Клиническая психология. Предмет, задачи и методы клинической психологии
К.П. – это наука изучающая психологические особенности личности больного, его взаимоотношения с медицинским персоналом, методы и способы диагностики, функционирования психики. К.П. включает в себя: · психологию больного (психологическое изучение больных соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями); · психология лечебного взаимодействия (соц.-психологические аспекты медицины); · норма и патология психической деятельности; · патопсихология; · психология индивидуальных различий (дифференциальная психология); · возрастная клиническая психология; · семейная К.П.; · психология девиантного поведения; · психологическое консультирование; · неврозология; · психосоматическая психология. Медицинская психология – нейропсихология, патопсихология. Задачи – 1. Изучение структуры психопатологических состояний и патопсихологических особенностей психических процессов. 2. Изучение локализации ВПФ. 3. Изучение взаимовлияния психосоматических и соматопсихологических аспектов в формировании различных патологических состояний. 4. Изучение психопрофилактики, психокоррекции, психотерапевтических методов помощи больным. 5. Изучение и оптимизация морально-психологического климата в медицинских коллективах и его влияние на лечебный процесс. Методы К.П. – базируются на методах тех дисциплин, которые входят в раздел. Клинические методы из медицинской психологии – беседа, наблюдение, клиническое интервьюирование. Патопсихологические методы из патопсихологии – подразумевают изучение структуры психических процессов и применяют в зависимости от цели либо личностные опросники (СМИЛ, Кеттел, Леонгард, Стреляу), либо когнитивные (ВПФ память, внимание в разных видах деятельности, изучение мышления – структура логики). Проективные методы изучения глубинных структур психики через опосредованную систему предлагаемых заданий (ТАТ, Люшер, Роршах). Нейропсихологические методы – с помощью их изучается локализация ВПФ. Патопсихология – закон о болезни – раздел К.П., изучающий закономерности распада психической деятельности и свойства личности человека при разных заболеваниях. Предмет патопсихологии; анализ нарушений психического развития. Патопсихология – раздел клинической психологии, изучающий закономерности распад психической деятельности и свойств личности человека при тех или иных заболеваниях. Анализ патологических изменений строится на основе сопоставления с формированием и протеканием психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Сравнение патопсихологии и нормы, я является основным отличием патопсихологии от психопатологии. В психопатологи происходит изучение патологии психики на основе общеклинических категорий (симптомы, синдромы) и их закономерная схема в рамках тех или иных психических болезней. При клинических или психопатологических исследованиях описывают и систематизируют проявление нормальных психических процессов, а патопсихология изучает характер протекания и особенности структуры психических процессов, которые приводят к наблюдаемым в клинике симптомам. Патопсихология изучает в основном расстройства экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение патопсихологии – использование данных, полученных в эксперименте для дифференциальной диагностики в расстройствах психики, для установления степени выраженности психического дефекта (утрата ранее имевшегося качества личности). Оценка эффективности ранее проводимого лечения. Анализ нарушений психического развития. 1. Умственная отсталость – олигофреническая – приобретенная в течение первого года жизни или наследственная. Интеллектуальная недостаточность. Критерии олигофрении: -тотальное слабоумие с задержкой развития всех психических функций (мышление, эмоции, речь, тонкая моторика). Перманентный характер (стабильность). Степени олигофрении: А) глубокое слабоумие – идиотия – полное отсутствие познавательных способностей. Б) средняя степень – имбицильность – слабое развитие мышления, речи, но сохранены навыки самообслуживания. В) легкая степень – дебильность – характеризуется недостаточной способностью к абстрагированию, отсутствует креативное поведение. 1. Инфантилизм – замедленный темп психического, а иногда и физического развития. Характеризуется нормальным умственным развитием, высоко развита речь, на фоне легковерия и наивности. 2. Ранний детский аутизм – см.Корннера. Формирование и сохранность познавательных способностей, нарушается коммуникационное поведение ребенка. Не испытывает потребности в общении, задержка в развитии речи. Употребление неологизмов. 3. Гиперкинезы – гиперактивность – страдает процесс обучения, т.к. снижена активность внимания, т.е. страдает произвольность поведения. 4. Девиации – нарушение поведения – заострение форм отрицания, эмансипации, крайняя форма протеста – суицид.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |