Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема возрастной периодизации психического развития



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Проблема возрастной периодизации психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют различные теоретические основания возрастной периодизации: 1) биогенетические теории психич. роазвития.

Ст. Холл – теория рекапитуляции

В.Штерн – теория конвергенции 2х факторов (внут. Задатков и внеш. Условий жизни.

2) психогенетические теории : а) психодин. т. З.Фрейда.

б) психоанализ А.Фрейд – детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка.

в) персоналистские теории Бюлера

г) когнитивистскикие Ж.Пиаже, Кольберг, Валлон

1) социогенетические теории Эриксон (о факторах, характере, природе объекта развития), Левин.

Решают 3 спорных вопроса:

1) природа или воспитание, наследственность или среда

2) непрерывность или скачкообразность

3) организм или механизм

Общие закономерности псих. Развития: неравномерность, гетерохронность, пластичность.

Периодизация по выделению существенных закономерностей психологического развития.

3 кита отечественной периодизации:

· социальная ситуация развития (отнош. Между реб. И окружающей средой)

· новообразование- то есть личностные изменения, которые возникают в результате изменившейся социальной ситуации

· по Выготскому – кризис - это период времени, в котором происходит быстрое изменение личности ребенка. Кризисным является ограниченное точками периодов.

Леонтьев опустил понятие кризис, ввел понятие ведущей деятельности, смена ведущей деятельности и есть периоды.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО ЭЛЬКОНИНУ – ребенок формируется внутри системы Р – О.П. и Р – О.В. поочередно.

Деятельности внутри которых усвоения норм и действий с предметами, позволяют ориентироваться ребенку в предметном мире.

Деятельность, внутри которой происходит ориентирование в основных смыслах человеческой деятельности, во взаимоотношении норм между людьми.

1) Младенческий возраст до года. Ведущая деятельность – общение с матерью, новообразование – формирование потребности в общении, деятельность направлена на отношения, потребностно-мотивационная сфера личности.

2) Раннее детство 1-3 года – в.д. предметно-манипулятивная на познание предмета, сфера – развивается познавательный процесс. Новообразования: речь и наглядно-действенное мышление.

3) Дошкольный возраст 3-7 лет – в.д. ролевая игра на познание отношений, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование – стремление к общению, значимой деятельности.

4) Младший школьный возраст 7-11 лет – в.д. учебная деятельность на познание начал наук, сфера – интеллектуально-познавательная психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль.

5) Подростковый возраст 11-15 лет – в.д. общение на познание системы отношений в разных ситуациях, сфера – потребностно-мотивационная, новообразование - стремление к взрослости, самооценка.

6) Старший школьный возраст 15-17 лет – в.д. учебно-профессиональная на познание профессий, сфера – познавательная, новообразование – мировоззрение, самосознание.

ФРЕЙД – развитие по Фрейду – развитие сексуальности, которая влечет за собой все остальное развитие. Этапы развития жестко детерменированы.

1) Оральный периуд – эрогенная зона – рот, 0-1 год.

2) анальный периуд – анус, 1-3 года

3) фаллическая, 3-5лет

4) латентный – активное развитие морали, 5-12 лет

5) генитальный, 12-18 лет.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКСОНА

Понятие нормативного кризиса – конфликт двух противоположных тенденций. В случае преобладания позитивной тенденции, происходит благополучное расширение кризиса.

Кризисы идентичности:

Первый год жизни – младенчество +-доверие к окружаещему миру; - недоверие

Ранний возраст (второй кризис) – опыт преобщения к чистоте ( + - автономия, - стыд, сомнения)

Дошкольный период (3 кризис) – самоутверждение ребенка ( + - инициатива; - покорность и вина)

Младший школьный возраст (4 кризис) ( + - трудолюбие; - чувство неполноценности)

Подростковый возраст (+ - идентичность; - диффузия идентичности)

Молодость (+ - интимность; - изоляция)

Зрелость( + - творчество; - застой)

Старость ( + - интеграция; - разочарование)

Эгоидентичность – у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». (целостность)

«Модус органа» – зона концентрации сексуальной энергии, втягивания, вторжения, удержания, влечения.

«Модальность поведения» – отчуждение обществом значения модуса, отрыв от органа и превращение в модальность поведения.

Периодизация развития личности.

Младенчество(о-1) (область социальных отношений)мать, (полярные качества личности)доверие-недоверие к миру –(результат развития) энергияи жизн. …..

Ранний возраст(1-3) родители, самостоятельность-стыд; независимость

Дошкольник(3-6) родители, братья, сестры, инициатива- пассивность, вина; целеустремленность.

Предпубертат(6-12) школа, соседи, компетентность-неполноценность; овладение знаниями, умениями.

Юность(13-18) группы сверстников, идентичность-непризнание; самоопределение, преданность, верность.

Эриксон считает, что развитие личности связаны с ожиданиями общества. Ценности и нормы передаются во время воспитания. В одинаковом обществе различия черт личности появляются из-за разных культур, иных традиций, связанных с основным видом занятий и принятым стилем воспитания. Созревая ребенок проходит ряд стадий, преобретая определенные качества. Они фиксируются в системе личности и сохраняются в последующих годах жизни.

ЖАН ПИАЖЕ

Изучение психологических механизмов логических операций.

Развитие – это развитие мышления, а все остальное надстраивается.

Стадии развития интеллекта.

Мышление осуществляется через действие ассимиляции (уподобление окружающего моим структурам) и аккомодации (уподобление себя окружающим структурам)

Ребенок имеет определенную схему действий. Центральное понятие – структура умственного развития. Используется 2 механизма : ассимиляция и аккомодация, их объеденяет адаптация, завершение адаптации – равновесие со средой.

Интеллектуальное развитие по Пиаже.

Стадии – это уровни развития сменяющие друг друга.

1) Сенсомоторная (до 2л.) репрезентативный интеллект….

2) дооперациональная (2-7л.)

3) Конкретных операций (7-12л.)

4) Формальных операций (12-17л.)

Интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается.

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КОЛБЕРГУ

Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления. Детям предлогалось оценить поступки героев рассказа.

Развитие морального сознания Колберг рассматривал как последовательный прогрессивный процесс. Выделил 6 стадий развития и объединил их в 3 уровня.

1 уровень – доморальный до 7 лет– ориентация на внешние предпосылки – хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, ориентация на поощрение.

2 уровень - конвенциональная мораль до 13 лет – ориентация на одобрение, ориентация на авторитет.

3 уровень – автономная (моральные нормы становятся внутренними) Ориентация на общественное благополучие, законы, на общечеловеческие этические принципы.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПЕТРОВСКОМУ

Становление личности связано с референтной группой. На каждом этапе своя референтная группа. Сначала семья, детский сад, школа,неформальные подростковые объединения. Для каждой группы характерна своя деятельность.

1 фаза – становление личности в социальной группе – адаптация. Утрата индивидуальных черт.

2 фаза – индивидуализация – способы выражения себя в группе.

3 фаза – интеграция – сохранение тех личностных черт, которые отвечают групповым потребностям. Преодоление трудностей – появление новых + личностных качеств.

Возрастные этапы: эпоха детства до 11 лет; эпоха отрочества 11-15 лет; эпоха юности 15-17 лет.

ЭЛЬКОНИН

1. Младенчество

а) Новорожденность (0-1мес.)

· преобладание безусловных рефлексов: защитные и ориентировочные

· появление условных рефлексов (к концу первого месяца)

· возникновение слухового и зрительного сосредоточения

· комплекс оживления (к концу 1мес.)

б) Младенчество (1мес.-1год)

· восприятие – формы предметов посложности, цвету (4мес.), пространственное восприятие, потребность в новых впечатлениях.

· Движения и действия – целенаправленное хватание, функциональные действия (после10мес.), появление наглядно-действенного мышления, память – узнавание (3-4мес.), воспроизведение (после 8мес.); речь – гуление (первое полугодие), лепет (второе полугодие), пониманиеи активная речь (конец 1 года).



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Проблема возрастной периодизации психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема возрастной периодизации психического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)