Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие идей Л.С.Выготского



2016-01-02 1318 Обсуждений (0)
Развитие идей Л.С.Выготского 0.00 из 5.00 0 оценок




В отечественной психологии

Развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С. Выготского. Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психики, область своего исследования обозначил как «вершинную психологию», сформулировал ряд законов психического развития ребенка (закон о несовпадении ритма психического развития с ритмом реального времени; закон метаморфозы; закон неравномерности; закон высших психических функций), определяющих движущую силу развития – обучение, ввел понятие «зоны ближайшего развития».

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание.

 

Контрольные вопросы

1. Что послужило причиной поиска закономерностей в онтогенезе?

2. Укажите, каким образом рассматривали источники, причины, условия и движущие силы психического развития известные вам теории возрастной психологии.

3. Прокомментируйте утверждение Ж. Пиаже: «...одно и то же знание может быть разного достоинства»; поясните понятие «зоны ближайшего развития», введенное Л.С. Выготским.

4. В чем Вы видите несовпадение взглядов Ж. Пиаже и Л.С. Выготского на интеллектуальное развитие.

Семинарское занятие III

1. Биогенетический подход в психологии развития

2. Психоаналитические теории.

3. Теории научения

4. Генетическая психология Ж. Пиаже

 

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.— М.,1995. – С. 33 – 158.

2. Ж. Пиаже Избранные психологические труды. – М., 1996.

3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991.

5. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1992.

Семинарское занятие V

1. Законы психического развития по Л.С. Выготскому.

2. Понятие «Зоны ближайшего развития».

3. Развитие идей Л.С. Выготского отечественными психологами.

 

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.177 – 186; 295 – 327.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – В 2-х т. – М., 1983.

4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. – В 2-х т. – М., 1986.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – М., 1972.

7. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978

 
 
 
 


Возрастная периодизация и

Закономерности развития

Психики в онтогенезе

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

1) она должна быть смыслообразующейдля ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

2) в контексте этой деятельности складываются отношениясо взрослыми и сверстниками.

3) в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразованиявозраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, в следующем порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

1) границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы, размыты. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

2) трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, возрастание количества конфликтов с окружающими, капризность, у школьников – падение успеваемости и работоспособности. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

3) Во время кризисов разрушаются приобретенные в предыдущий период связи, нарушается стабильность всех систем. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во времякритических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Неравномерность и гетерохронность психического развития при изучении показателей темпа, направленности и длительности изменений психо-физиологических функций выделены некоторые закономерности. Одна из них – неравномерность. Неравномерность заключается в нелинейности процесса созревания психо–физиологических функций и в наличии точек перегиба кривой изменений как при эволюции, так и при инволюции.

П.П. Лазарев получил кривую изменений пороговой чувствительности – зрительной, слуховой и кинестетической от 4 до 102 лет:

До 6-7 – ускорение, затем замедление темпа роста, к 20 – оптимум, далее идут инволюционные процессы до 50 лет – ускоренное ухудшение, затем инволюционные процессы замедляются.

Сходна кривая возрастной динамики и для зрительно-пространственных функций: для остроты зрения переход от возрастающей скорости к убывающей, или «точка перегиба» относится к 4 годам. Для поля зрения – к 6 годам. То же характерно и для инволюционных процессов: уменьшение остроты зрения с увеличением возраста происходит примерно до 79 лет, в дальнейшем – затихает постепенно. Инволюция поля зрения носит еще более замедленный темп.

Данные о возрастной изменчивости функций внимания, памяти и мышления содержатся в трудах Б.Г. Ананьева. Им и его последователями было выявлено чередование периодов подъема и спада в основных функциях интеллекта.

Наиболее изученными являются мнемические процессы.

Различные проявления памяти наблюдаются уже практически с момента рождения. Сначала в виде простого запечатления (еще не очень совершенного), затем, с развитием речи, временные характеристики и все подпроцессы памяти усложняются. Да и сама память, оказывая влияние на другие психические функции, продолжает неравномерно развиваться.

Так с 7 до 40 лет происходит нерегулярное чередование моментов повышения и понижения уровня продуктивности всех известных видов памяти. Изменение колебаний продуктивности памяти происходит в раннем юношеском возрасте и сохраняется в период ранней взрослости (18–27). Затем интенсивность снижается, т.е. самые интенсивные колебания приходятся на период самых высоких значений уровня памяти (12-13).

Т.о. происходит смена повышения и понижения показателей продуктивности памяти (большая амплитуда).

Гетерохронность – специальная закономерность, заключающаяся в неравномерном развертывании наследственной информации. Выделяют внутрисистемную и межсистемную гетерохронию.

Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания фрагментов одной функциональной системы.

Межсистемная гетерохронность относится к закладке и проявлениям темпов развития таких структурных образований, которые будут необходимы организму в различные периоды его постнатального развития.

В настоящее время накоплен огромный материал, показывающий несовпадение во времени фаз различных сторон развития ощущений, восприятия, памяти, мышления, способностей и в период созревания, и в позднем онтогенезе.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на значение неравномерности и гетерохронности созревания различных психических функций для всех стадий онтогенеза.

 

Контрольные вопрос

1. Раскройте сущность понятия «возрастной кризис».

2. Раскройте понятия неравномерности и гетерохронности и их роль в психическом развитии.

 



2016-01-02 1318 Обсуждений (0)
Развитие идей Л.С.Выготского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие идей Л.С.Выготского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)