Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурно-цивилизационная. 3 страница



2016-01-05 349 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




в)Государственное управление: - модернизация гос. аппарата на профессиональной основе – как центрального (вместо узкосословной наследственной Боярской думы с 1711 – Сенат, по назначению и из любых дворян), отраслевого (вместо громоздкой и путаной системы приказов с 1718 - коллегии), так и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 – губернии во главе с губернаторами); - введение прокуратуры как органа надзора (с 1722); - закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой чинов – Табелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов; - окончательное формирование самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком (всеобщая зависимость от государства);- разграничение понятий государя и государства как Отечества (яркий пример – дело царевича Алексея 1718 г.), с заменой права престолонаследия по старшинству назначением наследника царем.

г) Церковь: - подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (1721), как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по приказу царя священники даже нарушали тайну исповеди) и падение ее авторитета и влияния.

д) Культура и просвещение: - поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам и Б. Ельцину, Петр учился у Запада не для подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); как символ этого – перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на берегу Балтики, построенную на народных костях – Санкт-Петербург(основан в 1703, столица с 1712); - светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль); - развитие просвещения (Академия наук с 1725, первые в России СМИ с 1703 – газеты, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ); - обязательное образование для дворян (нельзя жениться без экзамена); - внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам; - раскрепощение женщин по европейскому образцу.

е) Военное дело: - создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705); - создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.

Внешняя политика Петра Великого, основные события: 1700-1721 – Северная война со Швецией, ее кульминационное событие – 1709 – Полтавская битва – разгром шведской армии короля Карла XII лично Петром Великим; с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. 1721 – окончание войны с присоединением к России устья Невы и северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу, что символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула – начало Российской империи (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»). Общие итоги реформ и деятельности Петра Великого: 1) всеобщая модернизация страны и ускорение ее развития; 2) духовное, научно-техническое и культурное сближение с Западом («прорубил в окно в Европу»); 3) превращение России в великую державу; 4) превращение России в морскую державу; 5) мощный стимул для дальнейшего территориального роста и внешнеполитического усиления; 6) переход от церковного средневековья к новому времени в области культуры; далее – негативы: 7) дальнейшее усиление роли государства и деспотизма власти; 8) усиление крепостного права, тупиковый путь развития промышленности на крепостной основе под опекой государства (как следствие зависимости реформ от военных потребностей); 9) общее усиление эксплуатации всех сословий; 10) чрезмерный упадок религии, ее нравственного влияния на народ; 11) полный отрыв дворянства (основного объекта просветительных реформ Петра) от народа, имевший далеко идущим последствием взаимное непонимание между народом и интеллигенцией, выросшей из дворянства в XIX веке, что в дальнейшем сыграло трагическую роль в революции 1917 г. Противоречия и масштабы личности Петра Великого, поражавшей иностранцев (широта и глубина ума, разносторонние таланты (владел множеством профессий), исключительная воля – и бешеная жестокость, особенно при усмирении стрелецкого бунта и в деле царевича Алексея; простота в быту, храбрость, чувство долга перед Отечеством – и крайний деспотизм, пренебрежение к человеческой жизни; тяга к просвещению – и варварское глумление над национальными обычаями, пьянство).


13. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II: её проявления, особенности, итоги.

Прелюдия Екатерины – период дворцовых переворотов (1725-1762). Их причина: борьба за власть дворянских группировок в условиях внесенного Петром произвола в закон о престолонаследии и ничтожества его преемников. Детективная хроника дворцовых переворотов: 1725 – смерть Петра Великого. Возведение на престол гвардейцами во главе с ближайшим петровским соратником А.Д. Меншиковым жены Петра Екатерины I, не имевшей прав. 1727 – смерть Екатерины I. Воцарение несовершеннолетнего внука Петра Великого Петра II (сына царевича Алексея). Ссылка Меншикова и фактический переход власти в руки старой аристократии во главе с князьями Долгоруковыми и Голицыными - Верховного тайного совета. 1730 – смерть Петра II. Заговор членов Верховного тайного совета и возведение ими на престол не имевшей прав на него племянницы Петра Великого Анны на условиях ограничения ее власти в пользу Верховного тайного совета. В том же году – отказ Анны соблюдать эти условия при поддержке рядового дворянства, роспуск Верховного тайного совета и ссылка его членов (впоследствии казнены). Фактический переход власти к фавориту Анны немцу Э.-И. Бирону. 1740 – смерть Анны. Воцарение назначенного ею наследником ее двоюродного внука, грудного младенца Ивана Антоновича, за малолетством которого регентом (правителем страны) стал Бирон. В том же году – арест Бирона фельдмаршалом Минихом. Провозглашение регентшей при малолетнем Иване Антоновиче его матери Анны Леопольдовны. 1741 – свержение гвардейцами Анны Леопольдовны и Ивана Антоновича (оба сосланы, впоследствии Иван Антонович, выросший в заключении, убит охранниками при попытке офицера Мировича его освободить) и возведение на престол дочери Петра Великого Елизаветы. 1757-1762 – участие России в Семилетней войне (1756-1763) против Пруссии в союзе с Австрией и Францией, ознаменованное победами русской армии над лучшей в Европе армией прусского короля Фридриха Великого и взятием Берлина русскими войсками. 1761 – смерть Елизаветы. Воцарение ее племянника, внука Петра Великого (по матери) Петра III, окружившего себя немцами. 1762 – заключение Петром III мира с Пруссией, с потерей всех плодов русских побед в Семилетней войне. Свержение Петра III гвардейцами и возведение на престол его жены Екатерины Великой (по рождению – мелкой немецкой принцессы), его убийство приверженцами Екатерины во главе с братьями Орловыми. Главная движущая сила дворцовых переворотов – гвардия, состоявшая в XVIII веке из дворян. Несмотря на ничтожество преемников Петра (до Екатерины), дворцовые перевороты не помешали мощной инерции, заданной петровскими реформами.

1762-1796 – правление Екатерины Великой (крупнейший соратник, фаворит и фактический соправитель – светлейший князь Г.А. Потемкин).

Основные черты внутренней политики Екатерины Великой: 1) «просвещенный абсолютизм» – политика смягчения законов и гуманизации общества при сохранении самодержавной власти (сама Екатерина переписывалась с лучшими европейскими философам – Вольтером, Дидро и др., которые восхищались ее умом); при этом попытка серьезных либеральных реформ (для чего Екатерина в 1767 созвала выборную Уложенную комиссию) вызвала сопротивление дворянства и не осуществилась; 2) окончательное превращение дворянства в исключительно привилегированное сословие (этапы: 1762 – «манифест о вольности дворянства», отменивший обязательную службу дворян; 1785 – предоставление дворянству выборного корпоративного самоуправления в губерниях и уездах во главе с выборными предводителями дворянства), в связи с чем дворяне прозвали царствование Екатерины «золотым веком»; в результате – постепенное превращение дворянства в паразитическое сословие, жившее за счет труда крепостных крестьян; 3) реформы местного управления (1775-1785), упорядочившие административно-территориальное деление страны и положившие начало выборному городскому самоуправлению по сословному признаку; 4) секуляризация (конфискация в пользу государства) земель церкви (1762); 5) пик крепостного права (юридическая власть помещиков над крестьянами, запрет крестьянам жаловаться на помещиков, массовое раздаривание государственных земель фаворитам любвеобильной царицы), как следствие – крупнейший казацко-крестьянский бунт самозванца Пугачева (выдававшего себя за убитого Петра III) на Волге и Урале 1773-1774 гг.; 6) в промышленности – наоборот, рост числа мануфактур, основанных на наемном труде, то есть – вызревание капиталистических отношений в недрах феодализма; 7) при внешнем блеске двора и столицы – падение придворных нравов, разврат, фаворитизм (под влиянием самой императрицы); 8) зарождение дворянского либерализма – общественно-политического направления, ставившего целью развитие свободных начал в экономике, политике и культуре.

Главные события внешней политики Екатерины Великой: 1768-1774 и 1787-1791 – две войны с Турцией, в результате которых Россия завоевала выход в Черное море и началось освоение юга России под руководством Потемкина (к сожалению, сейчас эти территории без всякого права отошли к Украине). 1783 – покорение Крымского ханства (сейчас территория Крыма также без всяких прав отошла к Украине). 1772, 1793 и 1795 – три раздела Польского королевства (Речи Посполитой) совместно с Пруссией и Австрией, в результате которых Польша потеряла независимость, а к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия и Литва. Общие результаты внешней политики Екатерины: 1) превращение России в одну из главнейших держав Европы (из воспоминаний канцлера Безбородко: «не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выпалить не смела»); 2) достижение этих результатов не только войнами, но и блестящей дипломатией Екатерины, корифеем которой она была.

Общее значение и противоречия екатерининского царствования: 1) начало гуманизации государства и общества; 2) зарождение либерализма как течения общественно-политической мысли; 3) превращение России в арбитра Европы, продолжение расширения империи во все стороны с прилегающими (а не заморскими) колониями (что облегчало управление ими) без национальной эксплуатации (главное – стратегические соображения); 4) противоречивое сочетание тенденций экстенсивного развития сельского хозяйства (тупиковый путь крепостного права) с зарождением рыночных отношений в промышленности. 1796 – смерть Екатерины Великой. Воцарение ее сына Павла (которого она хотела лишить престола), пытавшегося сумбурно все переделать на свой лад, лишь бы вопреки покойной матери. 1798-1800 – война с революционной Францией в союзе с Австрией. 1799 – легендарные Итальянский и Швейцарский походы генералиссимуса князя А.В. Суворова в ходе этой войны, прославившие на весь мир русское оружие и русское военное искусство. 1801 – убийство Павла в результате заговора приближенных, недовольных его путаной политикой и самодурством. Воцарение его старшего сына Александра I.


14. Российская империя в 18 – 19 вв.: пути создания, особенности национальной политики-самодержавия.

Особенности формирования и устройства Российской империи: 1) сочетание завоеваний с освоением; 2) доминирование оборонно-стратегических интересов над экономическими, отсюда – 3) демократизм национальной политики (кроме евреев иудейского вероисповедания), с усилением ассимиляторских тенденций при Николае I и Александре III; 4) прилегающие к метрополии территории, отсюда – 5) легкость управления; от всего вкупе – долговечность (просуществовала до 1991 г., дольше всех империй мира). Хроника формирования Российской империи: 1551-1556г.г. – присоединение Поволжья (Казанского и Астраханского ханств); 1581г. – начало присоединения Сибири Ермаком; середина 17 века – завершение присоединения Сибири и Дальнего Востока (мирным путем); 1654-67г.г. – Левобережная Украина (отвоевана у Польши); 1721г.(после Северной войны) – присоединение Латвии и Эстонии (завоеваны у шведов); 1730г.г. – при Анне Ивановне – присоединение Казахстана мирным путем; 1774г. – присоединение Северного Причерноморья (Кубань отвоевана у турок); 1783 – покорение Крымского ханства; 1772-1795 – три раздела Польши с присоединением Белоруссии, Правобережной Украины (кроме западной) и Литвы; 1801 – присоединение Грузии мирным путем; 1809 – присоединение Финляндии на правах автономии (завоевали у шведов); 1812 – присоединение Молдавии (завоевали у турок); 1813 – начало проникновения на Северный Кавказ; 1815 – присоединение Восточной Польши с Варшавой (после Наполеоновских войн) (до восстания 1831г. имела автономию); 1828-1829 – присоединение Северного Азербайджана и Восточной Армении (завоеваны у персов и турок); 1834-1859 – окончательное покорение Северного Кавказа (Война с Шамилем); 1865-1881 – завоевание Средней Азии (Хивинское и Коканское ханства и Бухарский эмират); 1859-1860 – Мирное присоединение Амура и уссурийского края (отобрали у Китая); 1878 – окончательное присоединение устья Дуная (завоевано у турок); вторая половина 18 века – была мирным путем освоена Аляска, но в 1867 – сдали в аренду в США.

К началу ХIХ в. административная система России находилась в состоянии очередного развала. Александру 1 удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Сперанский (1772-1839) отличался широтой кругозора, он не терпел хаоса и сумбура. В 1809 г. по поручению Александра 1 он составил проект коренных преобразований. В основе государственного устройства Сп. положил принцип разделения властей- законодательной, исполнительной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. По Сп. реальная законодательная власть – в руках царя, избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталами, включая государственных крестьян. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Гос. Совет. Проект сорвался. 1804-1813 гг. – война Россия- Иран (итог: мирный договор, присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана). 1805- военный союз России с Англией и Австрией, против Франции.1806 г. началась Русско-Турецкая война. Сложилась коалиция против Франции в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии, Швеции. 1812 г. – 12 июня Наполеоновская армия вторглась в пределы Российской империи.26 августа – бородинское сражение. Пожар в Москве (6 дней она горела). В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность.1813 г., февраль – союзный договор Россия- Пруссия, французы изгнаны из Берлина. 1814 г., Венский конгресс – решение вопроса о послевоенном устройстве Европы. 1815 г. – Русский, Прусский и Александр 1 понимал необходимость перемен, проект освобождения крестьян Александр1 поручил Аракчееву (каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее 2 дес)-не получилось.

Основные задачи внешней политики 2- ой пол. 19в.

Их было несколько:

выход к берегам Черного и Азовского морей.

возвращение украинских и белорусских земель, захваченных Польшей.

участие России в борьбе с революционной Францией.

определение позиции по отношению к борьбе между североамериканскими колониями и Англией.(позже Россия установила дипломатические отношения с Америкой и получила Аляску, Алеутские острова.)

В 1856 году министром иностранных дел был назначен Горчаков. Он вел осторожную политику, избегая вступления в военные коалиции и конфликты. В 1870 году Франция потерпела сокрушительное поражение в Франко-прусской войне. А в октябре 1870 Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора, что прежде всего позволило держать флот на Черном море.

До середины 19 века Россия не имела точно установленной границы на Дальнем Востоке. В 1859 году в г. Айгуне был подписан договор, согласно которому к России отходили земли по левому берегу Амура, а к Китаю - по правому. В 1860 г. в Пекине между Россией и Китаем был заключен новый договор (Уссурийский край был закреплен за Россией).

В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа были “замирены”, их военный и духовный предводитель взят в плен. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа.

В обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин.

В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн. долларов была продана Аляска.

24 апреля 1877 г. был подписан Манифест об объявлении войны Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 19 февраля 1878 г. в Сан – Стефано заключен мир с Турцией.


15. Социально-политическое развитие России в первой половине 19 в.

После Октября 1917 г. до весны 1918 г. шло становление советской власти на местах Одновременно происходила большевизация Советов; в деревне, где было сильно влияние эсеров, меньшевиков и других партий, она протекала медленнее. В центре были созданы: система народных комиссариатов (их возглавили А. И. Рыков, Н. А. Семашко, Л. Д. Троцкий и др.); система советских судов и революционных трибуналов. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 12 (25) ноября 1917 г. были проведены выборы в Учредительное собрание. Получив лишь четверть мест в нем, большевики 5 (18) января 1918 г. разогнали Учредительное собрание, закрыли оппозиционные газеты, объявили вне закона партию кадетов. Укреплялся режим диктатуры, ликвидировалась многопартийная система. III съезд Советов: объединение Советов рабочих и крестьянских депутатов; принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (объявление России федерацией и государством диктатуры пролетариата). Не признавшие новое правительство меньшевики и эсеры требовали создания нового, социалистического правительства с их участием (Викжель). Большевики пошли на союз лишь с левыми эсерами (протест Л. Б. Каменева и др., Я. М. Свердлов стал председателем ВЦИКа). Предпринимаются первые попытки выступить с войсками против большевиков (мятеж КеренскогоКраснова, мятеж юнкеров в столице, создание Добровольческой армии на Дону и т. д.). Во главе Белого движения встали А. М. Каледин, Л. Г. Корнилов, М. В. Алексеев, А. И. Деникин и др. В июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР: провозглашение создания нового государства — Российской

Социалистической Федеративной Советской Республики; утверждение в стране диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства; отказ от всеобщего избирательного права, предоставление демократических свобод рабочим, крестьянам и солдатам; новый флаг и герб РСФСР. В июле 1918 г. В Екатеринбурге были расстреляны царь Николай II и его семья. Первые социальные преобразования большевиков: установление 8-часового рабочего дня; принятие декретов о ликвидации гражданских чинов и сословий, о браке и семье и др.; введение рабочего контроля на предприятиях. Экономическая политика была направлена на ликвидацию частной собственности (национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, банков, транрпорта, закон о социализации- земли), свертывание товарно-денежных отношений, переход к нерыночной системе хозяйства, централизованное распределение продукции, что соответствовало уравнительно-распределительным представлениям большинства малограмотного и малоимущего населения России. Для руководства национализированными предприятиями был создан ВСНХ. В апреле 1918 г. была введена монополия внешней торговли. Стремясь выйти из мировой войны, большевики начали переговоры со странами германского блока. Развернулась ожесточенная дискуссия о заключении сепаратного мира: сохранить власть, заключив мир, или, ориентируясь на мировую революцию, продолжать войну (позиции В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого). Возобладала точка зрения Ленина. 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске на крайне тяжелых для России условиях был подписан мирный договор с Германией (“похабный мир”). Так в нашей стране начала воплощаться социалистическая идея о скором построении нового, бесклассового общества путем применения жестких мер и решительных действий в борьбе за власть.

Ленин

Летом 1887 года семья Ульяновых, в которой уже не было Ильи Николаевича — он скоропостижно скончался в январе 1886 года, — покинула Симбирск и поселилась в Казани. Там Владимир Ульянов стал студентом университета. В характеристике, направленной директором Симбирской гимназии по запросу университета, отмечается: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению…".

В декабре 1887 арестован за участие в студенческой сходке, исключён из университета и выслан к семье в деревню Кокушкино Казанской губернии. По возвращении осенью 1888 в Казань изучал марксизм. В 1891 сдал экстерном экзамены за юридический факультет при Петербургском университете; в 1892-93г. г. в Самаре помощник присяжного поверенного. С авггуста 1893 — в Петербурге; вошёл в марксистский кружок студентов Технологии. института, вёл занятия в рабочих кружках; этот год Ленин чаще всего называл годом своего вступления в партию. В 1894—95 написаны первые крупные работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)". в которых Ленин трактовал марксизм как единственно верную революционную теорию и проводил мысль о необходимости его творческого развития и применения к рос. условиям. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию соц. рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма). Тогда же (1894) Л. познакомился с Н. К. Крупской. ставшей через 4 года его женой и соратницей.

В апреле 1895 Ленин выезжал, за границу для установления связей с группой «Освобождение труда» и деятелями западно-европейской социал-демократии. В Швейцарии познакомился с Г. В. Плехановым, который, как утверждает К. Валентинов (К. В. Вольский), позднее вспоминал, что Ленин «всё время пытался убедить меня, что либералы и демократы — разновидности буржуазии… То, что либеральная буржуазия должна дать стране и везде в Европе уже дала, никогда не приходило в голову Ленину, и потому вместо того, чтобы привлечь и завербовать либералов как союзников в борьбе против абсолютизма и старого допотопного порядка, он видел в них только злейших врагов П. Б. Аксельрод (также позднее) писал: «Я тогда почувствовал, что имею дело с человеком, который будет вождём русской революции. Он не только был образованным марксистом — таких было очень много, но он знал, что он хочет сделать и как это надо сделать. От него пахло русской землёй» (Луначарский А., Радек К., Троцкий Л.. Силуэты. Политические портреты, М., 1991. с. 48). В сентябре 1895 Ленин стал одним из организаторов Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», в декабре этого года был арестован, и выслан на 3 года в Сибирь. В ссылке написал 30 работ, в том числе книгу «Развитие капитализма в России», в которой доказывал, что в России сложились капиталистические социально-экономические отношения, предопределяющие ведущую роль пролетариата в революционном движении. Ленин разработал план воссоздания РСДРП, оказавшейся несмотря на состоявшийся 1-й съезд (1898, Минск) недееспособной; центр, звено плана — регулярный выпуск за границей и распространение по всей России нелегальной полит, газеты. В июле 1900 Ленин выехал за границу. За рубежом В. И. Ленин занимался вопросами, связанными с изданием газеты, что было делом очень трудным.


16. Реформы Александра II: предпосылки, содержание, значение.

Коренные реформы: Александр II (1855-1883гг). он был умеренным либералом, провел реформы. Толчок к реформам – поражение России в Крымской войне 1853-56гг. обнаружило реальное положение дел в экономике и политики страны. Важное значение имел манифест 1861г. (19 февраля) – об отмене крепостного права. Александр понимал необходимость реформ, т.к. 1-кризис феодализма, следовательно малоземелье крестьян, долги, пережитки. 2-начало промышленного переворота, развитие капитализма. 3-нужны свободные рабочие руки. 4-была напряженность в обществе. 5-влияние Европы, морально-нравственно состояние общества.

Реформа 1861г. Народ получил: свободу, ряд гражданских прав, крестьянин – юридическое лицо, землю. Народ не получил: много земли (менее 9 десятин), а минимум нужно было 15 десятин. получил народ землю, 49 лет на выкуп земли, временно обязанные крестьяне, земля в 3 раза дороже. Работали крестьяне летом 12 час. В день. Зимой – 9. реформа не решила аграрный вопрос. Значение реформы: 1-ознаменовала переход от традиционного к индустриальному. 2-для России эта реформа – почти тоже, что и буржуазная революция для Запада в 18-19вв.

Другие реформы. 1-Земская 1864г. – создание новых органов власти – уездных и губернских земств (+ городской Думы) выборные всесословные органы местного самоуправления. 2-Судебная 1864г: отмена телесных наказаний, Сенат – высший орган всех сословий + всесословный, независимый гласный суд. Ввели суд присяжных. 3-Образовательная: университетская реформа и средней школы, новый устав начального образования, введение среднего женского образования→увеличение грамотности по стране более 30%. 4-Военная: реорганизация системы военного управления, отмена рекрутчины в 1874г. Значение Реформ в целом: 1-мощный импульс в ускорении индустриализации России, строительство железных дорог, усиление миграции, развитие рынка, рабочей силы и частная собственность. 2-российская жизнь получила бессословный и относительно демократический характер. 3-укрепление самодержавия – уже как традиционная цель. 4-реформы способствовали росту производительных сил в стране, ее обороноспособности. 5-развитие гражданского национального самосознания, просвещение людей. 6-улучшение качества жизни, НО: все реформы не коснулись верхних этажей власти.


17. Социально-политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 19 в. – начале 20в.

Вторая половина XIX в. и рубежи XIX-XX вв. Основные тенденции экономического развития в сельском хозяйстве и промышленности, изменения в социальной структуре населения. Основные факторы, повлиявшие на эти процессы.

Основной фактор, повлиявший на характер социально-экономического развития, – буржуазные реформы 1860-1870-х гг. (Отмена крепостного права, Земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы, Судебная реформа (1864г.), Военная реформа (1874г., Финансовая реформа, Реформа цензуры). Так как большинство населения по-прежнему проживало на селе, то логичнее начать рассмотрение вопроса с положения дел в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство. Окончательно наметился буржуазный путь развития, хотя он тормозился многочисленными феодальными пережитками. Обычно выделяют два возможных пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

ü прусский– на основе помещичьего хозяйства и отработочной системы (преобладал в центральных губерниях);

ü американский – на основе личного крестьянского хозяйства (фермерский путь), преобладал на окраинах (Северный Кавказ, Сибирь, Прибалтика, Западная Украина и Белоруссия), где не было общинного землевладения.

В целом темпы развития сельского хозяйства были очень низкими. Главной причиной этого было сохранение общинного землевладения с переделами земли, что не заинтересовывало крестьян вкладывать дополнительные средства в землю; к тому же самих средств в виде свободных капиталов у большинства крестьян не было, так как почти весь доход уходил на выплаты по выкупным платежам.

Промышленность. В 80-е гг. завершился промышленный переворот, выразившийся в переходе к фабрично-заводскому производству. Однако и в этой сфере имелись значительные пережитки феодальных времен; в частности, это выразилось в положении рабочих, которых предприниматели считали своего рода крепостными. Полностью отсутствовали пенсии, пособия по болезни и увечьям и другие виды социального обеспечения. Безжалостная, ничем не ограниченная эксплуатация рабочих, отсутствие социальной политики со стороны государства привели к тому, что рабочий вопрос, наряду с аграрным, стал одной из наиболее острых проблем России того времени.



2016-01-05 349 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурно-цивилизационная. 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)