Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие понимания речи



2016-01-02 1030 Обсуждений (0)
Развитие понимания речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание данного раздела основывается на положении о том, что сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овла­девать экспрессивной речью.

Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.При определении содер­жания речевого общения с детьми следует исходить из поло­жения о том, что наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее доступной для детей является ситуационная речь (С. Л. Ру­бинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Леушина). Ее доступность объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация, по по­воду которой происходит общение, значительно облегчает по­нимание речи, называние детьми окружающих предметов, про­изводимых действий. В условиях наглядной ситуации ребе­нок, не знающий того или иного слова, может воспользоваться жестом, указывающим на предмет или действие, местоимени­ем (эта, этот, такое и т. д.). При этом интонация и мимика логопеда также могут способствовать более точному понима­нию всех его вопросов, указаний, обращений.

В этот период развития понимания речи в условиях на­глядной ситуации используются для занятий многие режим­ные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к за­нятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, при­готовления к обеду, сну и т. д. Во всех указанных конкретных ситуациях наглядным материалом, облегчающим понимание речи детей, будет служить одежда детей или кукол, раздавае­мые для занятий необходимые предметы, пособия, приводи­мые в порядок игрушки, личные вещи детей и т. п. Начинать надо с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.

Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отне­си, возьми и т. п., возможно уточнить понимание названий очень многих окружающих ребенка предметов. Логопед обращается к ребенку со словами: покажи дверь, пол, потолок; прине­си карандаш., куклу, мишку; дай зайку, мячик; по­ставь тарелку, чашку, блюдце; подвинь стул; подни­ми кубик и т. п.

Постепенно фразы — обращения логопеда должны расши­ряться: «Покажи, где красный карандаш.; покажи, где боль­шой мяч и т. п.». Очень важно при этом неоднократно повто­рять однотипные упражнения в различных наглядных ситуа­циях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять не только значение слов, но и условия их употребления.

Весьма продуктивными являются занятия, проводимые логопедом в различные режимные моменты. Например, во вре­мя сборов на прогулку логопед приходит с детьми в раздевалку и, обращаясь к ним с инструкциями, регулирует процесс одева­ния. Например: «Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шап­ку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т. д.».

Свидетельством полного и правильного понимания вос­принятой речи является появление у ребенка ответной реак­ции. Она может быть выражена сначала мимикой, жестом или выполнением нужного действия. При этом полезно по­буждать ребенка отвечать не только движениями, но и речью.

Постепенно вопросы-обращения логопеда становятся бо­лее разнообразными и сложными. Однако дети пока еще отве­чают только соответствующими действиями. Например: «Под­нимите руки, кто уже обул сапожки» или «Покажите, кто уже надел шубку», «завязал шарф»; «Подойдите ко мне, кто уже полностью оделся» и т. д.

Для закрепления усвоенных названий предметов и действий ствий подобные занятия следует проводить систематически изо дня в день. Для более полного успеха необходимо устано­вить контакт с воспитателем, который будет проводить анало­гичные занятия в группе, на прогулке, во время различных режимных моментов.

Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно на­зывать соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время лого­пед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за

ребенком.

При этом используются специальные приемы, способству­ющие актуализации речи. Например:

• появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;

• совместное проговаривание слова;

• отраженное проговаривание;

• договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Широко используется прием комментирования действий с предметами. При этом ребенку предъявляются правильные речевые образцы и стимулируется понимание речи. Понима­ние речи облегчается в этом случае тем, что ее содержание базируется на наглядном материале и связано с ситуацией. Обеспечивается также многократность повторения граммати­ческих категорий. Например: Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.

Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:

• действия, близкиепо ситуации (вяжет шьет, спит лежит, несет везет, прыгает бежит, шьет вы­шивает и т. д.);

• действия и признаки, противоположныепо значению (на­день пальто сними, налей вылей, завяжи бант развяжи, повесь полку сними, открой дверь закрой;

большой маленький, толстый тонкий, широкий узкий, высокий низкий);

• действия, выраженные личнымии возвратнымиглагола­ми (купает купается, моет моется, одевает оде­вается, катает катается, причесывает причесы­вается).

Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать:

• действия, выраженные глаголами единственного и мно­жественного числа (плывет плывут, пой поют, пьет пьют, идет идут, спит спят, ест едят, висит висят);

• действия, выраженные глаголами прошедшего времени един­ственного числа мужского и женского рода. Например: Валя пел — Валя пела;

Валя мыл — Валя мыла; Валя пил сок — Валя пила сок; Валя ел суп — Валя ела суп;

• падежные формы (например: где малыш, надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кор­мит маму);

притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш);

• глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

• семантически близкие действия.

С этой целью используются парные картинки и разнооб­разные ситуации.

Наряду с уточнением значения слов очень важно напра­вить внимание детей на изменение значения слова в зависимо­сти от суффикса и окончания, что имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики. В связи с этим на лого­педических занятиях детям можно предложить сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер коврик, дом домик, лапа лапка, шуба шубка, гора горка, трава травка, чашка чашечка, ложка ложечка, миска мисочка).

Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует предлагать упражнения, в которых они дополняли бы предло­жения, называя в зависимости от смысла обычную или ласка­тельную форму слова:

• Лене завязали большой красный бант,

а Леночке — маленький красненький [бантик];

• Мама надела меховую шубу,

а Танюша — маленькую меховую [шубку].

Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выражен­ных предлогами в, на, под, из, около,действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели в первую очередь следу­ет подбирать те действия, которые легко демонстрируются: приходит уходит; приносит относит; наливает выливает; открывает закрывает и т. д.

При этом логопед наглядно демонстрирует, как изменяет­ся значение слова, обозначающее действие, в связи с изменени­ем звучания его начальной части (т. е. приставки) (под-прыг-ни с-прыгни пере-прыгни прыгает; под-шей юбку за-шей дырку — вы-шей салфетку — при-шей пуговицу и т. д.).

Развитие фонематического слуха

Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их на­правление:

• постукивание;

• похлопывание;

• шуршание бумаги;

• скрип двери; о звуки бубна;

• звуки металлофона;

• звуки рояля;

• звуки гармошки и т. д.

Затем дети дифференцируют на слух:

• существительные, названия которых отличаются однимзвуком.

Они показывают названные логопедом картинки:

мышка — миска;

Машка — маска;

дочка — точка;

бочка — почка;

киска — лиска;

крыша — крыса;

• существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко -слоговой структуре:

осёл — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;

• глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):

кто катает — кто купает;

кто купает — кто покупает;

кого пасут — кого несут;

кто везет — кто несет и т. д.

Используя различные игровые ситуации «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа),дети на слух выде­ляют эти звуковые комплексы среди других сочетаний.



2016-01-02 1030 Обсуждений (0)
Развитие понимания речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие понимания речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1030)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)