Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие VIII



2016-01-02 1339 Обсуждений (0)
Семинарское занятие VIII 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общая характеристика периода

2. Особенности развития психики преддошкольника

3. Первые представления о себе. Возникновение самосознания

4. Кризис трех лет

Литература

1. Авдеева Н.Н., Бессмертная А.О. и др. 365 дней и ночей из жизни ребенка. Год второй — М., 1995.

2. Авдеева Н.Н., Бессмертная А.О. и др. 365 дней и ночей из жизни ребенка. Год третий— М., 1996.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Развитие высших психических функций — М., 1960.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет — М., 1992.

5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Принцип развития в психологии — М., 1978.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка — М., 1993.

7. Ибука М. После трех уже поздно — М., 1992.

8. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова, М., 1978.

9. Чуковский К.И. От двух до пяти — М., 1990.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Междунар. Пед.академия, 1994.

11. Зак А.З. Различия в мышлении детей. Учебно-методич. пособие. М., РОУ, 1992.

12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения. М., Просвещение, 1987.

 
 

 

 


Дошкольный возраст

Возрастные границы дошкольного детства: от 3 до 6 – 7 лет. Социальная ситуация развития - установление опосредованных социальных отношений с миром взрослых. Ведущая деятельность – игра. Основным новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению.

Рассматривая вопрос о развитии игры, следует обратить внимание на изменение характера игры, мотивов и влияние ее на психическое развитие в младшем дошкольном возрасте (3–5 лет) и в старшем (5–7 лет)

Наблюдается качественное изменение всех психических функций. Это период усвоения нравственности, навыков общения с другими людьми, совместных действий, появляется способность познавать новое. Это период сензитивный для формирования общих способностей ребёнка. Все новообразования зависят от активного влияния взрослого с учетом возрастных особенностей.

Все психические функции развиваются при непосредственном влиянии речи, она стимулирует и углубляет развитие.

Это период первичной социализации и главным новообразованием является речь как механизм социализации. Развивается личность: характер, интересы, направленности, формируется субъект общения, познания и деятельности и их структурных элементов: способностей и склонностей

Вначале развивается ситуативная речь, описывающая события, в которых ребенок не участвовал (сказка, книга, фильм); затем – контекстная речь. Это более высокий уровень, т.к. здесь объясняется последовательность событий, необходимо найти нужные формы для выражения своего отношения к действиям

Третий уровень – объяснительная речь, которая требует применения правил (объяснение их. Объяснительная речь стимулирует умственное развитие. Необходимо искусственно создавать условия для развития этого типа речи. При развитии ситуативной и контекстной речи развивается словарь, грамматический строй, фонематическая структура и культура речи.

 

Когнитивное развитие

 

Представления фрагментарны, неустойчивы, диффузны, однако они интенсивно развиваются в игровой и продуктивной деятельности. Об этом свидетельствует появление воображения. Для развития представлений необходим практический анализ предметов окружающего мира.

Память становится опосредованной. Для развития произвольности нужна установка на запоминание.

К 4 годам мышление приобретает наглядно-действенный характер, хотя это элементарный уровень мышления, но в течение жизни он сохраняется. Постепенно происходит переход к наглядно-образному мышлению, которое в 4–5 лет становится уже основным. Дошкольники уже решают задачи в уме, не только в результате практических действий, но и опираясь на представления о предмете.

К 6-7 годам начинает формироваться понятийное или логическое мышление.

 

Внимание у дошкольников

К 4-5 годам значительно увеличивается объем внимания – в игре могут одновременно участвовать 2–3 предмета.

К концу раннего детства – распад совместной деятельности со взрослым. Взрослый впервые выступает как образец поведения. Впервые возникает желание быть «как большой». Всё поведение опосредуется поведением взрослого. И основание всех новообразований являются действия, поступки взрослого. Это период интенсивного усвоения поступков, формируется механизм действий.

 

Развитие личности идет в двух направлениях:

 

1. понимание окружающего мира, осознание своего места в нём, отсюда - новые типы мотивов в поведении, под влиянием которых совершаются поступки;

2. развитие чувств и воли, которые обеспечивают действенность мотивов, устойчивость и независимость поведения от внешних обстоятельств.

Основной путь влияния на развитие – организация усвоения моральных норм, а они усваиваются под влиянием образцов и правил. Взрослые, их взаимоотношения и поступки – это образцы. Ребенок, подражая, перенимает манеры, оценки людей, событий. Слушает он также рассказы и сказки, выбирает любовь и одобрение окружающих. Образцом могут быть сверстники, популярные в группе. Дошкольники интересуются, что хорошо, а что плохо и неопределенность здесь не терпится.

Усваиваются правила поведения, возникает стремление быть признанным, идёт нравственное становление личности, появляется совесть, чувства гордости и стыда, и это делает возможным оценку поступков и ожиданий взрослых по поводу него. Он готов быть смелым, правдивым, щедрым. Стыд может возникнуть при нарушении правила, отступлении от образца без вмешательства взрослого. Ребёнок уже стыдится отрицательных качеств. Эмоциональная зависимость от взрослого сохраняется

В детском коллективе – особое коллективное мнение, в 4-5 лет появляется конформность – подчинение мнению большинства, даже если собственное мнение – другое. К 6 годам – снижение конформности.

Поэтому 4-5 лет – переходный этап в овладении умением согласовывать свои и чужие действия. Для них важна оценка группы, они прислушиваются к ней. Но главное – взрослый, он ведь ещё и источник информации о нём самом, это позволяет осознать ребёнку собственное Я.

Появляются новые мотивы поведения. Младшие дошкольники руководствуются ситуативными желаниями, отчёта в действиях нет. У старших дошкольников – объяснение поступков, то есть они уже осознаны.

Самые типичные мотивы для этого возраста:

· интерес к миру взрослых, стремление подражать взрослым, чаще в ролевой игре;

· игровые мотивы, связанные с процессом игры (любое дело — скорее игра)

· установление, сохранение, положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, желания одобрения, похвалы — это рычаг поведения.

· познавательные мотивы

· соревновательные мотивы — в совместной деятельности, играх с правилами, на основе самоутверждения возникают стремление выиграть, быть первым.

· нравственные мотивы, отношение к другим. Вначале — подражание, после одобрения взрослым перерастает в постоянное убеждение;

· общественные мотивы, желание что-то делать на пользу другим.

· появляется иерархия мотивов, их соподчинение. Это важное новообразование в личности дошкольника. Иерархия дает направленность поведения.

· повышается осознанность, знает, чем продиктован поступок, оценивает последствия – развивается самосознание. Наиболее явно это проявляется в самооценке – оценивает свои качества и возможности. Старшие дошкольники достаточно верно оценивают себя, учитывая оценки окружающих.

Формируется характер и способности.

В этом возрасте появляются и формируются интересы, склонности, формируется система отношений к окружающим.

 

Психологическая готовность к школьному обучению включает:

умственную готовность, эмоциональную готовность, социальную готовность.

Умственная готовность предполагает:

дифференцированное восприятие, преднамеренную концентрацию, умение выделять существенные признаки и связи, логическое запоминание, рациональный подход к действительности (ослабление фантазий), интерес к новым сведениям, овладение на слух разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительной координации.

Эмоциональная готовность – достижение хорошей эмоциональной устойчивости (снижение числа импульсивных реакций)

Социальная зрелость – потребность общаться с другими людьми (детьми) и подчиняться их интересам и условностям детских групп и также способность взять на себя социальную роль школьника

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль игры в психическом развитии дошкольника?

2. Как развивается мышление в дошкольном возрасте?

3. Как меняются мотивы дошкольника?

4. Раскройте понятие психологической готовности к школьному обучению.

5. В чем особенности протекания кризиса 7 лет?

 



2016-01-02 1339 Обсуждений (0)
Семинарское занятие VIII 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие VIII

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)