Процесс управления, функции м
Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Процесс управления решает две задачи: · тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; · стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние. К параметрам (характеристикам) процесса управления можно отнести: • предмет труда; • средства труда; • продукт труда; • исполнитель трудового процесса Функции: 1. Общие(планирование, организация, мотивация, координация, контроль) 2. Конкретные(управление основным производством, управление финансами, управление кадрами, управление маркетингом и т.д) Свойства процесса управления: изменчивость, устойчивость, непрерывность, дискретность, последовательность, цикличность. Стадии: целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор варианта действий(разработка и обоснование решения), организационно-практическая работа по реализации решения. Функции менеджмента: 1. Планирование - это некий вид управ.д-ти, связанный с определением целей, составлением плана, постановкой задач. Виды: Стратегические (от 5 лет и более). Тактические(от 1 до 5 лет). Оперативные (до 1 года). С помощью планирования мы определяем достижимые цели, методы, с помощью которых достигаем цели. Вопросы при планировании: 1. Оценка сильных и слабых сторон организации во всех ее областях. 2. Возможности и угрозы организации, т.е. даем оценку окр.среде организации. Планирование включает в себя: 1. анализ ситуаций и факторов внешней и внутренней сред 2. установление целей и задач 3. разработка стратегий, программ и планов 4. оценка альтернативных вариантов плана 5. определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам 6. доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. 2. Организация - это функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения запланированных целей (деление орг-ий на подразделения, распределение полномочий и обязанностей, обеспечение орг-ии необходимыми ресурсами). Характеристики орг.: 1. деление орг. на отделы 2. делегирование общей задачи орг-ии 3. формирование орг.структуры орг-ии и налаживание взаимодействий ее элементов 4. создание условий для формирования опред.орг.культуры 5. орг-ия выполнения принятия решений 6. обеспечение рес-ов. 3. Мотивация -это активизация работников орг-ии для достижения общей цели путем удовлетворения их потребностей. Для этого на базе теории мотивации развиваются системы материального и морального стимулирования работающих, также создаются условия для творческого потенциала и развития. Мотивация - это процесс побуждения себя и других лиц к д-ти для достижения целей. Теории мотивации: 1. Содержательные: а)теория иерархии потребностей (Маслоу - неудовлетворённые потребности побуждают людей к активным действиям, а удовлетворённые потребности перестают мотивировать и их место занимают неудовлетворённые потребности. б)теория приобретённых потребностей (разработчик Мак Клелланд, рассматривает только потребности высшего уровня – потребности в успехе, власти, к причастности. Потребности проявляются в стремлении человека действовать самостоятельно. Потребность во власти выражается в желании влиять на других и отвечать за них. Эта потребность выражается в руководящей должности. Потребность к причастности выражается в желании иметь дружеские отношения с другими людьми. Вывод: основой поведения людей являются потребности высших уровней, т.е. потребности в успехе, власти, к причастности. в)теория двух факторов (разработчик Ф.Герцберг, по данной теории факторы которые влияют на трудовое поведение людей можно разделить на две группы: а)способствующие удовлетворению другого(факторы связанные с содержанием работы, т.е. внутренние факторы – мотиваторы); б)препятствующие удовлетворению другому(факторы связанные с условиями работы, это внешние факторы.). 2. Процессуальные - рассматривают влияние процесса труда на мотивацию. а)теория ожиданий (мотивация определяется как процесс управления выбором, разработчик В.Врум. мотивация определяется 3 видами ожидания: а)ожидание того что усилия дадут желаемый результат, б) ожидание того, что результаты принесут ожидаемой вознаграждение, в)ожидаемая ценность вознаграждения. Вывод: работники сопоставляют цели организации и индивидуальные задания со своими потребностями и определяют их личную привлекательность, а также оценивают средства и вероятность достижения этих целей. б)теория равенства (справедливости) (Разработчик Стейси Адамс, по данной теории взаимодействие между работодателем и работником осуществляется в виде экономического обмена. Работник вносит свой вклад, опыт, образование. Это вход в систему взаимодействия. Выход осуществляет работодатель в виде оплаты труда, удовлетворённости трудом, безопасности труда. Каждый работник стремится к равновесию между входом и выходом, к равновесию между затратами труда и вознаграждением и оценивает степень справедливости.); в)модель Портера-Лоулера (теория приобретённых потребностей, данная модель показывает взаимодействие процессов мотивации, усилия, затраты, способности, результаты, вознаграждение и удовлетворение. Вывод: результативный труд ведёт к удовлетворению. Это сложный процесс в котором много разных элементов. Она служит для понимания мотивации). 4. Контроль - это сопоставление результатов с планами, их оценка и внесение корректив. Периоды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Виды контроля: внешний, внутренний, гос, банковский, аудиторский. 5. Координация - это функция менеджмента, цель которой достижение согласованности в работе всех звеньев организации, своевременное внесение корректив в планы. Принятие решений. Принятие решений - это одна из главных ролей менеджера любого уровня. Организационное решение- это выбор, которые должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Орг.решения составляют: субъект решения, объект решения, предмет, цели разработки роли, причины разработки роли, персонал. Управленческие решения направлены на: 1. стратегическое планирование д-ти орг-ции. 2 . управление орг-цией. 3 .управление человеческими ресурсами. 4. управление производственной, маркетинговой или финансовой областями. Управленческое решение влияет на экономические, организационные, соц-правовые, технологические стороны орг-ции. Решения бывают: 1. запрограммированные - в условиях повторяемых ситуаций. 2. незапрограммированные - те решение, которые требуется приниматься в условиях новых неповторяемых ситуаций. Факторы, влияющие на принятие решений: 1. личностные оценки руководителя. 2. знания и опыт менеджера. 3. условия принятия решений. 4. риск.5. информационное ограничение. Модели: Классическая модель основывается на экономических представлениях. Эта модель сформировалась под влиянием литературы по менеджменту. Главный постулат здесь заключался в том, что менеджеры должны стремиться найти логически обоснованные решения, которые будут служить высшим экономическим интересам их организаций. В основе данной модели лежат следующие представления: 1. Решение принимается для того, чтобы достичь известных и не вызывающих разногласий целей. Проблемы точно сформулированы и определены. 2.Человек, принимающий решение, стремится собрать полную информацию и обеспечить достоверность. Все альтернативы и потенциальные результаты их реализации тщательно рассчитываются. 3. Критерии оценки альтернатив известны. Из альтернатив выбираются те, которые способны принести максимальную экономическую отдачу организации. 4. Человек, принимающий решение, — рационален. Он логически определяет ценности и ранжирует преимущества и принимает такое решение, которое в максимальной степени способствует достижению организационных целей. Административная модель описывает, как в действительности менеджеры принимают незапрограммированные решения в сложных ситуациях недостоверности и неопределенности. Административная модель принятия решений основывается на трудах Герберта А. Саймона. Он предложил две концепции, которые и стали инструментарием административной модели, — ограниченную рациональность и удовлетворительность. Ограниченная рациональность означает, что люди имеют ограничения, или границы, в рамках которых они могут быть рациональными. Удовлетворительность означает, что люди, принимающие решение, выбирают первую попавшуюся альтернативу, которая удовлетворяет минимальным критериям. Политическая модель. Третья модель используется для принятия незапрограммированных решений в условиях недостатка информации, недостоверности, разногласий между менеджерами относительно целей и направления деятельности. Политическая модель основывается на четырех представлениях: 1.Организация состоит из групп, имеющих разные интересы, цели и ценности. Между менеджерами существуют разногласия относительно приоритета проблем, и они могут не понимать или не разделять цели и интересы других менеджеров. 2.Информация неоднозначна и неполна. Попытки быть рациональными ограничиваются сложностью проблем, а также личностными и организационными особенностями и условиями. 3.Менеджерам недостает времени, ресурсов и умственных способностей, чтобы определить все характеристики проблемы и обработать всю относящуюся к делу информацию. Менеджеры беседуют друг с другом и обмениваются мнениями, чтобы получить необходимую информацию и снизить степень неопределенности. 4. Менеджеры принимают активное участие в дискуссиях, чтобы определить цели и обсудить альтернативы. Решения принимаются в результате дискуссий и переговоров между участниками коалиции.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |