Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение норм права. Акты применения права, их виды. Стадии применения норм права.



2019-05-24 494 Обсуждений (0)
Применение норм права. Акты применения права, их виды. Стадии применения норм права. 0.00 из 5.00 0 оценок




**** Применение права нередко указывают как особую, четвертую форму реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Следует, однако, понимать, что правоприменительная деятельность не может протекать в иных формах, кроме того же соблюдения, исполнения и использования, и с точки зрения своего юридического содержания эта деятельность характеризуется рассмотренными выше тремя формами реализации права. В большинстве случаев нельзя говорить о самостоятельном применении-исполнении, или применении-использовании, а тем более - применении-соблюдении, в правоприменительной деятельности три формы непосредственной реализации права переплетают

       Применение права – деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.  

Цели:

1) установление прав и обязанностей;

2) устранение препятствий их осуществления;

3) применение мер ответственности.

(Нерсесянц подразделяет цели в зависимости от действий субъекта – правомерные/неправомерные).

Правоприменение это одновременно и форма государственно-правового контроля и юридической оценки со стороны соответствующих органов и дл/ и сама является объектом контроля и оценки со стороны соответствующих органов.

       Отличия от других форм реализации права (соблюдения/исполнения/использования):

1) основания применения:

- когда субъективные права и обязанности, обычно в силу их повышенной социальной значимости, конкретных лиц не могут возникнуть без государственно-властной деятельности компетентных органов (например, назначение пенсии, призыв на военную службу);

- когда требуется официальное признание определенных юридических фактов (например, регистрация актов гражданского состояния), официальная регистрация определенных действий людей, наиболее важных с точки зрения общественного интереса (например, регистрация личного автомототранспорта, нотариальное удостоверение определенного вида сделок);

- когда субъекты правового общения не могут прийти к соглашению, когда необходимо защитить чье-либо нарушенное субъективное право (взыскать алименты, восстановить на работе незаконно уволенного и т. д.);

- когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф за административный проступок, определить меру уголовного наказания за кражу);

2) субъекты: только специально уполномоченные на это государством органы (государственные или негосударственные), в отличие от иных форм реализации права, которой могут заниматься все субъекты права; Фактически сложились различные способы применения права, в силу чего выделяются характерные черты правоприменительной деятельности законодательных, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства, негосударственных организаций. В пределах их компетенции.

3) характер: государственно-властный (Решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства, при необходимости исполнение решения обеспечивается принудительной силой государства);

4) осуществляется на основе правовых норм.

5) Результат: вынесение индивидуально-конкретных предписаний. Они содержатся в правоприменительных актах и адресуются конкретным субъектам права.

6) осуществляется в особых установленных нормативными актами формах, процедурах.

Значение:

1) Через правоприменительную деятельность, как и через правотворческую, государство реализует свое социальное назначение. Применение права наряду с правотворчеством представляет собой правовую форму государственного управления обществом. Управленческие решения, облекаемые в правовую форму, благодаря ей становятся обязательными к исполнению, гарантируются государством.

2) Применение права продолжает процесс нормативного регулирования общественных отношений, начатый правотворчеством, дополняет его индивидуальной регламентацией, т. е. конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет их правовое положение в определенной ситуации.

Классификации:

-выделяют правоприменительную деятельность федеральных органов и органов субъекта федерации, правоприменение высших органов государства и местных органов.

- В соответствии с отраслями права, нормы которых реализуются, говорят о применении норм конституционного, уголовного, гражданского, трудового права и т. д.;

- о применении норм материального и процессуального права.

- в соответствии с правовыми формами деятельности государственного аппарата можно исследовать применение права в правотворческой, в правоисполнительной, в правоохранительной деятельности.

- В соответствии с собственно юридическими функциями права выделяют применение регулятивных и применение правоохранительных норм права. Регулятивная правоприменительная деятельность - это деятельность по установлению конкретных прав и обязанностей в связи с правомерным поведением. Правоохранительная правоприменительная деятельность связана с неправомерным поведением, она направлена на установление вида и меры юридической ответственности правонарушителю.

- По характеру интеллектуально-волевого: стандартное и ситуационное применение права (терминология здесь носит условный характер). Первое характеризуется стандартным принятием юридического решения при наступлении определенных юридических фактов, указанных в гипотезе правовой нормы, в соответствии с предписанием, содержащимся в диспозиции или санкции правовой нормы. При ситуационном, нестандартном применении права юридической основой для решения дела будут выступать нормы права, предоставляющие определенную свободу выбора: управомочивающие или рекомендательные, а также содержащие оценочные понятия, относительно-определенные или альтернативные элементы.

Стадии:

       Применение права - это сложный процесс, складывающийся из различных взаимосвязанных действий - стадий.

Логика процесса применения представляет собой силлогизм, в котором большей посылкой являются нормы права, меньшей - фактические обстоятельства дела, а умозаключением - решение по делу. Соответственно, стадиями правоприменительной деятельности будут выступать:

1) установление юридической основы для разрешения дела;

Деятельность правоприменителя по установлению юридической основы дела предполагает нахождение нормы, подлежащей применению; проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма; проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; уяснение содержания нормы

2) установление фактической основы для разрешения дела;

Правоприменитель должен тщательно изучить конкретные обстоятельства дела, причем не все, а только те, которые имеют юридическое значение, т. е. юридических фактов.

Юридические факты могут устанавливаться по-разному, в том числе и с помощью доказательств: свидетельских показаний, документов и т. д.

*** Одной из важных самостоятельных проблем, изучаемых юридической наукой в связи с исследованием фактических обстоятельств дела, является проблема установления объективной истины в правоприменительной деятельности.

Познание основано на способности материальных процессов отражаться в других материальных процессах и в сознании человека. Любое действие вызывает в окружающем мире комплекс изменений, по которым можно судить о самом первоначальном действии. Однако на пути установления абсолютно истинных знаний лежат существенные трудности как объективного, так и субъективного характера (например, отображение того или иного процесса в окружающем мире и в сознании человека может не полностью соответствовать происходящему; с течением времени информация о прошлом уничтожается, заменяясь новой; возможно и сознательное искажение фактов).

3) вынесение решения по делу.

Это основная стадия деятельности по применению права, две предыдущих по отношению к ней носят подготовительный характер.

Дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. ЮК – оценка с т.зр. определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт.

Нерсесянц выделяет – 1) установление фактических обстоятельств дела/2) юридическая квалификация этих обстоятельств/3) принятие решения по делу.

*** Наряду с основными некоторые авторы включают и дополнительные стадии, например, выработку проекта решения, согласование проекта решения, пересмотр принятого решения. Высказывается также мнение о том, что применение права представляет собой частный случай управленческого процесса вообще, и здесь можно говорить об этапах, свойственных любой управленческой деятельности, - таких, как сбор и оценка информации, вынесение решения, обеспечение исполнения решения.

       Правоприменительный акт - это документ, в котором содержится индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.

       *** Считается, что правоприменительные акты могут выступать в различных формах. Обычно они выражены в письменной форме и, как правило, имеют определенные реквизиты. В то же время ученые полагают, что правоприменительный акт может быть выражен и в устной форме (например, устный приказ непосредственного начальника), и даже в бессловесном виде - так называемыми конклюдентными действиями, т. е. жестами (например, сигналы регулировщика).

Элементы состава правоприменительного акта: -субъект (кто издает), - адресат (в отношении кого вынесен документ), -объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению), -содержание (индивидуальноконкретное предписание).

Структура: вводная ч.(реквизиты); описательная, (излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения); мотивировочная (оценка доказательств и юридически значимых фактов); резолютивная формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.

Признаки (позволяют выделить отличия от нормативно-правовых актов):

1) имеют государственно-властный характер, они издаются компетентными органами на основе правовых норм;

2) индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений (нормативно-правовой акт предназначен для общего, нормативного регулирования);

3) является юридическим фактом и влечет возникновение, изменение или прекращение у адресатов субъективных прав и обязанностей;

4) обязательны к исполнению для граждан, в отношении которых они вынесены, для различных организаций, учреждений и граждан, имеющих к правоприменительному акту какое-либо отношение, для самих правоприменительных органов;

5) обычно вступают в юридическую силу с момента их принятия или же по истечении определенного срока, а иногда - и в специально указанный срок;

6) однократное применение (НПА - неоднократное).

Классификации:

- по субъектам, издающим данные документы: правоприменительные акты органов законодательной власти, исполнительной власти, судебных органов, контрольно-надзорных и иных государственных органов, а также правоприменительные акты негосударственных организаций;

- по времени действия: правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа) и длящегося действия (например, решение о назначении пенсии, приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы);

- по принятию: единоначально или коллегиально.

- по характеру применяемых норм права: регулятивные и правоохранительные правоприменительные акты. Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение.

- в зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела различают основные и вспомогательные (промежуточные) правоприменительные акты. К первым относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела.



2019-05-24 494 Обсуждений (0)
Применение норм права. Акты применения права, их виды. Стадии применения норм права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение норм права. Акты применения права, их виды. Стадии применения норм права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)