Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коррекционная работа по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих школьников



2016-01-05 766 Обсуждений (0)
Коррекционная работа по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель данного этапа эксперимента – разработать коррекционную программу по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих школьников.

Цель коррекционной программы: развитие у детей семантической стороны речи.

Задачи программы:

1. Улучшение понимания речи взрослого.

2. Расширение объема активного словаря.

3. Улучшение состояния звукопроизношения.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

Основные направления программы:

1. Совершенствования предметного и глагольного словаря.

2. Совершенствование активного и пассивного словаря.

3. Обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов.

4. Активное развитие диалогической речи.

Осуществление программы предполагало следующие принципы коррекционной работы:

1. Принцип генетического хода развития психической деятельности, в том числе, познавательной и практической.

2. Развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное направление процесса обучение, ускорение темпа развития и преодоление отклонений в развитии.

Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением детей.

Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

Условия эффективности коррекционной работы:

Успех коррекционной работы прямо зависит от положительной эмоциональной установки.

Более специфический характер по сравнению с общеразвивающими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухоречевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации.

Работа по развитию слухового восприятия повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и создает условия для более успешного преодоления последствий тугоухости и глухоты.

При планировании занятия были учтены следующие особенности и возможности детей:

- Максимальное время, которое дети способны сосредотачиваться на одном виде деятельности, и, следовательно, необходимость постоянной его смены.

- Степень нарушения слуховой функции

- Особенности поведения детей.

Решались следующие задачи:

Воспитательные: воспитывать умение работать по инструкции, быть внимательным, работать в коллективе.

Задачи развивающего обучения: способствовать развитию внимания и речевого слуха; развивать внимание, память, общие двигательные навыки;

Комплексная взаимосвязь была обеспечена благодаря типу занятий, соответственно, главным являлось развитие семантической стороны речи, что прослеживалось на проведении всех занятий.

Время занятий было выбрано согласно режиму дня.

Структура занятий обеспечивает смену видов деятельности.

В проведении занятий мы также использовали такие методы:

словесный;

наглядный;

практический;

метод закрепления знаний;

формирование умений и навыков.

Приемы:

показ;

дидактические игры;

объяснение.

Работоспособность и заинтересованность детей в течение занятий обеспечивалась благодаря постоянной смене видов деятельности детей.

Индивидуальные занятия мы проводили 2 раза в неделю с каждым ребенком. Длительность занятия не более 15 минут. В течение занятия с ребенком проводилось 1- 2 игры - упражнения с игрушками, предметами или картинками.

Основная задача индивидуальной работы состоит в развитии у детей зрительно-слухового сосредоточения и внимания к речи взрослого. Групповые занятия с детьми проводились 2 раза в неделю. Длительность групповых занятий 10 - 15 минут.

Основные задачи групповых занятий состояли в развитии у детей понимания обращенной речи в воспитании потребности в словесном общении, а также решались задачи развития понимания и активной речи детей.

Главная задача на всех логопедических занятиях - развитие речи детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия включались еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было для смены видов деятельности.

Чтобы на одном занятии решать, несколько задач, игры-упражнения мы подбирали следующим образом:

- развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий.

- привлечение внимания детей к речи взрослого развитие ее понимания.

- развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержи, мелкой или общей моторики.

Основой планирования занятий для нас был тематический план. Занятия по теме планировались последовательно одно за другим на протяжении шести недель.

Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы.

Задачи, связанные с развитием речи, располагались в следующем порядке:

1. Ознакомление с новыми словами.

2. Уточнение лексических значений новых слов.

3. Закрепление лексических значений слов, связь слова с обозначаемым предметом, признаком, действием.

4. Активизация новых слов в речи детей.

Данная программа была проведена с тремя детьми, с которыми проводился констатирующий этап эксперимента.

Таким образом, данная коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента выполнила поставленную перед ней цель и задачи.

В приложении представлены конспекты занятий по формированию произношения отдельных звуков.

 



2016-01-05 766 Обсуждений (0)
Коррекционная работа по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коррекционная работа по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)