Проблема возрастной периодизации психического развития
Существуют различные теоретические основания возрастной периодизации: 1) биогенетические теории психич. роазвития. Ст. Холл – теория рекапитуляции В.Штерн – теория конвергенции 2х факторов (внут. Задатков и внеш. Условий жизни. 2) психогенетические теории : а) психодин. т. З.Фрейда. б) психоанализ А.Фрейд – детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка. в) персоналистские теории Бюлера г) когнитивистскикие Ж.Пиаже, Кольберг, Валлон 1) социогенетические теории Эриксон (о факторах, характере, природе объекта развития), Левин. Решают 3 спорных вопроса: 1) природа или воспитание, наследственность или среда 2) непрерывность или скачкообразность 3) организм или механизм Общие закономерности псих. Развития: неравномерность, гетерохронность, пластичность. Периодизация по выделению существенных закономерностей психологического развития. 3 кита отечественной периодизации: · социальная ситуация развития (отнош. Между реб. И окружающей средой) · новообразование- то есть личностные изменения, которые возникают в результате изменившейся социальной ситуации · по Выготскому – кризис - это период времени, в котором происходит быстрое изменение личности ребенка. Кризисным является ограниченное точками периодов. Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ – ребенок формируется внутри системы Р – О.П. и Р – О.В. поочередно. Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире. Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми. 1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность – общение с матерью, новообразование – формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности. 2) Раннее детство 1-3 года – в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера – развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление. 3) Дошкольный возраст 3-7 лет – в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование – стремление к общению, значимой деятельности. 4) Младший школьный возраст 7-11 лет – в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера – интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль. 5) Подростковый возраст 11-15 лет – в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка. 6) Старший школьный возраст 15-17 лет – в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера – познавательная, новообразование – мировоззрение, самосознание. ФРЕЙД – развитие по Фрейду – развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы. 1) Оральный периуд – эрогенная зона – рот, 0-1 год. 2) анальный периуд – анус, 1-3 года 3) фаллическая, 3-5лет 4) латентный – активное развитие морали, 5-12 лет 5) генитальный, 12-18 лет. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА Понятие нормативного кризиса – конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса. Кризисы идентичности: Первый год жизни – младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие Ранний возраст (второй кризис) – опыт преобщения к чистоте ( + - автономия, - стыд, сомнения) Дошкольный период (3 кризис) – самоутверждение ребенка ( + - инициатива; - покорность и вина) Младший школьный возраст (4 кризис) ( + - трудолюбие; - чувство неполноценности) Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности) Молодость (+ - интимность; - изоляция) Зрелость( + - творчество; - застой) Старость ( + - интеграция; - разочарование) Эгоидентичность – у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность) «Модус органа» – зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения. «Модальность поведения» – отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения. Периодизация развития личности. Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру –(результат развития) энергияи жизн. ….. Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность. Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями. Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность. Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни. ЖАН ПИАЖЕ Изучение психологических механизмов логических операций. Развитие – это развитие мышления, а все остальное надстраивается. Стадии развития интеллекта. Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам) Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма : ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации – равновесие со средой. Интеллектуальное развитие по Пиаже. Стадии – это уровни развития сменяющие друг друга. 1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект…. 2) дооперациональная (2-7л.) 3) Конкретных операций (7-12л.) 4) Формальных операций (12-17л.) Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КОЛБЕРГУ Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления. Детям предлогалось оценить поступки героев рассказа. Развитие морального сознания Колберг рассматривал как последовательный прогрессивный процесс. Выделил 6 стадий развития и объединил их в 3 уровня. 1 уровень – доморальный до 7 лет– ориентация на внешние предпосылки – хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, ориентация на поощрение. 2 уровень - конвенциональная мораль до 13 лет – ориентация на одобрение, ориентация на авторитет. 3 уровень – автономная (моральные нормы становятся внутренними) Ориентация на общественное благополучие, законы, на общечеловеческие этические принципы. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПЕТРОВСКОМУ Становление личности связано с референтной группой. На каждом этапе своя референтная группа. Сначала семья, детский сад, школа,неформальные подростковые объединения. Для каждой группы характерна своя деятельность. 1 фаза – становление личности в социальной группе – адаптация. Утрата индивидуальных черт. 2 фаза – индивидуализация – способы выражения себя в группе. 3 фаза – интеграция – сохранение тех личностных черт, которые отвечают групповым потребностям. Преодоление трудностей – появление новых + личностных качеств. Возрастные этапы: эпоха детства до 11 лет; эпоха отрочества 11-15 лет; эпоха юности 15-17 лет. ЭЛЬКОНИН 1. Младенчество а) Новорожденность (0-1мес.) · преобладание безусловных рефлексов: защитные и ориентировочные · появление условных рефлексов (к концу первого месяца) · возникновение слухового и зрительного сосредоточения · комплекс оживления (к концу 1мес.) б) Младенчество (1мес.-1год) · восприятие – формы предметов посложности, цвету (4мес.), пространственное восприятие, потребность в новых впечатлениях. · Движения и действия – целенаправленное хватание, функциональные действия (после10мес.), появление наглядно-действенного мышления, память – узнавание (3-4мес.), воспроизведение (после 8мес.); речь – гуление (первое полугодие), лепет (второе полугодие), пониманиеи активная речь (конец 1 года).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |