Значение высшей школы в развитии инновационной экономики
Существует объективный внутренний закон прогресса науки и высшей школы — неразрывная связь образовательного процесса и научных знаний. Сегодня в университетах реализуется программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат. В последние годы наметился стабильный рост количества подаваемых вузами заявок и получаемых патентов на изобретения, число которых достигло более 300 в год. Их доля составляет примерно 20–25% от доли национальных заявителей. Университеты владеют около 18% действующих патентов на изобретения в Беларуси. Это является самым высоким показателем среди республиканских органов государственного управления и организаций. Научно-технические разработки и инновационная продукция вузов востребованы как на отечественном, так и на международных рынках. Увеличивается экспорт научно-технической продукции, расширяется его география: за прошедшую пятилетку — на сумму около 29 млрд руб. в 27 странах мира. Важным аспектом успешной инновационной деятельности является финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Сегодня инновационное развитие экономики, способное обеспечить высокие темпы роста производства продукции, в том числе экспортной и импортозамещающей, в определенной степени сдерживает недостаток инвестиций. В этих условиях вузам необходимо активизировать работу с отраслевыми министерствами и промышленными предприятиями. С этой целью: § следует обеспечить концентрацию финансовых ресурсов вузов на приоритетных направлениях научных исследований и первостепенных проблемах предприятий реального сектора экономики; § организовать совместно с предприятиями проведение полного цикла исследований и разработок, завершающегося созданием новой продукции; § расширить привлечение инвестиций из различных источников; § активно использовать средства отраслевых инновационных фондов министерств и ведомств, средства Белорусского инновационного фонда.
Реализация задач по кадровому и научному обеспечению инновационного развития РБ Решающим фактором дальнейшего развития научно-технической и инновационной деятельности университетов является их кадровый, научный потенциал. Поэтому подготовка научных кадров высшей квалификации в настоящее время представляет собой важнейшую стратегическую задачу развития научно-инновационного потенциала страны, которая решается на основе государственного заказа с учетом потребностей реального сектора экономики. Совершенствуется нормативно-правовая база деятельности вузов по подготовке кадров высшей квалификации. Разработаны и утверждены дополнения и изменения в нормативные правовые акты, регулирующее правовые нормы деятельности аспирантуры и подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь — Положение о порядке планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации, Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь. Разработан и реализуется в вузах комплекс мер по повышению эффективности работы аспирантуры и докторантуры на 2007–2010 гг. Проводится работа по оптимизации кадрового состава из числа профессорско-преподавательских работников и научных сотрудников научных подразделений. Проведенный мониторинг закрепления молодых ученых в организациях Республики Беларусь, осуществляющих научную деятельность, показал, что сегодня в составе вузов и их научных подразделений работает 4135 молодых ученых. По инициативе Министерства образования Главой государства учреждены стипендии Президента Республики Беларусь для аспирантов, молодым ученым — докторам наук в возрасте до 45 лет, кандидатам наук в возрасте до 35 лет и молодым ученым без степени в возрасте до 30 лет. Таким образом, реализация задач инновационного развития страны возможна только в тесном взаимодействии высших учебных заведений, промышленных предприятий и научных учреждений республики при организации научных исследований, опытно-конструкторских разработок, подготовки современных мобильных кадров, в том числе высшей квалификации, обладающих творческим мышлением, способных к созданию инноваций и их внедрению в реальный сектор экономики.
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Предмет, цели и задачи курса «Экономика и управление инновациями» 2. Сущность и понятие инноваций и инновационной деятельности как фактора эффективного развития организаций 3. Жизненной цикл инновации 4. Классификация инноваций 5. Состояние и основные проблемы инновационной деятельности в Республике Беларусь. 6. Государственная программа инновационного развития РБ 2007-2010 гг.: цели, задачи
34. Качественная и количественная оценка рисков 35. Способы снижения риска
40. Инновационные проекты, их классификация и участники
ГЛОССАРИЙ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |