Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования
Управление рыночной экономикой осуществляется целым рядом агентов, среди которых можно выделить: государство и его органы, крупные корпорации, банки, страховые организации, инвестиционные фонды, саморегулируемые организации, общественные объединения предпринимателей и другие. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных). Особенность государства как субъекта экономического управления: - наиболее крупная организация, действующая на всей территории и во всех сферах экономики; - суверенитет (верховенство); - право издания законов; - право применения государственного принуждения; - наличие под контролем государства ряда уникальных экономических инструментов (валютное регулирование, таможенная политика, право взимания налогов, право на отправление правосудия). Государство осуществляет в экономике ряд необходимых функций (установление «правил игры», валютное и таможенное регулирование, налоги, надзор и контроль, рассмотрение экономических споров и др.) и действует разнообразными формами и методами (правовыми, экономическими, административными,технико-экономическими и др.). Тем не менее, государство как агент управления не идеально (лоббизм, бюрократизм, коррупция, ошибочные экономические решения) и должно находиться под контролем гражданского общества. Одним из элементов гражданского общества являются саморегулируемые организации. Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Проблемы саморегулирования: - сложность стандартизации - отсутствует единый подход к квалифицирующим базовым принципам саморегулирования, что не способствует созданию единого правового поля СРО; - не решена проблема учета профильными органами государственной власти мнения профессиональных сообществ СРО при принятии законодательных отраслевых решений и др. - ограничения доступа к профессии недобросовестных участников рынка или непрофессионалов - несмотря на то, что были приняты стандарты профессиональной деятельности, СРО не всегда могут защитить потребителей на рынке строительных услуг - не налажен механизм контроля за недобросовестными СРО, несмотря на официально закрепленные принципы прозрачности информации в деятельности некоммерческих партнерств Государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов (провалы рынка): 1. Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств; 2. Предоставление общественных благ (неконкурентность и неисключаемость), распределения ресурсов для их производства. 3. Наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности (негативные внешние эффекты: загрязнение окружающей среды и т.д.); 4. Несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры; 5. Перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости 6. Регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Неэффективность государственного вмешательства в экономику: - неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); - искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; - бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; - ограничения, связанные с политическим процессом; - неполный учет общественных приоритетов и др. Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие провалов рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |