Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соц-экономический и полит. кризис во вт. ол1980-нач. 90-х. Политика перестройки



2016-01-02 455 Обсуждений (0)
Соц-экономический и полит. кризис во вт. ол1980-нач. 90-х. Политика перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок




Противоречие жизни в середине 80-ых особенно остро проявилось в экономике. Политика перестройки. В середине 80-х Советский Союз оказался в сложном положении. Замедл. темпы соц.-эконом. развития, не всегда достижения науки и техники внедрялись в производство, низкое качество многих видов продукции, не хватало высококач. товаров на рынке. Во вт. пол80-х был уточнен полит. курс и определена политика перестройки, обновления всех сфер жизни советского общ-ва. Инициатором этой политики являлся ген. секретарь ЦК КПСС Горбачев.В ходе осущ. политики перестройки значительно расшир. самостоятельность предприятий и объединений в результате их перехода на полный хоз. расчет и самофинансирование. Повысилась роль трудовых коллективов. Развивалась самоуправление. Внедрялись прогрессивные формы организации труда-арендные коллективы, хозяйственные расчетные бригады. Демократической становилась избирательная система, развив. гласность и плюрализм мысли, формировалась многопартийная система. Курией возможностей стало для осуществления демократических прав и свобод граждан, для творческой деятельности. Но жизнь показала, что в КПСС - КПБ отсутствовала конкретная, научно обоснованная программа обновления Советского общества. Не были четко определены конечные результаты, на достижение кот. направлялись усилия партии и народа. В общ-ве появились капиталистические тенденции, обогащение любыми средствами, некомпетентность и безотказность. Терялось руководство страной. Видя эти негативные явления, часть народа стала обвинять КПСС-КПБ, всех тех, по чьей инициативе началась перестройка. Социалистич. идеалы в глазах миллионов обесценивались, авторитет КПСС - КПБ падал. Полит. кризис продолжался. Вт. пол.1980-х гг. вошла в историю СССР попыткой серьезных реформ, всестороннего обновления общ-ва, кот. получили назв. "политики перестройки". Жизн. уровень населения СССР был ниже, чем в странах Запада. Советский режим резко критиковался за нарушение прав человека и отсутствие демократии. Инициаторы перестройки во главе с Ген. секретарем ЦК КПСС Горбачевым изначально рассчит. вывести страну из полосы застоя под лозунгом совершенствования социализма, не касаться основ системы. Выход виделся в ускорении эконом. развития страны, поскольку именно эконом. проблемы наиболее ощутимо влияли на настроения общ-ва в целом. Горбачев и его коллеги (Яковлев, Шеварднадзе). отказались от многих догматов и предрассудков коммунизма в социально-эконом. сфере. Конкретным проявлением новых подходов в экономике стал перевод из 1987 предприятий и объединений на хозрасчет и самофинансирование. На эти условия в Б с 1988 г. перешли промышл-ть, агропромышленный комплекс, транспорт, большинство строительных организаций. В 1989-1991 гг. были приняты законы СССР о кооперации, о собственности, об индивидуальной трудовой деятельности, о крестьянском хоз-ве, об аренде и арендных отношениях, о земле и др.. Возникновение различных форм собственности и хозяйствования свидетельствовало о постепенном внедрении элементов рыночной экономики. Но перестройка эконом. и соц. отношений не могла идти в отрыве от реформирования общ.-политической сферы. Административно-командная система, сложившаяся за годы советской власти, была ядром так называемого "механизма торможения". Но даже на этом фоне по сравнению с соседними респ. БССР выглядела одной из самых консервативных. Партийно-государственное руководство Б демонстрировало приверженность к сохр. старой системы и тихое противодействие реформам. В Москве, на Украине, в Прибалтийских респ. широкие круги интеллигенции реформаторские шаги Горбачева понимали как отход от тоталит. режима, предприняли интенсивный пересмотр идеологических установок, официальной концепции истории межнац. и междунар. отношений. В общ-полит практике укоренились принципы гласности (преодоление цензуры и закрытости действий властных структуп), полит. и мировоззренческого плюрализма.)

 

57. Провозглашение суверенитета и независимости Б. "Августовский путч" 1991. Создание СНГ.

