Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура урока произношения



2016-01-02 1487 Обсуждений (0)
Структура урока произношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Впервые структура урока произношения была предложена в работе Г.А.Каше «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». В структуре урока выделены 4 последовательных этапа:

1 этап: артикуляционная гимнастика. Продолжительность этапа 5-7 минут. Проводится только с использованием индивидуальных зеркал на подставке (min диаметр 12 см), чистого носового платка/стерильной марлевой салфетки. Учитель-логопед предлагает только комплекс специальных упражнений, сам показывает образец выполнения упражнения. Все упражнения выполняются под счет или заданный ритм. Если упражнение статическое – всё равно под счет.

Начинаем со статических, переходим к динамическим упражнениям.

2 этап: уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука ( по Каше: изучение звука). Время 3-5 минут.

Глядя в зеркало или на речевой профиль дети рассказывают о том как работают органы артикуляции и дают хар-ку изучаемого звука ( где кончик языка, зубы разомкнуты или нет, губы трубочкой, др.)

3 этап: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Время 10-15 минут.

На этом этапе проводятся упражнения направленные:

· на развитие фонематического слуха

· на формирование фонематического восприятия

· на формирование навыков звукового анализа и синтеза

· на формирование навыков языкового анализа и синтеза

Последовательность работы:

1.Формирование навыков слогового анализа и синтеза ( ударный слог; синтез – выделить первые звуки слов и собрать новое слово)

2. В работе учим составлять предложения с заданными словами. (заучивание потешек, скороговорок, загадок, составление рассказа по картинке/серии картин)

NB!!!!!! Темы уроков произношения определяются не только требованиями программы, а с учетом речевых возможностей учащихся.

Принципы работы по коррекции звукопроизношения

8. онтогенетический

9. этиопатогенетический

10. принцип обходного пути

11. принцип учета компенсаторных функций

12. принцип системности

13. принцип индивидуального подхода

14. принцип комплексного подхода ( взаимосвязь логопеда, воспитателя и др.)

Заикание. Основные формы, причины, механизмы, виды, симптоматика.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Это сложное психофизическое расстройство.

Формы заикания.

По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).

В клинической классификации выделяют две формы заикания: невротическую и неврозоподобную.Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). Существуют и другие факторы: перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требовательность родителей к его речевой деятельности, использование в семье для общения двух языков, наличие заикающихся в окружении ребенка.

При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

При невротическом заикании выражен страх речи, речь на людях резко ухудшается, в то время как наедине может быть хорошая.

Причины заикания.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие.

Предрасполагающие:

ü Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);

ü Невропатические расстройства самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи, эмоциональная напряженность);

ü Конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость ВНД);

ü Наследственная предрасположенность (при этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность сочетается с неблагоприятными условиями: физическая ослабленность, ускоренное развитие речи, недостаточность эмоциональных контактов между ребенком и взрослым, скрытая психическая ущемленность ребенка и др.);

ü Раннее органическое поражение ЦНС.

В настоящее время выделяют 4 типа поражения ЦНС во внутриутробном периоде, в период родов и в раннем периоде развития (до1,5 лет):

· Гипоксический (кислородное голодание мозга);

· Механический;

· Токсический;

· Инфекционный.

Производящие (провоцирующие):

ü Анатомо-физиологические: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями, травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, задержка речевого развития;

ü Психические и социальные причины: тяжелая психическая травма (кратковременная или длительно действующая), перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, не соответствующим возрасту, двуязычие, подражание, излишняя строгость со стороны взрослых.

Механизмы заикания.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях – как сложное невропатическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих – как сложное, функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых – как органическое изменение ЦНС.

В любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психического характера, составляющее единство.



2016-01-02 1487 Обсуждений (0)
Структура урока произношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура урока произношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)