Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Констатирующий эксперимент



2016-01-05 898 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление исходного уровня развития речи у слабослышащих школьников.

В эксперименте принимали участие трое детей с нарушениями слуха обучающиеся в классе компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Выбрать и описать методы исследования уровня развития речи у слабослышащих школьников.

2. С помощью выбранных диагностических методов исследовать уровень развития речи у слабослышащих школьников.

3. Сделать выводы по окончании констатирующего этапа эксперимента.

Список детей представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Список детей, участвующих в эксперименте

Ф.И. ребенка, возраст на момент обследования Диагноз ребенка
Тимофей   Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени
Светлана Двухсторонняя сенсорная тугоухость III степени
Надежда Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость III ст., серная пробка

 

Наше экспериментальное исследование проводилось с использованием следующих методик:

1. Исследование сенсомоторного уровня речи

- Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:

ба - па - па - ба –

са - ша - ша - са –

ша - жа - ша - жа - ша - жа –

ца - са -ца - са - ца - са –

ра- ла - ра - ла - ра - ла -

Вначале предъявляется первая пара (ба – па), затем вторая (па – ба). Оценивается воспроизведение слогов в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения слогов в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

Качество выполнения:

5 баллов - ребенок повторил все слоги правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню развития фонематического восприятия. Выполнены все параметры.

3-4 балла – 3-4 фрагмента названы правильно.

0-2 балла – 0-2 фрагмента названы правильно.

Выводы об уровне развития фонематического восприятия:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

2. Исследование грамматического строя речи

- Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Птичка свила гнездо.

В саду было много яблок.

Дети делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять.

На зеленом лугу паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения предложений в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

Качество выполнения:

5 баллов - ребенок повторил все предложения правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню сформированности грамматического строя речи.

3-4 балла – 3-4 предложения воспроизведены правильно.

0-2 балла – 0-2 предложения воспроизведены правильно.

Выводы об уровне сформированности грамматического строя речи:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

3. Исследование семантической стороны речи.

Методика № 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.

1. Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2. Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3. Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4. Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5. Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6. Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7. Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания),

0 баллов (при невыполнении задания).

Более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи.

От 0 до 6 баллов – низкий уровень понимания речи.

Методика № 2. «Кто это».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл – наличие правильного ответа.

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7-9 –баллов – средний уровень,

2-6 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Методика № 3. «Назови, что ты видишь»

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и в конце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов – все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов – упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: «р».

5-9 баллов – не произносит звуки «р», щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 – баллов – очень высокий уровень

10-12 баллов – высокий уровень.

5-9 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

Кроме данных методик в нашем исследовании мы использовали метод наблюдения за поведением и деятельностью детей, беседы с лечащим врачом-сурдологом, воспитателем и с родителями детей.

Итак, после проведения всех вышеперечисленных методов диагностики, были получены определенные результаты, свидетельствующие об уровне развития речи у слабослышащих школьников.

После проведения методов диагностики были получены следующие результаты.

 

Таблица 2

Результаты исследования сенсомоторного уровня речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 4 б. – средний уровень
Светлана 3 б. – средний уровень
Надежда 5 б. – высокий уровень

 

Таблица 3

Результаты исследования грамматического строя речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 3 б. – средний уровень
Светлана 3 б. – средний уровень
Надежда 4 б. – средний уровень

 

В результате было отмечено, что все трое детей с заданиями на исследование сенсомоторного уровня и грамматического строя речи справились легко и практически без ошибок, соответственно все дети имеют при этом высокий и средний уровень речевого развития.

Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Они сосредоточенно прислушивались, улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь.

Таблица 4

Результаты исследования семантической стороны речи

Ф.И. ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3
Тимофей 7 б. – средний 6 б. – низкий 5 б. - средний
Светлана 2 б. – низкий 1 б–очень низкий 4 б. – низкий
Надежда 5 б. - низкий 3 б. - низкий 3 б. - низкий

 

В результате проведения трех методик на исследование семантической стороны речи («Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь»), мы выявили, что проблемы у детей возникли именно на понимание смысловой стороны речи, т.е. смысла слов. Все трое детей не смогли объяснить значение многих слов. Дети затруднились описать знакомые предметы, был выявлен низкий объем активного словаря. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

Отсюда можно сделать вывод, что у данных троих детей имеются недостатки понимания семантической стороны речи.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего детского возраста с нарушениями слуха отстает от развития речи слышащих детей только в сфере семантики.

Отсюда следует, что для детей с нарушениями слуха необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая устраняла бы недостатки семантической стороны речи, всесторонне развивала ребенка, и, главным образом, активизировала коммуникативные потребности.

 



2016-01-05 898 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Констатирующий эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)