Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие VII



2016-01-02 366 Обсуждений (0)
Семинарское занятие VII 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Кризис новорожденности.

2. Комплекс оживления, как основное новообразование периода новорожденности

3. Сенсомоторное развитие в младенчестве

4. Развитие речи, мышления, эмоциональной сферы

5. Кризис одного года

 

 

Литература

 

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1991.

2. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. – М., 1979.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.

4. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни // Вопр. психол. – 1994. – №3.

5. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопр. психол. – 1994. – №6.

6. Шмурак Ю. Пренатальная общность / Человек. – 1993. – №6.

7. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту / Психическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1979.

 
 

 


Раннее детство

 

Возрастные границы преддошкольного периода: от 1 до 3 лет. Здесь осуществляется переход от естественного к социальному типу развития. Основным видом деятельности у преддошкольников является предметно-манипулятивная деятельность. Основным новообразованием возраста является возникновение первых представлений о себе – зачатков самосознания, самооценки, самоидентификации и половой идентификации. Социальная ситуация развития – совместная деятельность со взрослым – «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Общение – форма организации предметной деятельности. Это период активного овладения речью.

Уже к началу раннего возраста складывается предметное восприятие, отличающееся пока недостаточной точностью и осмысленностью. Формирование перцепции – предпосылка всего последующего развития психики. От взрослого требуется организовать широкое и разнообразное практическое ознакомление с предметами окружающего мира.

Основным видом мышления является наглядно-действенное мышление: сначала возникает цель, затем, после нескольких проб, появляется случайный, нестойкий результат, который фиксируется ребенком; действие подвергается «тренировке»; возникает «понимание» закономерностей; затем – перенос на другие ситуации.

Для этого уровня развития мышления характерно использование орудий, отвлечения и обобщенность. Первоначально обобщения появляются в действиях, постепенно закрепляются в словах.

Постепенно осуществляется переход к наглядно-образному мышлению.

Воображение носит воссоздающий характер, но не является активным. Ребенок воссоздает действия, показанные взрослыми. Образы воссоздаются очень легко, при этом дети довольствуются малейшим намеком на сходство и используют простейший вид создания образов воображения – агглютинацию.

Речь ребёнка в преддошкольном периоде.

Этапы освоения речи:

1. Предречевой: эмоциональный тон и псевдослова.

2. Понимание и произношение

Для понимания необходим ряд предпосылок:

Общие – весь естественный путь развития психических функций

– наличие предметной деятельности

– наличие невербального опыта общения

– языковая, социальная среда окружения

– наследственная предрасположенность к овладению речью (готовность артикуляционного аппарата)

Специальные – наличие предречевого развития

– параллельная работа 3х уровней речи: фонемный, словообразовательный и синтаксический.

Начинает понимать речь, обращение к нему. На 2й половине 1го года жизни устанавливается связь между словом и действием или предметом. Но для этого нужна общая деятельность с взрослым, либо специальное научение.

Выполняет ряд команд: посмотри, принеси, сделай как я.

Сначала накапливаются названия непосредственно окружающих предметов, имён взрослых и названий игрушек, предметов одежды – потом частей тела и лица.

С 1,5 до 2х лет —понимание речи об окружающих предметах.

На 3м году не только увеличивается объем речи, но и происходит качественное её изменение: ребёнок любит слушать сказки, стихи, разговоры взрослых.

Фонематический уровень

 

Начинается примерно с 11 мес. и в основном к 2м годам заканчивается. Это и произношение псевдослов (звуковые комплексы на отдалённые предметы), появляются слова с разницей в 1 фонему. Именно с этого возраста ему необходимо слышать правильную взрослую речь.

Словообразовательный уровень.

От 7 месяцев (чаще с 11) и до конца жизни. Высокий интеллект предполагает большой запас слов. Основа – овладение слогами – закладывается в этом возрасте.

От 12 до 14 мес. – слова, непохожие на слова взрослого; 14-18 мес. – повторяются обрывки слов взрослого (последний слог).

К 1г ребёнок знает как минимум 4 слова

15 мес. — 12 слов

18 мес. — 22 слова

21 мес. — 118 слов

2г. — 272 слова.

2,5г. — 446 слов

3г. — 896 слов

3,5г. — более 1000 слов

Можно выделить несколько признаков происхождения слов. Самое трудное для преддошкольника – обобщать. Одно слово обозначает не класс предметов, а конкретную вещь, поэтому внимание сначала обращается на функциональное назначение предмета, на местонахождение, ребенок ориентируется на внешнее сходство, звукопохожесть.

Базовой потребностью возраста является потребность в любви. Ведущее значение в удовлетворении этой потребности отводится родителю противоположного пола. 3 года – возраст возникновения Эдипова комплекса (комплекса Электры).

 

Кризис трех лет впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы:

1. Негативизм – отрицательная реакция на требования взрослых (но не непослушание, которое может быть и в более раннем возрасте)

2. Упрямство – реакция на собственное решение – требование считаться с его решением (но не настойчивость в выполнении чего-либо)

3. Строптивость – реакция, которая носит безличный характер – протест против жизненных порядков)

4. Своеволие – стремление к эмансипированному поведению

5. Обесценивание взрослых – ребенок может ругать, дразнить и обзывать взрослых

6. Протест-бунт – ссоры с родителями, состояние постоянного конфликта

7. Деспотизм – властное отношение к окружающим, (к братьям и сестрам – ревность)

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам».

Если кризис протекает вяло, это может говорить о задержке психического развития. У ребенка начинает формироваться воля, он познает различие между понятиями «должен» и «хочу». Э.Эриксон утверждает, что на этой стадии формируется автономия (независимость, самостоятельность).

 

Контрольные вопросы

1. В чем особенности и роль речевого развития в раннем детстве?

2. Чем обусловлен и как проявляется кризис трех лет?

3. Как изменилась роль взрослого в жизни ребенка?

 



2016-01-02 366 Обсуждений (0)
Семинарское занятие VII 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие VII

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)