Попытка демократизации всех сфер жизни гос-ва в 50-60-е гг. XX в. Культ жизнь Б
В первые послевоен. Гг. в СССР сохр. полит. система, кот. сложилась в 20-30-е гг. Победа над фашизмом давала надежду, что люди будут жить более свободно. Признаком того, что полит. режим стал менее жестким, свидетельствовал и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1947 об отмене смерт. казни. В 1948-1949 в СССР не было вынесено ни одного смертного наказания. Но такое состояние было не долгим. В янв 1950 был новый указ, что смертная казнь снова восст. Это было связ. с начавшимися процессами по "ленинградскому делу". По этому "делу" >200 партийных и советских работников осудили, а некот. приговорили к расстрелу. Активизировались репрессии и на Б. Как и в предвоен. время, к ноябрю 1951 г. их осуществлял министр гос. безопасности БССР Цанава. В кон40-х гг. он попытался расправиться с Притыцким, кот. тогда возглавлял Гродн обком партии. Заступничество ЦК КПБ, прежде всего первого секретаря ЦК Патоличава, спасло Притыцкого. Широкий резонанс в 1951 г. получило "дело Саевич". Саевич, нарком просвещения респ., был обвинен в сговоре с "югославскими ревизионистами", в троцкизме, национализме, а также в "валютных махинациях". Воен. трибунал приговорил его к 25 гг. исправительно-трудовых лагерей. В послевоен. гг. были вновь репрессированы писатель Дубовка, Александрович, Гроховский, Звонак, Прудников. В янв1953 г. в лагерях СССР нах-сь 2,5 млн. заключенных. "Политзаключенные" сост. 21%. 5 марта 1953 г. умер Сталин. 6 марта состоялось совместное заседание ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР, кот. утвердило Маленкова на посту председателя Совета Министров СССР. Секретариат ЦК КПСС возглавил Хрущев. Хрущев и Маленков вступили в компромисс с Берия, кот. при Сталине был самой влият. фигурой. Как организатор массовых репрессий, Берия наводил ужас на людей, в т. ч. и на других руководителей гос-ва. В июне 1953 Берия сделал попытку убрать Патоличава с поста 1ого секретаря ЦК КПБ. Но на Пленуме ЦК КПБ (25-27 июня 1953) бел коммунисты не дали согласия на такую кадровую замену. По инициативе Хрущева 26 июня 1953 Берия был арест., исключен из партии, снят со всех постов. В дек1953 г. он был расстрелян. После смерти Сталина начался поворот к коллективному решению партийных, государственных, народнохоз. вопросов. Относительная демократизация наблюд. в деятельности компартии и гос. органов Б. Принимались меры по возвращению законности и правопорядка. Этому способствовала отмена в сентябре 1953 г. Особой комиссии при Министерстве внутр. дел СССР, кот. без суда выносила в массовом порядке такие наказания, как высылка, заключение, расстрел. Нач. кампания по освобожд. заключенных, осужденных по полит. мотивам. Новым шагом в дальнейших попытках демократизации общ-полит. жизни появился ХХ съезд КПСС, кот. проходил 14-25 февр. 1956 г. вместе с рассмотрением вопросов, направл. на улучшение дел в промышленности, с/х , культуре, науке, с расширением демократии , обоснованием принципов мирного сосуществования государств с различным общ-полит строем съезд вынужден был обратить внимание на нарушения законности в гг. сталинского правления. Под конец работы съезда на его закрытом заседании делегаты заслушали доклад «О культе личности и его последствиях", с кот. выступил Хрущев. Это стало неожиданностью. И хотя доклад не был опубликован до начала 90-х годов, но его общая направленность постепенно стало известна обществу. Тем более что 30 июня 1956 ЦК КПСС принял постановление «О преодолении культа личности и его результатов". В ней была сделана попытка выявить сущность диктатуры Сталина, показаны ее последствия. Нач. реабилитация жертв сталинского правления. В БССР в теч.1956-1962 гг. было реабилитировано более 29 тыс. чел. На основе решения XXII съезда партии, кот. работал 17-31 окт 1961 г. тело Сталина было вынесено из Мавзолея, начался демонтаж его памятников и замена имени в названиях городов, предприятий, учреждений, колхозов, совхозов. Хрущев навязал партии и всему гос-ву курс на ускоренное строительство коммунизма. На съездах КПСС (ХХИ и XXII) принимались планы и программы, по которым уже в 1980 г. СССР должен был опередить США по всем соц-эконом. показателям, построить "материально-техническую базу коммунизма". Был принят "Моральный кодекс строителя коммунизма", как эталон поведения для граждан СССР. Больше всего пострадала деревня: "строителей коммунизма" заставляли ликвидировать частную приусадебное хоз-во. Это был последний шаг в рассяляньванни колхозников: они больше не держали коров и свиней, забросили свои поля. И только в Б 1ый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров посмел не послушаться Хрущева. Здесь и крестьянам, и даже жителям малых городов разреш. держать свое хоз-во. В результате через небольшое время Б обогнала центр. регионы Рос по уровню с/х производства, стала главным поставщиком картофеля, мясных и молочных продуктов в Москву, Ленинград и другие крупные города. После отставки Хрущева в Советском Союзе постепенно забывали о его планах. Партийное руководство на очередном съезде КПСС объявила что «СССР нах-ся на этапе развитого социализма».Культура. После смерти Сталина 5 марта 1953г. страна стала освобождаться от страха. В послевоен. период произошло восстановление и дальнейшее разв. системы образования. В 70-е годы было введ. всеобщ. сред. образование. Развив. высшее образ. В 1959 было созд. Министерство высш и средн спец. образования БССР.За послевоен. гг кол-во средних спец уч завед. увелич . Развив. сеть библиотек, клубов, музеев, театров и кинотеатров. Развив наука. Центром научной работы в респ. становится Академия наук БССР. Создан Инст физики и мат., в кот. начали развиваться новые научные направления. Учёные вузов принимали участие в разработке актуальных теоретических и прикладных проблем.Бел ученые проводили исследования в обл. биологии, химии, генетики и инш. Достижения мирового ур. наука Б. имеет в математике, оптике и спектроскопии. С 1959г. вводится обязательное 8-летняя образ. Созд. средние школы с производственным обуч., откр. школы-интернаты. Среднее образ. с 1956 до 1965г. получ. 600 тыс. чел. В нач60-х гг. появились городские и сельские ПТУ. Расшир. и совершенствовалась база вузов, где большую роль играют БГУ, в кот. учились 10 тыс. студ. Но главным недостатком в деятельности народного образования была неприкрытая русификацыя школы, техникума, вуза. В 50-60-ые гг. оживилась деятельность бел. науки. Степанов сделал важные открытия в области люминисценцыи.Павлюченко исследовал механизм хим. реакций. Изучением природных ресурсов республики занимались Лукашов, Богомолов, Махнач. В 50-е годы вышла "История Бел. ССР", "История Полоцка", "История Минска" . Но уже в 60 -ые годы начинается процесс дебеларусiзацыi культуры. Наиб. ощутимым результатом этого для бел. культуры было почти полное вытеснение бел. языка. Дух. состояние общ-ва в значит. степени находит отражение в лит. С 1953 г. в бел. лит, как и во всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией общ. жизни. Большую роль в культ. жизни респ. играл Большой театр оперы и балету. В музык. культуре в послевоен. годы развиваются жанры симфонии и инструментальной музыки.Развивалася изобразит. искусство. В первые послевоенные годы художники находились под ярким впечатлением героических событий ВОВ и партизанского движения. В монументальном искусстве важной темой стали беспримерный героизм и подъем народного духа в годы войны. Особое место в определении нового направления культ. жизни в БССР в 50-60-ые гг. принадлежала лит-ре. Увеличивается писат. организация. К 1966г. в Б было 242 писат. поэта. Было возвращено читателю творчество Гартнага, Чароты, Дударева, Галавача i др.. К этому времени относится процветание деятельности Броукi, Танка, Кулешова, Быкова, Брыля i iнш. Многие произведения бел авторов ("Последняя встреча" Я.Брыля, "Невестка" А.Кулакоускага) защищали высокое звание человека.В 60-е годы появляются значит. произведения, как "Люди на болоте" I.Мележа, "Сосна при дороге" I.Навуменкi, "Застенок Малiнаука" А.Чарнашэвiча i др.. Особ. событием этого времени стал роман У.Караткевiча "Колосья под серпом твоим". Эти произведения реально характеризуют революционные события в Беларуси, показывают жизнь белорусского села, исторического прошлого белорусского народа. Значительных успехов литература достигла в освещении событий ВОВ. Много сделал, чтобы сказать правду о войне, В.Быкау в произведениях "Жураулiны крик", "Сотнiкау", "Измена", "Ловушка". Новое осмысление войны нашло место в произведениях I . Навуменкi, I.Чыгрынава i iнш. Произведения Навуменкi "Сосна при дороге", I.Пташнiкава "Тартак", А.Адамовiча "Сыновья уходят в бой". Появились глубокие по содержанию произведения в драматургии. Среди них "Брама неумiручасцi" К.Крапивы, "Лявонiха на орбите" А. Макаенка i др. В репертуаре театра произведения современной тематики: "Колючая роза" Ю.Семенякi, опера А.Туранкова "Ясный рассвет", К.Малчанава "Брестская крепость" i iнш. Большое внимание уделяли военной тематике. На сцене шли спектакли по пъесам К.Крапивы "Люди i дьяволы", 10 лет не сходил с афиш Рус театра имени А.М.Горького спектакль "Главная ставка" по пьесе К.Губарэвiча, в котором указан путь в революцию солдат I мировой войны . На сцене бел театра шли спектакли по пьесам А.Астроускага, А.Чехова, У.Шэкспiра.У 1956г. был открыт Бел. театр юного зрителя. Новым содержанием пополнился хоровой и инструментальное концерт. Были написаны такие произведения как "Память сердца" I.Лучанка, "Абелiск" Д.Смольски, кантата А.Богатырева "Белорусские песни" i iнш.Эстетическим воспитанием народа служили Гос. хоровая капелла БССР, Государственный нар. хор, Ансамбль песни i пляскi, в 60-е годы к ним присоед. ансамбль "Песняры". Иобраз. искусства проходит тяжелый путь развития. Доминирующей является тематическая картина. Определяются "В поле" М.Савiцкага, "Мое Полесье" Ващенко i др.. Изв. художник М.Савiцкi написал цикл картин "Цифры на сердце", посвящен ных войне. Развивается монументальное искусство. Достижением бел. культуры были работы З.Азгура, А.Глебова, В.Цыгаля, А.Селiханава i др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |