Расчет якорной стоянки
Минимальная глубина места якорной стоянки определяется по формуле: Ня = Т + Δ H1 + (2/3 )Нв + Δ Н2 = 1,9+1+(2/3)×0,5+1 = 4,2 (м); [44] где Т - осадка судна (м); Δ H1 = 1 (м) – запас воды под днищем судна при отсутствии волнения; Нв - высота волны (м); Δ Н2 - высота якорного клюза над действующей ватерлинией (м). Действующая внешняя нагрузка определяется для наиболее неблагоприятного случая, т.е. для момента, когда все силы совпадают по направлению и результирующая достигает своего наибольшего значения. Определение внешней нагрузки производится по формуле: РBH =РT + РB + Рc + Рволн = 3402+1407+492+1,11 = 5302 (Н) [45] здесь РT - сила давления водного потока (н); РB - сила давления воздушного потока (н); РC - сила соскальзывания под уклон речного русла (н); Рволн - сила удара волн (н). Сила давления водного потока складывается из силы сопротивления корпуса – RК и силы сопротивления застопоренных винтов – RВ (определяется при отсутствии реверс редуктора) рассчитывается по формуле, вытекающей из выражений : PT= Rc2 + 50ΘD2 ZB c2 [46] PT = 28535 × 12 + 50 × 0,55 × 1,62 × 4 × 12 = 3402 (Н) где R - приведенное сопротивление корпуса судна (кг/м); Сила давления воздушного потока может быть определена по формуле: PB = 0.618Ko6 Fn υB: [47] PB = 0.618 × 1 × 151,8 × 15= 1407 (Н) где Ko6 - коэффициент обтекаемости надстроек может быть принят в пределах от 0,6 до 1 (меньшее значение относится к хорошо обтекаемым надстройкам); Fn - площадь проекции надводной части судна на миделевую плоскость (м2); υB - скорость ветра в расчетах может быть принята максимально возможная при шквале в озерных и морских условиях - 20 м/с и в речных - 15 м/с. Сила соскальзывания под уклон речного русла определяется по формуле: Рс = 9.81 I D = 9,81 × 0,00005 × 1003000 = 492 (Н) [48] где I - уклон речного русла; D - весовое водоизмещение судна (кг). Сила удара от волн может быть определена по приближенной Рволн = 0.185 ρhвВ = 0,185 × 1 × 0,5 × 12 = 1,11 (Н) [49] где р - плотность воды (т/м3); hв - высота волны (м); В - ширина корпуса судна (м). Полученное значение внешней нагрузки следует сравнить с величиной наибольшей удерживающей силы якоря, которая может быть определена по формуле : Qя = 9.81 kп kя mя = 9,81 × 0,87 × 3 × 1400 = 35845 (Н) [50] где kп - коэффициент, учитывающий потерю веса в воде может быть kя - коэффициент удельной держащей способности якоря принимается по данным таблицы 3.4; mя - масса якоря (кг). В случае, если Qя > Pвн определяется минимальная длина вытравленной провисающей якорной цепи (каната) по формуле: LЯЦ = Нк √[(2РВН/mяц Нк) + 1]: [51] LЯЦ = 4,2 √[(2 × 5302/ 42,5× 4,2) + 1] = 32 (м): LЯЦ = 8,4 √[(2 × 5302/ 42,5× 8,4) + 1] = 46(м): LЯЦ = 12,6√[(2 × 5302/ 42,5× 12,6) + 1] = 57(м): LЯЦ = 16,8 √[(2 × 5302/ 42,5× 16,8) + 1] = 67 (м):
Таблица 3.4 – Коэффициент удельной держащей способности якоря
В случае, если Qя < Pвн, то для удержания судна на якоре требуется большая длина вытравленной цепи (каната), которая может быть определена по формуле: Lяц = Lяц1 + Lяц2 где Lяц1 - длина вытравленной цепи (каната) (м), лежащая на грунте и создаваемой силой трения о грунт, компенсирует разницу между Qя и Рвн ; Lяц2 - длина провисающей части вытравленной цепи (каната) (м). Величина Lяц1 может быть определена по формуле, вытекающей из выражения : Lяц1 = (Pвн - Qя)/(fт mяц): [52] где Pвн - внешняя нагрузка (Н); Qя - держащая сила якоря (Н); fт - коэффициент трения якорной цепи о грунт; mяц - масса одного погонного метра якорной цепи (кг). Величина коэффициента трения якорной цепи о грунт приведена в таблице 4.5 [5] по данным: mяц = kц d2 = 2,3 × 4,3 2 = 42,5 (кг) [53] где kц – коэффициент равный 2,3 для цепей с контрфорсами; 2,2 для цепей без контрфорсов и 2,0 для длиннозвенных цепей; d – калибр цепи (см). При постановке на рейде нескольких судов круговые акватории якорных стоянок (на случай изменения направления ветра) не должны “накладываться”. Радиус круговой акватории Rя определяется по формуле: Rя = L + Lяц + ΔLяц: [54] Rя = L + Lяц + ΔLяц = 80 + 32 + 0,5 = 112,5 (м); Rя = L + Lяц + ΔLяц = 80 + 46 + 0,5 = 126,5 (м); Rя = L + Lяц + ΔLяц = 80 + 57 + 0,5 = 137,5 (м); Rя = L + Lяц + ΔLяц = 80 + 67 + 0,5 = 147,5 (м); где L – длина судна (м); Lяц - длина вытравленной цепи (м); ΔLяц - запас на дополнительно вытравливаемую цепь на случай усиления ветра, в расчетах можно принять равной (0.25 – 0.50) Lц (м). Результаты расчета зависимости длины вытравленной якорной цепи (каната) от глубины места стоянки сводятся в таблицу 3.5.Таблица 3.5 – Длина вытравленной якорной цепи при различных глубинах.
По данным таблицы 3.5 строится график зависимости Lяц — f (НЯ) при действующей внешней нагрузке. Рисунок 10– Зависимость длины вытравленной якорной цепи от глубины
При постановке судна на два носовых якоря и при условии, что внешняя нагрузка распределяется по цепям равномерно, усилие, действующее на каждую цепь, определяется по формуле : Рп.л =Рвн / 2cos (α/2) [55] где Рвн - внешняя нагрузка (Н); α - угол разноса якорей (угол между якорными цепями) (град). Расчет длины якорной цепи каждого якоря выполняется для конкретной глубины, используя выше приведенные исходные и расчетные данные, по выражению [51] при постановке в него вместо величины Рвн усилия, действующего на одну якорную цепь. LЯЦ = Нк √[(2РВН/mяц Нк) + 1]: [56] LЯЦ = 4,2 √[(2 × 2691/ 42,5× 4,2 ) + 1] = 19,4 (м); LЯЦ = 4,2 √[(2 ×2744 / 42,5× 4,2 ) + 1] = 19,6 (м); LЯЦ = 4,2 √[(2 × 2869/ 42,5× 4,2 ) + 1] = 19,9 (м). Результаты расчета сводятся в таблицу 3.6. Таблица 3.6 – Длина якорной цепи при стоянке на двух якорях на глубине – 4,2 метра
По результатам расчета строятся график зависимости Lяц = f (α) Рисунок 11. – Зависимость длины якорной цепи при стоянки на двух якорях от угла разноса.
3.4 Нормирование габаритов судов в плане.
Нормирование габаритов судов (составов) имеет своей целью теоретическое решение задачи о возможности прохождения заданным судном (составом) наиболее затруднительного поворота реки при движении в обоих направлениях, а также определение возможности двухстороннего движения на данном участке. В данной работе приведен весь необходимый материал для нормирования габаритов одиночных судов. При необходимости нормирования габаритов толкаемых составов следует обратиться к рекомендуемой литературе. Первоначально следует по лоцманской карте реки определить характеристики поворота, приведенные в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Характеристики поворота р. Обь
Движение судна по повороту возможно, если выполняется условие bг < Всх где bг - габаритная ширина ходовой полосы, занимаемая судном или составом при движении по повороту (м); Всх - ширина судового хода (м). Двухстороннее движение судов (составов) по повороту возможно, если выполняется условие: bг1 + bг2 < Всх где bгl - габаритная ширина ходовой полосы, занимаемая судном или составом при движении по повороту вниз (м); bг2 - габаритная ширина ходовой полосы, занимаемая судном или составом при движении по повороту вверх (м). Габаритная ширина ходовой полосы, занимаемая судном или составом при движении на повороте реки, определяется по формуле: bг1 = b1 + Δb = 25,6 + 8 = 33,6 (м) [57] bг2 = b2 + Δb = 19,9 + 8 = 27,9 (м) где b - расчетная ширина ходовой полосы (м); Δb - нормируемый запас ширины судового хода на не точность проводки, зарыск судна и т.п. определяется по формуле: Δb = (k1 + k2Ω)B = (0,4 + 0,5 × 0,2)12 = 6 (м) [58] где k1 = 0,4 - коэффициент, зависящий от типа флота и характеристики грунта, приведен в таблице 3.8. k2 - коэффициент (для одиночных судов и составов без носовых рулей k2 = 0. 5; для составов с носовыми рулями k2 = 0.25); Ω = 0,2 – кривизна траектории движения - отношение длины судна L к радиусу судового хода Rc. В - ширина судна (состава) (м). Таблица 3.8 – Значения коэффициента k1
Расчетная ширина ходовой полосы определяется по формулe: b = L{(B/L) + [kL b0 + kt bc][ko - (4.1 S/kH) - 0.06 В/Всх]} [59] b1 = 80{(12/80)+[1,08×0,08 + 0,72×0,05][1 - 0.06×0,06]} = 21,75 (м) b2 = 135{(16.5/135)+[0,97×0,048 – 0,43×0,05][1 - 0.06×16.5/160]} = 19,9 (м) Где b0 - относительная, условная ширина ходовой полосы, занимаемая kL - коэффициент, учитывающий влияние соотношения главных размерений на b0; для всех типов составов равен 1; для одиночных определяется по графику на рисунке 4.1 б [8]; kt - коэффициент, определяемый в зависимости от отношения В/L и t = Т/Н ; (Н -глубина судового хода); определяется по графикам на рисунке 4.2 б [8]; bс - поправка, учитывающая влияние скорости течения, определяется по графикам на рисунке 4.2 а [8]; k0 - коэффициент; для груженых судов и составов равен 1; для порожних 1.04; S - относительная площадь носовых рулей, равна отношению площади носовых рулей к площади подводной части диаметрали; kH – количество ниток в составе; В - относительная ширина судна (состава), равная отношению ширины судна (состава) к ширине судового хода. Двухстороннее движение судов (составов) по повороту возможно так как выполняется условие bг1 + bг2 < Всх , т.е. 41,65(м) < 160 (м).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |