Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и методы профессионального обучения и воспитания



2016-01-05 357 Обсуждений (0)
Цели и методы профессионального обучения и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




3. Этапы становления профессиональной морали. (Абрамова Л. Курс лекций по этике). Как вам кажется, ПМ первоначально складывается в среде каких профессий? Основы ПМ были заложены в античные времена. Она первоначально складывается в среде профессий, представители которых контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер (пример, клятва Гиппократа) и не достигали степени всеобщей абстракции.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, толчком к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств. Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Пример. Устав стокгольмских сапожников, например, предусматривал штраф за каждую дырку в сапоге, за любую фальсификацию сырья. Цех запрещал работать ночью и в праздники, одновременно работать на несколько подрядчиков, брать в помощники людей со стороны. На изготовленном изделии стояло клеймо мастера, что означало его личную ответственность за качество товара. Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха, которые исключали обман, нечестную конкуренцию, переманивание заказчиков, кражу инструмента, брань и оскорбления. Поощрялись взаимопомощь и благотворительность. Хорошим мастером был тот, кто соблюдал все нормы, обычаи и обряды цеха, например совместные трапезы (слово "цех" произошло от слова "пир"). Существовала также культура застолья (запрещавшая напиваться, приводить женщин легкого поведения, устраивать драки, проливать на стол пиво и пр.).

Впоследствии моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят, с одной стороны, основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики.

Также в средневековье стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр.

Третий период в развитии профессиональной этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса: во первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а по её отдельнымспециализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во - вторых, идёт процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях. Так, этика медицинских сестёр постепенно стала разделяться на этику операционных сестёр, сестёр сиделок и пр.

 

Деловая этика (этика бизнеса) – одна из разновидностей профессиональной этики. Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предпринимательской деятельности, деловых отношений. Деловую этику – можно также определить как процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества, происходящий либо до, либо после принятия решений. Речь идет об этическом аспекте принимаемого в контексте бизнеса решения.

Деловая этика в первую очередь необходима в корпоративном управлении – как важный фактор регулирования сложной системы отношений между акционерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками компании и другими заинтересованными сторонами корпорации: поставщиками товаров и услуг, дистрибуторами, продавцами, конечными потребителями, местным населением и органами власти. Деловая этика также важна в процессе выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений (деловой этики) является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика деловых отношений предусматривает использование моральных стандартов при принятии деловых решений. Моральные стандарты - это мерила, критерии деловой этики; на их основе принимают решения о том, правильно или неправильно какое-либо действие. Моральные стандарты состоят из моральных норм и принципов. Моральные нормы запрещают определенные типы поведения – ложь, воровство, убийство и т.д. Моральные принципы дают более общие основы поведения и могут быть применены к широкому кругу ситуаций, требующих принятия решений.

В современной деловой этике используется несколько подходов, применимых для оценки этического аспекта решений:

· интегральная теория социальных контрактов (Томас Доналдсон и Томас Данфи);

· телеологические моральные принципы;

· деонтологические моральные принципы.



2016-01-05 357 Обсуждений (0)
Цели и методы профессионального обучения и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и методы профессионального обучения и воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)