Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.



2019-05-24 327 Обсуждений (0)
Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика - совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

Экономическая деятельность – производство и (или) реализация товаров/р/у, а также любая иная деятельность, направленная на получение прибыли (доходов): предпринимательство, фин. и посредническая деятельность, управление имуществом, страхование, операции по вкладам, представление кредита, лизинг и др.

Сущность экономической функции государства состоит в регулировании экономики и установлении путем закрепления в нормативных актах правил поведения субъектов экономической деятельности.

Содержание экономической функции государства:

- защита всех видов собственности;

- правовое регулирование (установление «правил игры» в экономике);

- планирование/прогнозирование/программирование;

- поддержание денежного обращения, защита национальной валюты, регулирование фин. рынка;

- надзор и контроль за рынками, антимонопольное регулирование, защита национальной промышленности;

- ценовая политика, ограничение регулирования цен;

- контроль качества и безопасности продукции и товаров;

- стандартизация и сертификация;

- лицензирование и квотирование;

- реализация программ поддержки малого предпринимательства;

- сбор налогов и платежей;

- рассмотрение экономических споров, применение мер ответственности;

- обеспечение планомерного развития производительных сил, равномерного развития территорий;

- проведение социальной политики.

*** Некачественное государственное управление, неэффективное правовое регулирование оборачиваются провалами, кризисами и торможением развития экономики.

Экономика также влияет на государство и право:

1) государственный аппарат существует за счет средств, поступающих от экономической деятельности;

2) эффективная экономическая расширят возможности государства в управлении обществом, решении социальных вопросов, в сфере обороны и безопасности;

3) экономика порождает «заказ» государству праву на качественное государственное управление и эффективное правовое регулирование; «заказ» на подготовку квалифицированных специалистов для государственного управления и бизнеса.

!!! Гос. регулирование экономики имеет свои пределы, одним из которых выступают объективные законы экономики (ОЗЭ). Данные законы реализуют себя в любом государстве независимо от формы государства и влияют на развитие экономики. Ключевая задача гос-пр. регулирования экономики заключается в формировании пр. системы и реализации пр. норм, не противоречащих ОЗЭ.

ОЗЭ – необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений в процессе хоз. деятельности на разных этапах общественного развития (закон повышения производительности труда/закон разделения труда/ спрос и предложение).

Шведская система отличается энергичным правовым воздействием на экономику в целях экономической стабильности и перераспределения доходов в пользу наименее политика обеспеченных слоев населения. Основой шведской системы является социальная политика, её успешное проведение обусловлено высоким уровнем налогообложения (более 50% валового национального продукта). Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, берет на себя функции обеспечения высокого уровня жизни населения.

*** Взаимодействие права и экономики – как пример экономический анализ права

Экономический анализ права, или правовая экономика (law and economics) представляет собой попытку применить теоретические подходы экономической науки для изучения состояния и структуры права и правовых институтов, а также их прямого и обратного воздействия на экономику, предпринятую в 60-70 гг. ХХ в. американскими учеными Р. Коузом и Р. Познером, Г. Беккером – представителями так называемой чикагской школы.

Основным критерием оценки правовых норм предлагается их экономическая эффективность. Понятие эффективности включает две составляющие: цель, которую люди стремятся достичь, и ресурсы, которые обладают ценностью. Максимальная эффективность имеет место тогда, когда удается получить наилучший результат при заданных усилиях либо достичь заданного результата при минимальных усилиях. В качестве результата при этом выступает определенный уровень благосостояния, а усилия измеряются в единицах затраченных ресурсов.

В целом экономическая теория предложила несколько критериев оценки эффективности правовых норм.

Во-первых, критерий эффективности по Парето, согласно которому эффективной считается ситуация, когда закон (или судебное решение) приводит к улучшению положения хотя бы одного из членов общества и при этом не ухудшает положение ни одного из остальных его членов. Нетрудно заметить размытость данного критерия, а также то, что он и так применяется в любом процессе нормотворчества, даже в случаях незаконного лоббирования.

Во-вторых, критерий Калдора — Хикса, требующий сравнения выгод одной группы с потерями другой.

В-третьих, критерий максимизации богатства Познера, в соответствии с которым право передастся тому, кто готов заплатить более высокую цену.

В-четвертых, критерий оценки благосостояния Ролза, согласно которому благосостояние общества оценивается по благосостоянию самого слабого члена этого общества.

Необходимо заметить, что основанность экономического анализа права на эффективности правовых норм критикуется с точки зрения права, поскольку принципом правового регулирования является справедливость. Хотя эти два понятия не всегда конфликтуют, но часто бывают противоположны.

Экономический анализ права широко распространен в странах с общей системой права. Что касается романо-германской (континентальной) системы, то здесь имеются определенные сложности, поскольку сотрудничество между юристами и экономистами остается слабым, а существование экономического права возвращает юристов к традиционному правовому подходу.



2019-05-24 327 Обсуждений (0)
Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)