Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, классификация, право и теоретические аспекты недропользования



2016-01-05 1068 Обсуждений (0)
Понятие, классификация, право и теоретические аспекты недропользования 0.00 из 5.00 0 оценок




Природные ресурсы играют ведущую роль в социально-экономическом развитии России и на современном этапе. Ведущее место в структуре природных ресурсов России по экономической значимости принадлежит минерально-сырьевым ресурсам. Наша страна занимает одно из ведущих место по запасам нефти, природного газа, угля, золота, никеля, других полезных ископаемых.

Недраявляются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона РФ от 21.02.92 N 2395-I (ред. от 30.11.2011) "О Недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Основной целью государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации

Управление фондом недр в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов:

· государственная собственность на недра;

· равнодоступность и платность прав пользования недрами;

· разрешительный характер предоставления прав пользования недрами;

· возвратность участков недр;

· установление чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования;

· разделение правовых позиций и независимость правового статуса земельных участков и участков недр;

· принудительное изъятие тех участков недр, в процессе пользования которыми недропользователь нарушает условия пользования недрами;

· участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении властно-распорядительных и контрольных функций в процессе управления государственным фондом недр;

· государственный характер геологического, экологического и иного контроля за деятельностью недропользователя, государственный мониторинг геологической среды.

Реализация этих принципов обеспечивается в том числе государственной системой лицензирования пользования недрами, которая позволяет интенсифицировать использование имеющейся минерально-сырьевой базы (МСБ), а также регулировать как ее количественные характеристики, так и структуру, объемы добычи минерального сырья и соответственно поступления в государственный бюджет.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Недра предоставляются в пользование для:

1. регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2. геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

 
Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные. Общераспространенные распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ . Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»). Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти. 6.1.2. Механизм предоставления недр в пользование и платежи Действующее законодательство предусматривает две возможные формы состязательной процедуры на получение права пользования недрами для добычи полезных ископаемых: аукционную и конкурсную. Первая предполагает жесткое задание основных условий пользования недрами и состязательность претендентов только в части предложения ими наибольшей суммы платежа (договорная форма), вторая – состязательность претендентов в части достижения максимальной экономической, природоохранной и социальной эффективности их технических и организационных предложений по освоению месторождения, основные параметры которых впоследствии вносятся в лицензионное соглашение (лицензионная форма). Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др. Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования. Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами. По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий. Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут определяться договором, который заключается уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции (СРП)». На сегодняшний в России день существует единственная, установленная законом договорная форма недропользования - СРП. Государство дает инвестору участок недр и выдает лицензию на право его разработки. Суть в том, что инвестору, заключившему соглашение с государственными органами, предоставляется особый порядок налогообложения: с инвестора взимаются только налог на прибыль и платежи за пользование недрами, к которым относятся разовые платежи, ежегодные платежи на проведение поисковых, разведочных работ и регулярные платежи. СРП включает две стадии: - период инвестиций, на котором инвестор выплачивает только платежи; -период возврата капитала (налоги и платежи), на котором, в оговоренной пропорции, начинается разделение продукции на компенсационную и прибыльную. На данном этапе инвестору возмещаются затраты инвестирования. В итоге инвестор получает гарантию стабильности условий работы, а государство получает свою долю продукции, объем которой тем больше, чем выше эффективность проекта. Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Очевидно, что итог конкурса находится в прямой зависимости от человеческого фактора: компетентности членов конкурсной комиссии, их желании быть объективными при оценке поступивших предложений и так далее. Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр. То есть, победителем аукциона становится тот, кто предложит набольший размер разового платежа. Возможность повлиять члена аукционной комиссии на исход аукциона нулевая. Поэтому, и Агентством и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации принята за основу аукционная форма предоставления участков недр, как наиболее прозрачная и объективная. Конкурс, в отличие от аукциона, дает уникальные возможности по реализации важнейших государственных задач. Одной из них является задача технологической модернизации отечественной промышленности. При проведении аукциона технологические решения претендента не рассматриваются, в силу чего совершенно нормальным является последующая работа предприятия по далеким от совершенства традиционным технологическим схемам и решениям. Выбор той или иной формы предоставления права пользования недрами призван обеспечить наиболее эффективное решение задач в соответствии с проводимой государственной политикой. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр для заключения соглашений о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр осуществляется: 1. Правительством Российской Федерации относительно участков недр федерального значения; 2. органом государственной власти соответствующего субъекта РФ относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения; 3. федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2. Агентство совместно со своими территориальными органами должно сформировать и утвердить Перечень участков недр, планируемых к предоставлению в пользование на ближайшие 1-2 года. По каждому участку или группе участков недр разрабатываются и утверждаются порядок и условия проведения конкурса/аукциона, требования к условиям пользования недрами, размеры стартовых разовых платежей, состав комиссии и порядок ее работы. Объявление о проведении конкурса/аукциона на право пользования участками недр размещается в Бюллетене «Недропользование в России» и в издаваемых на территории соответствующего субъекта РФ средствах массовой информации, а также на официальных сайтах Роснедра и его территориальных органов не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий входят специалисты Роснедр или его территориальных органов, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.   В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г. после того, как был принят Закон «О недрах». В настоящее время вопросы платы при пользовании недрами регулируются ст. 39-48 Закона Российской Федерации «О недрах» и федеральными законами «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» и «Об акцизах». В силу рамочного характера положений Закона «О недрах» положения, связанные с исчислением и уплатой платежей при пользовании недрами, устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными подзаконными актами. Существующий финансово-экономический механизм базируется на принципе обязательности компенсации недропользователем предыдущих затрат государства на геологическое изучение недр. Необходимые средства формируются за счет отчислений в установленных размерах средств в федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ), а также обязательного выполнения установленных объемов геолого-разведочных работ на лицензионной площади за счет собственных или привлеченных средств. Наличие рентных платежей в системе недропользования обусловлено ограниченностью (невозобновляемостью) многих видов природных ресурсов, возможностью получения дополнительного дохода при их эксплуатации, т.е. рентного дохода, который прямо не связан с предпринимательской деятельностью, а обусловлен естественными (природными) свойствами ресурсов. В настоящее время существуют два механизма изъятия природной ренты: налоговый и неналоговый. К налоговому механизму можно отнести налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ), который заменил ранее взимаемые платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на ВМСБ и акцизы на минеральное сырье. Порядок взимания остальных платежей в системе недропользования, представляющих собой неналоговый механизм изъятия природной ренты, установлен ст. 39 Закона РФ от 21 февраля 1992 года 2395-1 «О недрах». До 2011 г. к ним относились четыре самостоятельных вида платежа, включая разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее – разовые платежи за пользование недрами, разовые платежи), и регулярные платежи за пользование недрами (далее также – регулярные платежи). Но с 1 января 2011 г. в систему платежей при пользовании недрами входит только три самостоятельных платежа, так как вступили в действие изменения в Закон РФ «О недрах», отменяющие плату за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Специфика правовой природы разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, заключается в том, что это единственный из обязательных законно установленных платежей, в основе уплаты которого заложены как публично-правовые, так и частноправовые конструкции. Что касается непосредственно недропользования, то в целях рационального и эффективного использования природных ресурсов выбор будущего недропользователя осуществляется посредством проведения конкурса или аукциона. В силу ст. 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении, в частности, аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр. Методика расчета НДПИ. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых одним из следующих способов. Во-первых, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций. Т.е. оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации без НДС и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. Во-вторых, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого). Ставки налога на добычу полезных ископаемых устанавливаются ст. 342 НК РФ. Так, например, ставка 0% устанавливается для минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару). Ставка 4% установлена при добыче торфа, 6% – горнорудного неметаллического сырья, 8% – природных алмазов и т.д. При добыче нефти ставка установлена в размере 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья ставка составляет 17,5 %, а при добыче газа горючего природного – 147 рублей за 1 000 кубических метров газа. Методика расчета разовых платежей. По общему правилу порядок исчисления разовых платежей поэтапный, что предполагает сначала определение стартового, а затем окончательного размеров разовых платежей за пользование недрами. Согласно Методике по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России, стартовый размер разового платежа за пользование недрами рассчитывается по специальной формуле, согласно которой минимальный стартовый разовый платеж в размере не менее десяти процентов расчетной величины суммы налога на добычу полезных ископаемых умножается на интегральный поправочный коэффициент, характеризующий соответствующий участок недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов). Данным коэффициентом учитывается степень геологической изученности участка недр, состояние инфраструктуры района и основные географо-экономические факторы. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. В итоге разовый платеж, как правило, вносится двумя платежами: первый платеж обеспечительный, договорного характера, вносится в форме задатка; второй – в виде недостающей суммы разового платежа путем отчуждения и перечисления соответствующих денежных средств в федеральный бюджет либо бюджеты субъектов РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39 закона РФ «О недрах» одними из платежей, уплачиваемых при пользовании недрами, являются регулярные платежи за пользование недрами. Закон определяет виды деятельности, за которые взимаются регулярные платежи за пользование недрами. Ими являются: - поиск и оценка месторождений полезных ископаемых; - разведка полезных ископаемых; - геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. Регулярные платежи. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Отметим также: регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются: 1) по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, – за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов; 2) по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, – за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в пределах, указанных в ст. 43 ФЗ «О недрах». Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, устанавливаются правительством РФ, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
 
 
 


2016-01-05 1068 Обсуждений (0)
Понятие, классификация, право и теоретические аспекты недропользования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, классификация, право и теоретические аспекты недропользования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)