25 авг1991 после неудачного путча в Москве внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о гос. суверенитете БССР" и постановление "Об обеспечении полит. и эконом. самостоятельности БССР». Фактически была объявлена независимость Б. 19 ноября 1991 БССР была переименована в РБ, были определены нац. символы - бело-красно-белый флаг и герб "Погоня". Был избран новый председатель Верховного Совета Шушкевич. Провозглашение независимости Б способствовало развитию демокр. отношений. Развивалась независимая частная пресса. Был упрощен выезд граждан за границу. Уже в 1ые гг. независимости было зарегистр. 29 политических партий и 7 общ.-полит. движений, появившихся после принятия закона "Об общественных организациях". В 1994 г. парламент принял закон о полит. партиях, кот. гарантировал гражданам нашей страны право свободы полит. взглядов и активного участия в полит. жизни. В 1992 г. были установлены дипломатические отношения с США, Германией, Великобританией, Францией, Японией, Израилем, Польшей и другими странами, нормализованы отношения с бел. диаспорой, подписаны важные междунар. договоры, кот. гарантировали развитие Б как мирного демокр. гос-ва. В 1993 состоялся Съезд белорусов мира. В сент1991 нач. создание бел. армии, в 1992 основано министерство обороны, объявлена оборонная доктрина Б, согласно кот. Б провозглаш. безядернай страной. Августовский путч. 19 авг1991 граждане Советского Союза узнали об отставке Президента СССР Горбачева и переходе власти в руки Гос. комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). На 3ий день путч был подавлен демокр. силами во главе с рос Президентом Ельциным. Авг. события отразились в союзных республиках, в т.ч. и Б. 24 авг1991 на внеочередной сессии Верховного Совета заместитель спикера Шушкевич объявил повестку дня: 1) о текущем моменте (об отношении «ответственных лиц», организаций и государственных структур к ГКЧП; 2) о статье 72 Конституции БССР, кот. предусматривала придание законам БССР первоочередную силу; 3) о департизации и имуществе КПСС-КПБ; 3) о переподчинении МВД и КГБ исключительно под юрисдикцию республики. Под давлением оппозиции Бел. народн. фронта (БНФ) в повестку дня также был включен вопр. о придании Декларации о гос. суверенитете статуса Конституционного закона и личных действиях председателя Верховного Совета Деменцея в дни путча. Вслед за Дементеем выступил командующий Бел. военным округом (БВО) Костенко. По словам А. Костенко, армия сохранила верность демократии и «не стала слепым инструментом в руках авантюристов». Костенко высказался за создание национальной гвардии. Но парламентарии были настроены агрессивно к руководству Верховного Совета. В своем выступлении Позняк назвал СССР имперской державой, во главе кот. стоит бандитская хунта (заговорщики), и призвал к всеобщей забастовке в Б. и отставки спикера. Феоктистову, рабочему минского СМУ № 1, усилиями БНФ было предоставлено слово в Овальном зале, там он назвал Верховный Совет «стыдобой» и призвал к роспуску парламента. Некот. депутаты прямо перед микрофонами заявляли о своем выходе из партии. Например, Соснов так сделал, он был убежден, что КПСС «Реформировать невозможно». О разрыве с партией заявил Шушкевич. Положение в парламенте накалилось до предела 25 авг. Теперь не только сторонники оппозиции, но и другие депутаты (Лукашенко, Гончар, Карпенко и др.). Требовали отставки Деменцея. Дементей попросил отпустить его на пенсию. Депутаты удовлетворили его просьбу. На голосование был поставлен вопрос о доверии заместителю председателя парламента Шеладонову. Но его поддержало большинство депутатского корпуса. Было оказано доверие и Президиуму Верховного Совета в целом. Публичной порки удалось избежать премьер-министру Кебичу, который уверял, что правительство в дни путча «занималось повседневной работой». После долгих дискуссий 25 авг. Верховным Советом был принят ряд важнейших док-тов, направленных на укрепление суверенитета республики. Самый важный из них - закон о придании Декларации о гос. суверенитете статуса конституционного закона. СНГ. Госсовет 9 сент.1991 г. официально признал независимость Прибалтийских государств: Литвы, Латвии, Эстонии. Через несколько дней они были приняты в ООН. СССР сократился до 12 республик. Горбачев попытался закрепить Союз на основе нового соглашения. 14 ноября в правительственной резиденции в Ново-Огареве (под Москвой) 7 республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать Содружество суверенных государств (ССД) и до 25 ноября утвердить новый союзный договор. Этого не произошло, т.к. все ожидали результата референдума о независимости Украины, назначенного на 1 дек. Бол-во жителей Укр. высказались за выход из СССР. Судьба Союза была решена. 8 дек. 1991 г. в Беловежской пуще, в резиденции "Вискули" (под Брестом) руководители Б, РФ, Украины подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). В нем провозглашалось, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование. 3гос-ва объединились в СНГ и пригласили вступать в Содружество новые государства бывшего СССР. Вскоре руководители среднеазиатских республик и Казахстана заявили в Ашгабате о намерении присоединиться к СНГ. 21 дек состоялась алмаатинского встреча "брестской тройки", "ашгабацкай пятерки" и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении сущ. СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До кон1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан.

 



2016-01-02 455 Обсуждений (0)
Соц-экономический и полит. кризис во вт. ол1980-нач. 90-х. Политика перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соц-экономический и полит. кризис во вт. ол1980-нач. 90-х. Политика перестройки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)