Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрреформы Александра 3



2016-01-05 586 Обсуждений (0)
Контрреформы Александра 3 0.00 из 5.00 0 оценок




Новый курс у либеральных историков конца XIX – начала XX в. получил название «контрреформ», т.е. преобразований, направленных против Великих реформ 1860 – 1870-х гг., призванных вернуть дореформенные порядки. Контрреформы – крестьянская, земская, городская, судебная, образовательная. Смысл их заключался в «исправлении» реформ Александра II, то есть представлял собой попытку повернуть Россию вспять, к дореформенному бытию, опираясь при этом на дворянские верхи против народных масс.

4. Контрреформы Александра III

4.1 Образование

Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские школы, но у правительства хватило все же мудрости оставить их в покое. Здесь необходимо вспомнить, что земская школа – школа, существовавшая при земских органах самоуправления, - была по качеству обучения и по материальному обеспечению лучшей в России начальной школой, в то время как церковноприходские школы часто влачили самое жалкое существование. Передача земской школы в ведение Святейшего Синода могло похоронить систему начального образования для простого народа.

Другая мера коснулась гимназий. Министр внутренних дел Толстой еще в бытность свою главой народного образования сделал немало, чтобы ввести классическое образование и становить между гимназическим начальством и учениками полицейские отношения. Однако доступ в гимназии (хотя бы теоретически) по-прежнему оставался открыт даже для выходцев из самых низов. Делянов быстро восполнил «пробелы», оставленные его предшественниками. 5 июня 1887 г. был издан циркуляр, печально известный как «Циркуляр о кухаркиных детях». Им предписывалось ограничить доступ в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». «Каждый сверчок знай свой шесток» - так расценила общественность «заботу» правительства об образовании народа. Само же правительство исходило из убеждения, что для народа образование «сверх меры» не только не полезно, но и вредно и способно «развратить» подрастающее поколение.

Толстой и Делянов убедили императора, что следует вплотную заняться и университетами, где угнездилась «революционная зараза». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который уничтожил традиционное для всего образованного мира университетское самоуправление. И преподаватели, и студенты попали в зависимость от чиновников – попечителей учебных округов. Хуже всего пришлось студентам. Они не только лишились возможности слушать лекции прекрасных профессоров, которые покинули университеты, но и вынуждены были платить намного больше за свое обучение, а поступление в университет и получение стипендии определялись главным образом политической благонадежностью. В случае неповиновения начальству

( продолжение 31) той или иной форме национальному угнетению.

Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России. Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства, а затем и в США.
Подъем освободительного движения в начале XX в. Острота противоречий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытый протест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Наиболее существенную роль в этом процессе играло нарастающее рабочее движение, характерной особенностью которого в этот период было сочетание, характерной особенностью которого было сочетание экономических и политических требований. Отдельные выступления - забастовка и первомайская демонстрация 1901 г. в Харькове, майская стачка того же года на Обуховском заводе в Петербурге, закончившаяся столкновением с полицией, постепенно приняли форму всеобщих стачек, охвативших в 1902 г. все предприятия Ростова, а летом 1903 г. прокатившиеся по всему югу страны. Бакинская всеобщая стачка в декабре 1904 г. вызвала стачки солидарности в ряде городов России. Ширилось крестьянское движение. Наиболее крупным из крестьянских выступлений были бунты крестьян Харьковской и Полтавской губерний 1902 г., Живо напоминавшие властям крестьянские войны прошлых веков. Открытые формы приняла и либеральная оппозиция (земская "банкетная" компания осенью 1904 г.) . В этих условиях остро встал вопрос об организации

32. Первая Русская революция 1905-1907.

Революция – это коренной переворот в развитии жизни общества.ПРИЧИНЫ этой революции: 1) Нерешенность противоречий между крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами. 2)Политическое бесправие и отсутствие политических свобод. 3)Усиление нищеты после кризиса 1900 – 1903 годов. 4) Поражения в русско-японской войне 1904 – 1905 годов. ХАРАКТЕР: буржуазно – демократический. ОСОБЕННОСТИ: 1 этап: январь – сентябрь 1905 – 9 января – провокация и расстрел демонстрации рабочих (ок. 1 тыс. убито, ок. 5 тыс. ранено), выступления рабочих (более 600 тысяч), создание в Иваново – Вознесенске Совета уполномоченных депутатов, восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин –Таврический», массовые восстания крестьян. 2 этап: октябрь – декабрь 1905 – высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка (более 2 млн участников), издание «Манифеста 17 октября» - введение некоторых политических свобод, созыв 1-й Государственной Думы, декабрьское вооруженное восстание в Москве.3 этап: январь 1906 – июнь 1907 – стачки рабочих, восстания крестьян и моряков Севастополя и Свеаборга. Деятельность 1 и 2 Государственной Думы. Они были распущены по обвинению в разжигании смуты. ИТОГИ революции:1 )Буржуазия добилась прихода к власти (работа в Государственной Думе).2) Появились некоторые политические свободы, расширено участие народа в выборах, легализованы партии.3) Увеличилась заработная плата, рабочий день уменьшился с 11,5 до 10 часов. 4) Крестьяне добились отмены выкупных платежей, которые должны были платить помещикам. Конечно, результаты от революции были, но сколько крови пролито. Она делалась на деньги врагов – японцев. Через эту революцию они добились нашего поражения в русско-японской войне.



2016-01-05 586 Обсуждений (0)
Контрреформы Александра 3 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрреформы Александра 3

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)