирующий N-формилметионин удаляется. Рибосомы, иРНК и Трнк диссоциируют и готовы вновь соединиться для нового синтеза. Высокая слаженность всех «служб комбината» по по производству белков позволяет в течение нескольких секунд синтезировать полипептидные цепи, состоящие из сотен аминокислот.

Для увеличения производства белков иРНК часто присоединяется не к одной, а к нескольким рибосомам. Такая структура – одна иРНК и несколько рибосом – называется полисомой. На каждой рибосоме этом, похожем на нитку бус конвейере, синтезируются одинаковые белки.

Итак, весь процесс трансляции (синтеза полипептидной цепи на иРНК) можно разделить на следующие этапы:

1) Присоединение иРНК к рибосоме.

2) Активация аминокислоты и присоединение ее к тРНК с образованием комплекса (аминоацил-тРНК).

3) Транспорт этого комплекса к рибосоме и инициация синтеза полипептидной цепи.

4) Удлинение (элонгация) полипептидной цепи.

5) Окончание роста полипептидной цепи (терминация) и освобождение белковой молекулы от рибосомы.

 

Биосинтез углеводов

 

Биосинтез глюкозы (глюконеогенез) – это синтез глюкозы из веществ не углеводной природы − аминокислот, лактата, пирувата, субстратов цикла Кребса и глицерина.

Гликонеогенез обеспечивает потребность организма в глюкозе в тех случаях, когда нехватка в глюкозе не компенсируется гликогеном печени.

Ниже рассмотрен процесс образования глюкозы из пирувата, так как в него легко превращается такая аминокислота как аланин, а также молочная кислота, которая поступает в значительных количествах в кровь из мышц после физической нагрузки, и в печени она под действием лактатдегидрогеназы превращается в пируват:

 

CH3-CH-COOH + НАД+ CH3-C-COOH + НАДН Н+

       
   


О

Пируват в печени частично окисляется, а частично превращается в глюкозу (цикл Кори) или глюкозно-лактатный цикл.

(ЩУК)

Глюконеогенез в основном протекает по такому же пути, что и гликолиз, но в обратном направлении. Однако, поскольку 3 реакции гликолиза необратимы −стадии I, II, III (схема), то на этих стадиях реакции гликонеогенеза отличаются от реакций гликолиза По сравнению с гликолизом процесс гликонеогенеза имеет 3 обходных пути.

Необратимая стадия III - превращение пирувата в фосфоенолпируват существляется в 2 стадии.через промежуточное образование оксалоацетата (ЩУК). Стадия «а» происходит при участии фермента пируваткарбоксилазы, а стадия «б» карбоксикиназы:

 

COOH COOH

       
 
   
 


а) C=O + CO2 + АТФ + H2O C=O + АТФ + H3PO4

       
 
   
 


CH3 CH2

 
 


COOH

 

COOH COOH

       
   


б) C=O + ГТФ C-PO3H2 + CO2 + ГДФ

           
     


фосфоенолпируват
CH2 CH2

 
 


COOH

 

Две другие необратимые стадии (II, I) –реакции 14, 15, представляют собой реакции гидролиза, которые катализируются фосфатазой фруктозо-1,6- дифосфата и фосфатазой глюкозо-6-фосфата, ведут к высвобождению фосфорной кислоты и образованию глюкозы:

фруктозо-1,6- дифосфат + Н2О→ фруктозо-6- фосфат + Н3РО4

глюкозо-6-фосфат + Н2О→ глюкоза + Н3РО4

На каждую молекулу лактата при глюконеогенезе расходуется 3 молекулы АТФ

(точнее две молекулы АТФ и одна ГТФ), и поскольку для образования глюкозы (С6) необходимо 2 молекулы лактата (С3), то суммарный процесс глюконеогенеза можно записать таким образом:

 

2 лактата + 6 АТФ + 6Н2О → глюкоза + 6 АДФ + 6 Н3РО4

 

Образовавшаяся глюкоза может вновь поступать в мышцы и там превращаться в молочную кислоту.

Если записать в общем виде реакцию гликолиза:

 

глюкоза + 2 АДФ + 2 Н3РО4 → 2 лактата + 2 АТФ + 2 Н2О

 

и сопоставить эту реакцию с реакцией глюконеогенеза, то видно, что в результате цикла Кори работающие мышцы добывают 2 молекулы АТФ за счёт расходования 6 молекул АТФ в печени.

Вся имеющаяся в организме глюкоза, как поступающая в пищу, так и синтезирующиеся внутри организма, в конечном итоге окисляется до СО2 и Н2О аэробным путём. Анаэробный распад служит вспомогательным путём использования энергии глюкозы, имеющим либо локальное (например, в эритроцитах) или временное ситуационное (в работающей мышце) значение; и продукт анаэробного распада − молочная кислота − в конечном итоге тоже может окислятся аэробным путём.

В организме человека за сутки может синтезироваться около 80г глюкозы, главным образом в печени, а также в корковом веществе почек и слизистой оболочке кишечника.

Биологическое значение гликонеогенеза заключается не только в возвращении лактата в метаболический фонд углеводов, но и в обеспечение глюкозой мозга при недостатке углеводов в организме.

 

Биосинтез гликогена

 

Значительная часть глюкозы, поступающей в клетки при пищеварении превращается в гликоген – животный крахмал −запасной полисахарид, который используется в интервалах между приёмами пищи. Он сходен по строению с крахмалом. Непосредственным донором глюкозных остатков при синтезе гликогена служит уридиндифосфатглюкоза (УДФ-глюкоза)−продукт взаимодействия глюкозо-1-фосфата и УТФ.

 
 

 

УДФ-глюкоза

 


глюкозо-1-фосфат

 

При синтезе гликогена роль акцептора глюкозных остатков выполняют олигосахариды из 2-х и более глюкозных остатков, связанные 1,4-гликозидной связью, или уже имеющиеся молекулы гликогена:

 

УДФ-глюкоза + (глюкоза)n УДФ + (глюкоза)n+1

 

Реакцию катализирует гликогенсинтетаза, при этом образуются 1,4-гликозидные связи в линейных участках молекулы гликоген. Ответвления возникают в результате действия фермента ветвления (амило-1,4-1,6-гликозилтрансферазы). Этот фермент переносит фрагмент из пяти-семи мономеров с конца линейного участка ближе к его середине, который присоединяется 1,6-гликозидной связью. Затем оба конца удлиняются при участии гликогенсинтазы, и на них вновь возникают ветвления.

Таким путем синтезируются огромные молекулы с молекулярной массой от 1млн до 200млн, содержащие до 1 млн глюкозных остатков.

В клетке гликоген находится не в растворённом состоянии, а в виде гранул диаметром 40- 200 нм, включающих одну или несколько молекул.

Необходимость превращения глюкозы в гликоген при запасании энергетического материала обусловлено тем, что накопление легко растворимой глюкозы в клетках могло бы привести к осмотическому шоку и разрушению клеточной мембраны. Запасание гликогена связано с расходом 2-х молекул АТФ на каждую молекулу глюкозы, которая включается в гликоген.

 

АТФ

Глюкоза

АДФ

Глюкозо-6-фосфат

 

УТФ
Глюкозо-1-фосфат

УДФ

УДФ-глюкоза

 
 
АТФ

АДФ
Гликоген

 


Гликоген образуется практически во всех клетках организма, однако наибольшая концентрация обнаруживается в печени − от 2 до 6 % и в мышцах − от 0,5 до 2 %. Поскольку общая масса мышц велика, больше всего по массе гликогена содержится в мышцах. Глюкоза, которая депонирована в форме гликогена, освобождается при помощи фермента гликогенфосфорилазы. Голодание в течениеи24 часов приводит к почти полному исчезновению гликогена в клетках печени. Однако при ритмичном питании каждая молекула гликогена может существовать неопределенно много времени.

 

Биосинтез жиров

 

Включает в себя биосинтез жирных кислот и триацилглицеридов (собственно, жиров).



2016-01-05 1858 Обсуждений (0)
Схема синтеза белка на рибосомах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема синтеза белка на рибосомах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1858)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)