Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Младший школьный возраст



2016-01-02 693 Обсуждений (0)
Младший школьный возраст 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастные границы – от 7 до 10 лет. Ведущая деятельность – учебная. Социальная ситуация претерпевает существенные изменения – возникает новая структура отношений. Центром жизни ребенка становится система «ребенок – учитель», которая влияет на отношения с родителями и сверстниками. Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действия, рефлексия. Изменяются мотивы поведения.

 

Когнитивное развитие

Восприятие не достаточно дифференцированно, очень конкретно, ситуативно. Характерны ошибки пространственного –положения зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени – дети склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки. Восприятие сверстников сильно зависит от установок взрослых. В отличие от дошкольников, оценивающих игровые качества, ориентируются на учебные умения и социальный статус сверстников.

Учебная деятельность требует от ребёнка управления своей памятью. Дошкольник запоминает непосредственно, а у младшего школьника – опосредованно. Этот процесс требует умения. Память изменяется количественно и качественно. Объем памяти ребёнка от 1 к 4 классу возрастает в 2-3 раза. Но развитие памяти процесс неравномерный. Расцвет вербальной памяти приходиться на 7-8 лет, у подростка происходит ослабление вербальной памяти. Основные характеристики памяти:

· Пластичность – пассивное запечатление и быстрое забывание

· Избирательный характер – запоминается то, что нравится и то, что нужно запомнить скорее

· Повышается объемпамяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения

· Запоминание начинает всё чаще опираться на различные смысловые связи. Память приобретает произвольный характер

· Дети начинают пользоваться различными способами запоминания

· Память освобождается от плена восприятия. Узнавание теряет своё значение

· Запоминание становится управляемым процессом, сохраняется образный компонент, память тесно связана с развитием воображения.

Внимание сохраняет черты внимания дошкольника: объем – узок, сосредоточение слабое. При выполнении простых заданий отвлекается легче, нежели при решении более сложных, требующих различных способов и приемов.

Личность младшего школьника

Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности, характерна иерархия мотивов.

У младших школьников обнаруживается и познавательная мотивация, но на первом месте – социальная («хочу стать») – узко-личностные социальные мотивы, познавательные – на втором месте (проникнуть в теоретические основы наук), на третьем месте — мотив общения.

Самооценка конкретна, ситуативна, существует тенденция к переоценке собственных способностей, возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность

 

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет изменение ведущей деятельности в психическом развитии младшего школьника?

2. Каким образом можно корректировать неготовность к школьному обучению?

 

Семинарское занятие XII.

1. Общая характеристика данного возраста.

2. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

3. Особенности развития личности младшего школьника.

 

Литература

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащегося. /Под ред. Якиманского И.С. — М., 1989.

2. Глассер У. Школы без неудачников — М., 1991.

3. Жамкочьян М. «Я плохой» или проблема идентификации в школе // Знание - сила — 1994, № 8.

4. Жамкочьян М. Личность в современной школе / Знание - сила — 1994, № 9.

5. Одаренные дети: Пер. с англ. — М., 1992.

6. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов — М., 1988

7. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир — М., 1991

 
 

 

 


Подростковый возраст

Возрастные границы: с 10–11 до 15 лет. Центральным новообразованием этого периода является появление «комплекса взрослости», развитие самосознания, стремление к самостоятельности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

Подростковый возраст выделяется не во всех культурах, а только в развитых социально. Чем менее развито общество, тем меньше времени требуется на переход от детства к взрослости. Чем более прогрессивно общество, тем больше времени и сил необходимо для усвоения знаний, социальной и профессиональной ориентации.

Психическое развитие тесно связано с бурными физиологическими изменениями. Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый периоды.

С одной стороны подростковый возраст – это пора достижений – становление нравственности, социальной позиции, новое открытие «Я», с другой стороны, это возраст потерь – нет детского мироощущения, беззаботного, безответственного ощущения жизни.

 

Когнитивное развитие

Проблема в познавательной сфере: межсистемные и внутрисистемные связи нарушаются – страдает объем памяти и память в целом, внимание. Внимание неравномерно, колеблется в течение дня, повышенная утомляемость, возбудимость Но развитие мышления продолжается, проявляется индивидуальный когнитивный стиль, обогащённый личным опытом.

Согласно Ж. Пиаже – это стадия формирования формальных операций. Здесь осуществляется последняя фундаментальная децентрация – подросток освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Для создания жизненной программы, которая начинает формироваться в этом возрасте необходимо гипотетико-дедуктивное мышление.

По мнению Л.С. Выготского, главное в развитии мышления подростка – формирование понятий.

Существенные изменения происходят и в развитии воображения, которое под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Подросток скрывает свои фантазии и охотнее признается в поступках, нежели в фантазиях. Часто подростки начинают вести дневники, в которых отражают свои мысли по поводу своей личности, планов, отношений со сверстниками и взрослыми.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.

 

Развитие личности

 

В данном возрасте приобретаются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования на социальные раздражители, которые в дальнейшем влияют на жизненный путь, психическое и физическое здоровье взрослого человека.

Отношение со сверстниками являются более значимыми, чем отношения со взрослыми. В целом в этих взаимоотношениях воспроизводятся в весьма своеобразной, часто утрированной форме, отношения, существующие во взрослом мире.

В подростковом возрасте складываются особые референтные группы, которые сначала, как правило, являются однополыми, а затем смешиваются. Отношения подростка ко всему окружающему жестко основывается на мнении, принятом в референтной группе. Ценности и взгляды подросткового общества плохо согласовываются с ценностями взрослых, что приводит к взаимному непониманию, неприятию и конфликтам.

Самооценка подростка еще незрелая. В первую очередь для подростка важно физическое развитие и оно сравнивается с эталоном мужественности или женственности, что оказывает влияние на самооценку в целом, переходя и на другие качества личности. Подростки остро реагирует на критику со стороны значимых взрослых (сверстников) – понижается самооценка даже у тех, кто её завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения. В целом подростковый период – период распада психических связей.

 

 

Контрольные вопросы

1. Почему в психологии не всегда выделялся подростковый возраст, как особый этап психического развития?

2. Что такое «комплекс взрослости»?

3. Дайте характеристику когнитивного развития и эмоциональной сферы подростков

4. С чем связано девиантное поведение подростков?

5. Какова роль общения со сверстниками в подростковом возрасте?



2016-01-02 693 Обсуждений (0)
Младший школьный возраст 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Младший школьный возраст

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)