Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи у слабослышащих



2016-01-02 4728 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи у слабослышащих 0.00 из 5.00 0 оценок




Все авторы (Н.Н.Трауготт, В.К. Орфинская, М.Б.Эйдинова, Э.Фрешельс, Ю.А.Флоренская, Н.И.Красногорский и др.) помимо моторной алалии выделили сенсорную алалию. При сенсорной алалии главным в структуру дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Они солидарны в том, что при сенсорной алалии локальные нарушения височного отдела коры головного мозга. Вот почему именно у этих детей грубое нарушение восприятия, расшифровки и понимания речевой информации. Детей сенсорной алалией меньше, чем детей с моторной алалией.

Сенсорная алалия- такое нарушение речи органического поражения, при котором у ребёнка первично страдает процесс восприятия и расшифровки обращенной речи, а вторично-понимание речи. Первично нарушен фонематический слух.

Дети или совсем не понимают обращённой к ним речи , или понимают её крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировкиразные по характеру шумы ( стук, скрежет, свист и др.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии- автоматическое повторение чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.

Степени недоразвития речеслухового анализатора могут быть различными. В более грубых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих , относится к ней как к шуму, лишённуму смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера.

В других случаях дети понимают отдельные обиходные слова, но теряют их понимание на фоне развёрнутого высказывания.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание , но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т.е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.

Ребёнок может разобраться в том , что ему неясно, если одно и то же будет повторено несколько раз в неизменном виде или пересказано другими словами. Иногда затруднено узнавание незнакомых слов.

Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятия фонем родного языка) , проявляющееся в разной степени.

Н.Н. Трауготт, изучая этих детей, обнаружила, что у одной части снижен и физический слух. Автор отмечает, что снижение этого слуха незначительно и не мешает им овладеть речью.

Автор выделила 3 степени нарушения фонематического слуха:

- тяжёлая

-средняя

-лёгкая

При тяжёлой степени у ребёнка не формируется ориентировочная реакция на речь.

Такой ребёнок производит впечатление слабослышащего ребёнка. Поэтому важна правильная диагностика таких детей, т.к. от этого зависит судьба такого ребёнка.

Средняя степень нарушения проявляется в том, что ребёнок воспринимает и понимает ситуативную речь, он хорошо ориентируется на жесты, мимику, пантонимику.

Такая ситуативная речь включает повторяющиеся образцы. Если ребёнка вырвать из ситуации, то такие дети не понимают элементарных речевых инструкций. Такой ребёнок плохо распознаёт слова, схожие по общности звучания и те, которые различаются незначительно (входи-выходи). Свойственна логорея (ребёнок соединяет все слова, которые знает).

Лёгкая степень проявляется в том, что ребёнок долгое время не дифференцирует звуки, похожие в акустическом плане, не различает слова-паронимы. Ребёнок плохо понимает обращённую речь, произнесённую в быстром темпе (понимает фрагментарно).

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажённой собственная речь. В тяжёлых случаях у безречевого непонимающего ребёнка отмечаются двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения.

Дети пользуются для общения жестами и мимикой. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искажённо в звуковом и структурном отношении, понимание их смысла затруднено.

Постепенно ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам , осмыслять некоторые из них , соотносить с определёнными явлениями окружающей жизни. Как реакция на речевое окружение у ребёнка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов , эмоциональные восклицания , прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. В лепете различают отдельные слова или их обрывки , междометии, которые продуцируются вне связи с ситуацией. Значение слов, проговариваемых ребёнком неустойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

Отмечаются многочисленные ошибки в ударении, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов.

Высказывания ребёнка неточны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает трудно понять, о чём так горячо говорит ребёнок. Проговаривание характеризуется приблизительностью, выявляется обилие парафазий( замен) , элизий ( пропусков звуков , частей слова), персевераций, контаминаций (часть одного слова соединяется с частью другого слова) . В целом речь ребёнка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью. Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребёнка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития.Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребёнка.



2016-01-02 4728 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи у слабослышащих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи у слабослышащих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)