Советская внешнеполитическая доктрина и международные отношения в 20-30 гг. XX в
Завершение гражданской войны и установление советской власти, создали благоприятные условия для советского правительства в области международных отношений. Главным вектором развития международных отношений, было укрепление позиций Советской России на мировой арене. Основных причин тому было три. Во-первых, объективные потребности мировой экономики, на которую негативно сказывалось длительное исключение России из мирового рынка. Во-вторых, усиление мощи руководимой большевиками страны. В-третьих, угасание надежды лидеров большевизма на мировую революцию и ориентированию на более мирное сосуществование с зарубежными страними с различным общественным строем.. В период 20 – 30-х годов устанавливаются дипломатические отношения с ведущими странами Запада и укрепляются отношения с приграничными государствами. Нормализация международных отношений Советского государства с европейскими странами, началась с торговых отношений. Одним из первых договоров РСФСР стал советско-английский торговый договор от 16 марта 1921г. Вскоре после этого, в мае 1921г. было подписано советско-германское временное торговое соглашение. Вскоре аналогичные соглашения были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией. Был подписан договор о дружбе с революционным правительством Монголии, которая надолго вошла в сферу влияния Москвы. В течении 1921г. были подписаны мирные договоры с Персией (нынешний Иран), Афганистаном и Турцией. Это позволило упрочить положение СССР на Ближнем Востоке. В течении 1922г. РСФСР принимает участие в Международной экономической и финансовой конференции в Генуе (с10.04 по 19.05.22, Конференции экспертов в Гааге(с 26.06 по 19.07.22). На этих конференциях основными вопросами были: предоставление кредитов РСФСР и возвращение Россией всех долгов. Участие в обоих конференциях результатов не принесло, не смотря на предложенные Москвой уступки. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик . Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики. Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ». Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия). Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались. Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б). Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (с 20.11. 22г. по 24. 04.24г.) на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Более удачно складывались для СССР двусторонние отношения. 10.04.22г. в предместье Гении - Рапалло, был подписан двусторонний советско-германский договор. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между этими странами, взаимный отказ от возмещение военных расходов и аннулирование старых долгов. Германия была первой страной признавшей Советскую Россию де-юре. После этого начинается полоса дипломатических признаний СССР. 02.02.24г. СССР был официально признан Великобританией. По предложению англичан, стороны обменялись не послами а поверенными, что имело более низкий дипломатический уровень. В последствии, в мае 1927г. в результате обострения отношений между странами английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР. Суть проблемы была в том, что английское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии и нарушении принятого в августе 24г. Общего договора о торговле и мореплавании. С другими странами были более стабильные отношения. Так в течении 1924г. устанавливаются дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Китаем и Францией. В сентябре 1926г. был подписан советско-литовский договор, который подтвердил статьи Рижского мирного договор 1920г. Из ведущих стран, в 20-е годы, только США не признало СССР. Дипломатические отношения были установлены лишь в 1933г. К концу 20-х годов, благодаря установленным международным отношениям, положение СССР на международной арене значительно возросло. Более того, силовое давление западных держав на политику Москвы, значительно ослабло, что подтвердила неудачная попытка Китая в 1929г. установить с помощью военной силы контроль над КВЖД, за которой последовал разрыв дипломатических отношений с СССР. Важным международным событием 30-х годов для СССР, было принятие в 1934г. в Лигу Наций – международную организацию предшественницу нынешнего ООН. Кроме этого в мае 1935г. заключаются советско-французский и советско-чехословатский договоры о взаимной помощи. Заключительным значимым событием 30-х годов в сфере подписания международных договоров стало подписание советско-германского договора « О ненападении» с секретными статьями (от 23.08.39г.) по которому Германия и СССР разграничивали сферы своих интересов в Европе. 26). Модели экономического развития Советского государства в 20-30-е годы: военный коммунизм, нэп, плановая экономика. Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были: • крайняя централизация управления экономикой, • национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), • государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, • продразвёрстка, • запрещение частной торговли, • свёртывание товарно-денежных отношений, • уравнительство в распределении материальных благ, • милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество. Ключевым хозяйственным органом военного коммунизма стал Высший совет народного хозяйства, созданный по проекту Юрия Ларина, как центральный административный планирующий орган экономики. Вместо ожидавшегося архитекторами военного коммунизма невиданного роста производительности труда её итогом стал не рост, а наоборот, резкое её падение: на 1920 год производительность труда сократилась, в том числе вследствие массового недоедания. Выпуск промышленной продукции к 1921 году уменьшился в три раза, а численность промышленных рабочих сократилась вдвое. В то же время штаты ВСНХ выросли примерно в сто раз, с 318 человек до 30 тысяч; вопиющим примером стал входивший в состав этого органа Бензиновый трест, разросшийся до 50 человек при том, что управлять этому тресту приходилось всего одним заводом численностью 150 рабочих. Столь же резким стал спад и в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать в условиях «военного коммунизма» посевы производство зерновых на 1920 год упало по сравнению с довоенным в два раза. Тяжёлое положение в промышленности и сельском хозяйстве усугублялось окончательным развалом транспорта. Доля так называемых «больных» паровозов дошла с довоенных 13% до 61% на 1921 год, транспорт приближался к порогу, после которого мощностей должно было хватать лишь на обслуживание собственных потребностей. Кроме того, в качестве топлива для паровозов использовались дрова, крайне неохотно заготовляемые крестьянами по трудовой повинности. Период с 1921-25г. в отечественной истории обычно называют периодом восстановления разрушенного Гр.В. народного хозяйства. Население сократилось на 12млн. Не хватало практически всего. Это усугублялось разрухой, крестьянскими волнениями, общим спадом промышленности, снижением добычи полезных ископаемых и т.д. Совокупность всех данных говорит о том, что Россия переживала острейший экономический кризис. И этот кризис 1920-21гг. был прежде всего кризисом политики «военного коммунизма». Вынужденной мерой для удержания власти путем политических уступок рынку в течение 1921-1922 гг. являлся НЭП. Коммунисты считали частную собственность своим злейшим врагом, подрывающим устои их идеологии, а НЭП - уступкой капитализму, символом их поражения. Поэтому изначально эта политика была обречена на провал. По мнению Ленина, сущность НЭПа была в налаживании союза между рабочими и крестьянами. Ленин сделал правильный тактический ход, попытавшись с помощью НЭПа выйти из кризиса и, проскочив опасный период, похоронить эту политику. Переход к новой экономической политике был декларирован на 10-м съезде РКП(б), в марте 1921 г. Составляющими этой политики были следующие меры: замена продразверстки продналогом, свобода торговли, разрешение аренды малых и средних частных предприятий, возможность найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, плановость услуг, перевод промышленных предприятии на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции. В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, который стал контролировать сеть кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. С 1922 г. Госбанк стал выпускать советский червонец, что положило начало денежной реформе. Червонец стал твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке около 6 долларов США. Денежная реформа была проведена до 1924 г., она имела огромное значение, так как сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику. Рассматривая итоги НЭПа надо иметь в виду, что причиной сворачивания реформ, послужили противоречия в экономических и политических реформах. Главное из нит то, что советские лидеры видели в НЭПе лишь временную уступку крестьянину. Коренные политические реформы были не нужны, т.к. политическая система в стране должна оставаться по прежнему диктатурой пролетариата. Ко всему прочему НЭП был также подвержен кризисам. Первый произошел в конце 1922г. и был вызван ростом цен. Еще два больших кризиса произошли в 1925г. и были связаны с хлебозаготовками. Сейчас историки сходятся во мнении, что 1925г. стал годом окончания НЭПа. Он бы вообще рассчитан на период восстановления разрушенного хозяйства, которое к этому времени было практически восстановлено. НЭП решил свою задачу и на этом его миссия была закончена. Последующий период после НЭПа характеризуется процессом создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства. ХIV съезд ВКП(б) (1925 г.) обозначил переход от восстановления к индустриализации с целью превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую эту технику. В стратегии реконструкции приоритетное значение приобрела проблема наращивания советского оборонного потенциала, которая стимулировала ускорение индустриализации. В 1927 советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Свертывание нэпа в деревне привело к срыву хлебозаготовок зимой 1927/28 г. Государство стало стремиться к собственности на весь произведенный хлеб, а затем и к монополии на его производство. С 1928 г. началось систематическое использование чрезвычайных, внеэкономических мер, в их числе: конфискации хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба, закрытие рынков, обыски, деятельность заградительных отрядов. Осенью 1928 г. в стране вводятся хлебные карточки. В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах "сплошной коллективизации" за год, которая включала в себя три главные цели: 1) осуществление социалистических преобразований в деревне; 2) обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов; 3) развитие системы принудительных работ из числа "спецпереселенцев"- высланных кулаков и членов их семей. Составной частью процесса коллективизации стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. И.В. Сталин объявил о переходе к политике "ликвидации кулачества как класса" Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим последствиям: с/х производство сократилось, начались «антиколхозные» восстания. Всего в 1929 г. произошло не менее 1,3 тыс. массовых крестьянских выступлений и совершено свыше 3 тысяч террористических актов. С 1929 г. в республиках Средней Азии и Казахстане началась крестьянская война, которую удалось подавить к осени 1931 г. Разорение деревни привело к сильнейшему голоду 1932-1933 гг., охватившему примерно 25-30 млн. человек. С введением паспортной системы в 1932 г., крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего эта часть советских граждан становилась фактически прикрепленной к земле и лишенной свободы передвижения. Лишь к середине 30-х годов положение в аграрном секторе удалось стабилизировать . К началу 30-х г. советская экономика достигла уровня 1913 года, хотя СССР завершил ее восстановление на устаревшей технической и технологической базе. К концу 20-х годов экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать. В этих условиях выдвигалась задача завершения индустриализации страны. Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства, на определенной ступени истории являлась всеобщей закономерностью общественного развития. Процесс индустриализации осуществлялся главным образом за счет внутренних источников, которыми стали: средства от аграрного сектора, полученные в ходе экспроприации деревни, доходы от других отраслей и монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.), внутренние денежные займы у населения (в 1925 - 1930 гг. - более 2 млрд. руб., налоговые поступления, сокращение непроизводительных расходов, трудовой энтузиазм народа – ударничество, использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных). Не смотря на успешное выполнение первого года 1-й пятилетки, план к 1932 г. по основным отраслям выполнен не был; в 1933 г. выполнены по двум отраслям - добыче угля и производству тракторов. Остальные были выполнены в 1934 г. Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен всего на 70-77%. Итоги индустриализации 1. Темпы роста тяжелой промышленности к 1940 г. увеличились вдвое по сравнению с периодом 1900 - 1913 гг. С 1927 - 1940 гг. объем промышленного производства СССР возрос в 8 раз. В конце 30-х гг. по данному показателю Советский Союз оказался на 2 месте после США. 2. В результате проведения индустриализации оформилась административно-командная система руководства советской экономикой. Централизация всех внутренних источников позволила в сравнительно короткие сроки достичь значительных результатов. Возникла система, при которой рабочий был лишен всякого права на владение средствами производства, права распоряжаться результатами своего труда, что создавало почву для эксплуатации рабочих государством, которое само реально стало собственником средств производства и подлинным хозяином промышленности.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2495)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |