Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
Государственное регулирование экономики – воздействие государства на экономику с целью обеспечения стабильности и роста экономики. Это воздействие осуществляется различными методами и в разных формах. Формы подразделяются на правовые и неправовые/прямые и косвенные. Правовые – установление юридических норм, применение мер ответственности; Неправовые – воздействие на экономику через информирование, идеологию, науку, культуру, образование и воспитание; Прямые – прямое административное управление, изъятие и перераспределение собственности, ограничение цен; Косвенное – антимонопольное регулирование, защита конкуренции, программирование, прогнозирование. Методы подразделяются на правовые, экономические, административные и технико-экономические. Правовые – установление юридических норм, формирование правоприменительной практики, экономическое правосудие, установление и применение мер ответственности, установление налогов, регулирование доходов; Экономические – государственные инвестиции, целевое финансирование, гос закупки и гос заказ, кредитование, гос поддержка бизнеса; Административные – прямое административное управление, квотирование, лицензирование, контроль и надзор; Технико-экономические – сертификация, стандартизация, контроль качества и безопасности продукции и товаров. Система форм и методов государственного регулирования экономики находится в постоянном развитии, зависит от состояния экономики и мировой коньюктуры. Пути совершенствования форм и методов государственного и правового 1. Сокращение избыточных функций 2. Совершенствование административных процедур 3. Дебюрократизация 4. Использование возможностей информационных технологий 5. Реформа государственной службы 6. Принятие кодексов корпоративного поведения 7. Развитие самоуправления и саморегулирования 8. Переход на международные правила и процедуры 9. Совершенствование административных процедур *** на повышенную Планирование, возведённое в советское время в ранг закона, было практически отвергнуто в период реформ. В настоящее время большинство учёных придерживается мнения, что планирование и рыночный механизм – взаимодополняющие процессы, необходимые как на микро-, так и на мезо- и макроуровнях социально-экономической системы. Во многих сферах социально-экономической жизни нельзя полагаться только на способность рыночной системы к саморегулированию, необходимо государственное вмешательство. Без планирования невозможно увязать часто несовпадающие и даже противоречащие друг другу интересы различных хозяйствующих субъектов (государства, регионов, муниципальных образований, фирм). Поэтому дополнение рыночного механизма регулирования элементом планового регулирования в экономически развитых странах необходимо и значимо для субъектов всех уровней хозяйствования. Общее заключается в том, что как план, так и рынок выступают в качестве механизмов (методов) регулирования хозяйственных процессов. Однако они имеют и существенные различия. План как метод регулирования исходит от общего к частному и предполагает, что государственные интересы выступают в качестве приоритетных при осуществлении хозяйственной деятельности. План ориентирован на производство как исходную фазу воспроизводства продукции и услуг, нацелен на создание потребительных стоимостей и удовлетворение общественных и личных потребностей населения. План как метод хозяйствования выступает в виде рычага прямого воздействия на экономику. Рынок исходит от частного к общему и предполагает, что частные интересы являются приоритетными при осуществлении хозяйственной деятельности. В процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения – промежуточную между производством и потреблением. Он нацелен на удовлетворение платёжеспособного спроса населения. Важнейшим инструментом рыночных отношений выступает цена, которая формируется в результате спроса и предложения. Рынок как метод хозяйствования выступает в качестве рычага косвенного воздействия на социально-экономические процессы. ** Регулирование инновационной деятельности Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно-технического развития, финансирование и стимулирование разработки важных национальных инновационных программ. Законы являются правовым фундаментом развития инновационного бизнеса в любой стране. Каждое государство по-своему комбинирует такое их количество, чтобы обеспечить инновационную деятельность на принципах долгосрочности и экономической заинтересованности предпринимателей. Это законы о патентах, товарных знаках, авторском праве, антитрестовском законодательстве, льготных кредитах, законах, которые предусматривают возможность принудительного лицензирования технологий, о стимулировании инвестиций в венчурный бизнес и много других. Методы косвенного регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения инновационного развития, тем не менее это не означает, что такие условия должны быть одинаковые для всех областей развития науки и техники. Государство может их дифференцировать согласно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы в пределах каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономическое и правовое условия деятельности, которая будет оказывать содействие развитию конкуренции между ними. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое, таможенное, амортизационное регулирование и др. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса. Среди налоговых льгот выделяют пять основных: • скидки на прибыль в размере капиталовложений в повое оборудование и строительство; • скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР; • отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях; • создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, нс облагаемых налогом; • обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий). *** текущее (про деофшоризацию) Приняты два законопроекта, направленные на деофшоризацию российской экономики. Соответствующие поправки будут прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Были приняты законопроект № 941995-6 "О внесении измеений в Бюджетный кодекс РФ (в части запрета на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции)" и законопроект № 953192-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и в закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса в части налогообложения прибыли КИК и доходов иностранных организаций". Согласно первому документу, иностранные юридические лица, в том числе офшорные компании, более не смогут получать государственные субсидии, бюджетные инвестиции и госгарантии. В ходе работы над законопроектом ко второму чтению, депутаты определились, что в господдержке также будет отказано российским юридическим лицам, 50 % уставного капитала которых принадлежит офшорным компаниям. Второй документ предлагает наделить налогоплательщиков правом выбирать, как именно определять финансовую отчетность их КИК – по международным стандартам или по российскому законодательству. При этом уточняется, что лицо, которое участвует в КИК через российские публичные компании, не может быть признано контролирующим. Также исключается двойное налогообложение дивидендов с прибыли КИК. Кроме того, парламентарии решили продлить срок ликвидации КИК на год – до 1 января 2018 года, поскольку, как указано в пояснительной записке, существуют "объективные причины, увеличивающие срок ликвидации (соблюдение прав акционеров, проверки, судебные разбирательства и прочие обстоятельства)". Впрочем, если контролирующее лицо хочет получить полагающиеся ему привилегии (освобождение от налога на доходы), ему следует принять решение о ликвидации КИК до 1 января 2017 года.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |