Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурно-цивилизационная. 1 страница



2016-01-05 316 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение курса

1. Постижение общих закономерностей в истории мира, направленности исторического развития мира и России.

Регресс? Упадок? Расцвет?

2. Локальные истории трудно понять вне мирового контекста:

История России связана с Историей славянства, Историей Швеции, Германии, Англии, Монголии, Греции и Других стран

3. Дает представление о культурно-исторической типологии народов и стран.

4.Мировой опыт.

Значение курса(еще):

1.Пробуждение и развитие национального духа. Национальная идентичность. Восприятие себя как русского.

2.Понимание исторических корней проблем страны.

3.Развитие исторической культуры. Понимание исторического контекста тех или иных событий. Умение использовать исторический материал в своей деятельности.

Участие в выборах – анализ политических программ, сознательное чтение прессы.

Воспитание детей…

4. Прогностическая функция.

Дописьменная история, источники:

Лингвистика –языкознание,

Археология, этнография, ономастика – изучение имен собственных,

антропология- наука о происхождении и эволюции человека,

Фольклористика.


2. Понятие о методологии истории. Формационный и культурно-цивилизационный подходы к изучению истории.

Необходимо существование разных методологий. Все подходы к изучению прошлого можно свести к двум основным концепциям:

Формационная (всемирно-историческая)

Формационная концепция складывалась в Западной Европе в средневековье на рубеже 8-9 веков. В ней рассматривали историю человечества как смену четырех древних империй: Ассирийская, Персидская, Македонская, Римская.

Признаки: 1). история человечества трактуется как единый общий путь развития для всех народов; 2). евроцентризм, т.е. представление о том, что западноевропейские ценности являются образцом для подражания в других государствах; 3). европейская цивилизация имеет право подтягивать низшие государства.

В рамках всемирно-исторической концепции лежит формация. Понятие формации как совокупность экономических, политических, социальных отношений, присущих определенной стадии развития человечества. Вся история человечества делится на пять формаций (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Все народы прошли или пройдут эти формации. История человечества прогрессивна и однолинейна. Каждая последующая формация разрешала противоречия и впитывала позитивный опыт предыдущей и носила прогрессивный характер. Пять формаций не являются конкретными для определенных народов. Марксисты, которые являются представителями данной концепции, считают основной движущей силой истории классовую борьбу, нацеленную прежде всего на изменение экономических отношений.

При всей простоте формационного, классового подхода очевидна его недостаточность, узость. Нельзя отрицать, например, того факта, что древнерусские князья не только угнетали народ, но и защищали его, строили города, пытались искоренить пережитки варварства , приобщить людей к более высокой культуре. В то же время в ходе бунтов, революций уничтожались национальные культурные ценности. Обилие и разнообразие форм исторической жизни практически невозможно втиснуть в достаточно ограниченное понятие «формации». Слабым местом марксистской историографии является сведение мотивации деятельности людей к экономическим причинам. Названный подход приводит к недооценке таких факторов как религия культура просвещение менталитет.

Основатели исторического материализма , Маркс и Энгельс, сознавали уязвимость своей концепции для стран Востока, где не наблюдалось отчетливого формационного движения, где государство появилось прежде, чем частная собственность, а роль религии была зачастую важнее любых других отношений. Этот огромный регион пришлось вывести из формационной теории, представить его так называемым «азиатским способом производства».

Итак, марксизм, явившийся в середине 19 века новым словом в философии истории, впервые объяснивший историю с материалистических позиций, представивший прошлое как естественно-исторический процесс , указавший значимость экономических факторов, акцентировавший внимание на роли народных масс в истории.

 

Культурно-цивилизационная.

Основные черты: каждый народ имеет свой собственный путь развития, поэтому нет ни прогрессивных, ни отстающих; нет единого общего для всех народов прогресса. Сколько культур, столько и линий развития. Представителем данной концепции является А. Тойнби (Постижение истории). Его заслугой является исследование внутреннего механизма развития цивилизаций. Движущей силой развития, по Тойнби, является «творческое меньшинство», т.е. наиболее активные, способные порвать с традицией, дать необходимые ответы на вызовы истории люди.

Определенный вклад в решение непростых вопросов методологии истории внес русский философ Данилевский. В его книге «Россия и Европа» была предложена оригинальная концепция мировой истории как смены культурно-исторических типов (цивилизаций). Данилевский считал нецелесообразным измерение ценности цивилизаций «одной меркой», полагая, что истинное значение культур — в их самобытности, а «прогресс — не в том, чтобы все шли в одном направлении, а в том, чтобы исходили все поле исторической деятельности». Итак, у каждой цивилизации — своя особая заданность; народы призваны выработать адекватные своему духу, культуре формы государственности, науку, искусство, идеи и т.д. В соответствии с концепцией Данилевского историки не могут критиковать, например цивилизацию древних египтян за отсутствие в ней демократии, ибо этот народ и не ставил перед собой подобной цели. Одним из первых Данилевский указал, что историческая наука не может замыкаться национальными рамками. Он считал, что равно как нет истории Франции, Италии, Германии, а есть история Европы с французской, английской, немецкой точек зрения, так и нет истории России, а есть лишь история славянства с российской , чешской точек зрения. Можно дискутировать с Данилевским о культурной принадлежности России, но бесспорно то, что трудно осмыслить национальную историю вне мирового контекста, вне сравнительных характеристик.

Таким образом, цивилизационный подход в изучении истории предполагает постижение культуры народов, их менталитета, этнических особенностей, в соответствии с которыми складывались политические экономические и др формы бытия человека.


3. Этногенез восточных славян. Социально-культурные основы развития славянских племён в середине 1 тыс. н.э.

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Проблема происхождения славян одна из самых сложных в отечественной истории. В связи с отсутствием письменных источников ученые пытаются решить проблему прародины славян, базируясь на данных лингвистики и археологии, не дающих целостной картины.

 

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений стали славяни. Позднее в славянском массиве возникают западная и восточная, а затем, в результате колонизации Балканского полуострова и южная ветви.

С конца 4 века племена восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – «Великое переселение народов». Передвижения славянских племен стали крупномасштабными со второй половины 5 столетия. В течение 6-8 веков славяни заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На западе они достигли Эльбы, на севере – Невы и Ладожского озера, на востоке – Средней Оки и Верхнего Дона, на юге заселили Балканский полуостров.

По мере расселения славяни ассимилировали или же вытесняли народы, жившие на соседних землях.

Киевский летописец 12 века Нестор, автор «Повести временных лет», подробно описывает восточноевропейские племена, составивште основу древнерусской народности. В Среднем Поднепровье жили поляне, на землях которых возник Киев, к северо-западу от них – древляне, западнее древлян до Западного Буга – волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На Днепровском Левобережье в бассейнах реки Десны и Сейма располагался союз, носивший название север, в бассейне реки Сож – радимичи, на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов вплоть до Финского залива, носила название словени, совпадавшее с общесловянским самоназванием.

Рассмотрим чем же все таки занимались славяне? Каковы их социально-культурные основы?

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали союза. В 5-7 веках еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства—землю, рабочий скот, инвентарь—и само производство носило коллективный характер, распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля оставалась коллективной но делилась на участки которые передавались в пользование отдельной семьи. В 7-9 веках восточная ветвь славян постепенно осваивала европейскую равнину. На судьбу района существенно оказали влияние геополитические факторы. Расселяясь по равнине , восточные славяне постепенно теряли родовую и племенную замкнутость. Родовые связи уступали место территориальным, что создавало основу для образования политических объединий.

Общественные вопросы славян, как и других народов, находящихся на этой стадии развития, решались на собрании общинников – вече, на котором присутствовали все взрослые мужчины. С течение времени право собирать вече, а затем и выступать там перешло исключительно к вождям и старейшинам крупных родов. К 8 веку у славян в результате имущественного неравенства (усиливавшегося в частности, после походов на Византию) происходит социальное расслоение, создающее предпосылки создания государства.


4. Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10 - начале 12 вв: социально-политический строй и раннее законодательство.

Существует несколько мнений, в какой период происходит зарождение древнерусское государство и складывается древнерусская народность. Но есть наиболее устоявшееся мнение, согласно которому древнерусское государство сложилось в 9 веке. Именно к этому времени наиболее отчетливо проявились такие признаки государственной политической организации, как подчинение власти центра земель союзов славянских племен (окняжение территории), выработалась система централизованного сбора дани (полюдье), оформились органы управления, судопроизводства и подчинения (дружина).

Территориально Русь как государство складывалось постепенно. Его образование завершилось слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева с Новгородом. Летописная традиция приписывает заслугу в этом князю Олегу и относит данное событие к 882 г. Новое государство в 9 веке включало в себя земли таких славянских племен, как древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи. В центре политического объединения оказалось племя полян, а киевское княжество Дира и Аскольда стало тем ядром, вокруг которого сплачивалась своеобразная федерация славянских племен. Присоединение новых племен под власть Киева продолжалась на протяжении 10 века. Составными частями древнерусского государства стали территории, управлявшиеся династией Рюриковичей.

Существует несколько теорий возникновений Киевской Руси:

1). торгово-городская теория. Ее автор—Ключевский считал, что вся совокупность социальных экономических политических духовно-нравственных отношений в древней Руси были «прямыми и отдаленными последствиями, действиями двух факторов, волостного и торгового города и внешней торговли». Бурное развития славянских городов как центров ремесла и торговли, по мысли Ключевского, и вызывало появление государства с его внешнеполитическими и оборонительными функциями. Действительно, древнерусская цивилизация возникла как культура городского типа, а киевская Русь была известна как страна городов. Крупный город объединял соплеменное окрестное население, становился торговым, административным и политическим центром—резиденцией князя.

2). в советской историографии проблема становления киевского государства рассматривалась в русле марксистской концепции. В соответствии с ней, государство, как аппарат господства, появляется с развитием средств производства, разделением труда, становлением частной собственности возникновением классов. Возникновение киевского государства, поэтому, считалось результатом разложения родоплеменных отношений у славян, формирования феодальных классовых отношений. По социально-экономическим основаниям киевскую Русь относили к раннефеодальным обществам, где земельная собственность становится основой богатства и особого социального статуса.

3). необходимо и сказать о «норманской теории», суть которой сводится к тому, что ее сторонники определяющим фактором в появлении первого государства восточных славян называют влияние их северных соседей–варягов, выходцев из Скандинавии. Последователи «норманизма» общеизвестный факт приглашения в 862 г на княжение в Новгород варяжского военоначальника Рюрика трактуют как важнейшее решающее условие возникновения древнерусской государственности. Данная теория в течение длительного времени служила для определенных идеологических целей, в том числе и для доказательства неспособности славян к самостоятельному социально-политическому развитию.

Древнерусское государство возникло в результате длительной, в первую очередь, внутренней социально-экономической и политической эволюции восточнославянских племен и по большинству своих параметров не отличалось от европейских государств на тех ступенях своего развития. Киевская Русь по типу организации власти относилась к числу раннефеодальных монархий. Во главе государства стоял великий князь, но в чистом виде единодержавия не было. Верховная власть была династически-родовая. Великокняжеский престол занимался поочередно старшим из рода Рюриковичей. Главными функциями князя кроме идеологической были организация обороны, внешнеполитическое представительство, присоединение новых земель. В число органов власти входила Боярская Дума – совет при князе из числа старших дружинников и знатных бояр. Существовал административный аппарат, занимавшийся сбором дани, судебными и управленческими делами. В землях и городах, входивших в состав государства, управляли княжеские наместники.

В некоторой степени можно говорить и о дуализме политической системе, так как наряду с княжеской властью определенное влияние в киевский период имел и вечевой строй. В каждом крупном городе действовало вече—высший законодательный и судебный орган. Киевское государство имело значительные военные силы, которые выполняли внешнеполитические и оборонительные функции, защищая страну от многочисленных противников, наиболее опасными из которых были южные кочевые народы—печенеги и половцы.Велика была и внешнеполитическая активность восточнославянского государства. Частые военные, дипломатические, торговые контакты осуществляла Русь с Византией Хазарией Скандинавией, западными народами. Одновременно с другими элементами государственности происходило и становление древнерусского права. Выдающимся памятником права и историческим источником является «русская правда», определявшая различное правовое положение различных групп населения древнерусского общества. История древнерусского периода богата великими именами. Основатель правящей династии Рюрик (862), «вещий» Олег(882-912)—объединитель русских земель вокруг Киева, известный своими успешными походами на Константинополь в 907 и 911 г, князь Игорь, его супруга княгиня Ольга, по преданию одна из первых христианок на Руси. Сын Игоря и Ольги Святослав прославился как выдающийся полководец, совершивший многочисленные походы, освободил Русь от уплаты дани хазарам (965), не раз громил печенегов. Особое место в отечественной истории занимает Владимир «красное солнышко», великий князь (980-1015), принесший христианство на Русь. Ярослав мудрый (1019-1054)—активная внешняя политика, огромная работа по внутреннему обустройству страны. Время его правления считается временем возвышения Руси.

Изначально в киевской Руси не существовало единой религии. Языческий период в истории славян - это время самобытной культуры. Приобщение к цивилизованному миру двигало Русь к принятию одной из монотеистических религий, так как язычество выступало на том фоне как показатель дикости, варварства, отсталости. Русь впервые оказалась перед ситуацией выбора дальнейшего пути своего развития. Задачу эту удалось решить великому князю Владимиру. Ему пришлось искать правильное решение и он выбрал христианство. По версии «повести временных лет» выбор восточного христианства определялся в первую очередь эстетическим моментом. Византийская церковь объявляла о сакральном характере императорской власти, ее божественном происхождении. Кроме того Византия существовала как многонациональное и жесткоцентральное государство, что также привлекло внимание Руси, где решался вопрос о централизации. После 988 года когда в водах Днепра крестили киевлян, христианство стало распространяться по Руси. Но этот процесс был медленным. И только к 12 веку можно говорить о победе христианства. Принятие Русью христианства имело огромное значение: распространение грамотности, литературы, архитектуры, (развитие культуры). Приняв христианство Русь вошла в строй цивилизованных европейских государств. Вся последующая отечественная история немыслима без истории православной церкви. Ее влияние на особенности политического социального духовного быта русского народа и его ментальность трудно переоценить.

Т.о. в 988 году был сделан выбор действительно с глобальными последствиями.


5. Принятие христианства на Руси и его последствия.

Знаменитое «крещение Руси», положившее начало становления российской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить гос-во и его территориальное единство. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семейство европейских народов. Владимир действовал исхода из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Помимо прочего православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой культурной страной Европы. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях- епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники, т. е. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство- монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную служению Богу. Долгое время церковь существовала за счет десятины- десятой части со всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм вотчины славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. В целом христианство способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многобожества и других языческих пережитков, активно выступала против рабства. Таким образом, принятие христианства способствовало формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского общества. Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.


6. Эволюция древнерусской государственности в 12 – начале 13 вв. Характеристика русских княжеств и земель в условиях децентрализации Киевской Руси.

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность; отдельные земли при господстве натурального хозяйства никак не могли слиться в единое целое. Государственное единство в значительной степени поддерживалось военной мощью киевских князей. Однако в 11-12 веках возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства. Во-первых, растет и усиливается феодальная аристократия на местах—в Новгородской, Ростовской и других землях. Местное боярство не было заинтересовано в существовании единого сильного политического центра; оно стремилось приблизить княжескую власть к себе, сделать ее послабее, и зависящей от местных барских интересов. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель приводило к тому что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, все более независимые от столицы.

Князь Ярослав мудрый разделил все земли между 5 своими сыновьями (1054г). Таким образом, он хотел решить 2 проблемы: он стремился избежать междоусобиц между сыновьями, а с другой — надеялся, что его сыновья будут сообща защищать общерусские интересы, связанные, прежде всего с защитой границ. Он не собирался разделять Русь на отдельные государства, просто он хотел, чтобы ее правил не один человек, а весь княжеский род.

Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, но после 1068 года, когда на реке Альте дружины Ярославичей потерпели поражение в битве с половцами, между князьями начались непрекращающиеся междоусобицы. В 1097году по инициативе Владимира Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Князья оценили гибельные последствия усобиц и чтобы избежать их, установили новый принцип организации власти на Руси. Русская земля переставала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода – отчины - становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Позже когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113-1125) а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство Руси было на время восстановлено. Однако затем процесс раздробленности пошел полным ходом. Отдельные княжества все больше обособлялись, хотя политические связи между ними сохранялись. Во 2 половине 12 века Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с киевским князем, чья роль постепенно ослабевает.

Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный, органический процесс, который имел и положительные стороны - культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

В 12 веке Образовалось около 15 практически самостоятельных княжеств-государств, жизнь в которых не только не остановилась, но протекала достаточно динамично. Типичными для Руси были Новгородская и Ростово-Суздальская земли. Развитие последней неотделимо от процессов северо-восточной колонизации, переселения людей с Киевщины, что было вызвано истощением приднепровских почв и постоянной угрозой кочевников. Огромную роль в обустройстве новых территорий играли князья. В этих районах земля становилась ценностью. Авторитет власти определялся землевладением князя. Летописец связывал усиление Ростово-Суздальской земли с именем правнука Ярослава Мудрого князя Юрия, прозванного «Долгие руки» из-за его активности в деле собирания земель и расширения своего удела. Юрий укрепил границы Ростово-Суздальского княжества, построил много городов-крепостей. Именно в его правление в 1147 г. была основана Москва. Сын Долгорукого — Андрей более прочно обосновался в Ростово-Суздальской земле. Чтобы стать независимым от местной аристократии и править единодержавно. Андрей перенес столицу своего удела в город Владимир, где были заложены крупные храмы — Успенский Собор, храм Покрова на Нерли, Золотые и Серебряные Ворота. Получив титул Великого князя, Андрей не пожелал переехать в Киев. В деревне Боголюбово, недалеко от Владимира, был построен замок князя и Церковь Рождества Богородицы. Андрей Боголюбский (как стали называть этого князя) перенес во Владимир русскую святыню — икону Божьей Матери и пытался, правда, безуспешно, сделать Владимир церковной столицей Руси. Андрей совершил военные экспедиции в Киев и Новгород, подчинив их своему влиянию. Захватив в 1169 г. Киев, он отдал его на трёхдневное разграбление своей дружине. Этот факт лишь подтверждает вывод о том, что до этнического единства Руси было ещё далеко. Жизнь этого деятельного князя оборвалась трагически. Он был убит боярами. Итак, Ростово-Суздальская земля представляла собой в политическом отношении раннюю монархию. В начале 13 в. она распалась на уделы. Другого порядка разделения властных полномочий, кроме выделения вотчин, раннее общество не знало.

Особый общественно-политический строй, который иногда называют боярской феодальной республикой, сложился в Новгороде. Этот город уже в 12 в. добился самостоятельности от Киева. Высшим органом власти в Новгороде было вече, на котором присутствовали все свободные мужчины — владельцы городских усадеб. Тон собранию задавали так называемые «золотые пояса» — главы богатейших фамилий. Вече «призывало» и «изгоняло» князя, заключало с ним договор, избирало посадника, тысяцкого, епископа, судило их в случае нарушения законов, решало вопросы о войне и мире, устанавливало размеры повинностей. Районы города имели своё вече и своих избранных должностных лиц. Новгородцы были вольнолюбивы. Они не удерживали долго князей у себя. Развитие торговли, ремесла, промыслов было главной заботой новгородских правителей. Новгородская республика имела как преимущества, так и недостатки ранней демократии полисного типа. Само вече действовало вне рамок закона, функции его были размыты. Часто собрание горожан превращалось в охлократическую структуру, в которой тон задавала толпа. Таким образом, удельный период в истории Руси характеризуется необычайной активностью князей, бояр, горожан, крестьян. Дальнейшее развитие получили города. Экономическая жизнь набирала темпы. Вырабатывалось разнообразие политической жизни. Однако в 13 в. этот , вполне естественный процесс развития, был прерван.


7. Русь и Золтая Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.

В начале 13 в. в степях Центральной Азии появилось сильное Монгольское государство - держава чингисхидов. В нее входили территории: Дальнего Востока, Сибири, Китая, Средней Азии, Персии, часть Индии, Прикаспии, Причерноморья, Северного Кавказа, Поволжья. Татаро–монгольское иго на Руси: с1240 до 1480 г.



2016-01-05 316 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурно-цивилизационная. 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)