Понятие правопорядка и пути его совершенствования
1. Подходы к пониманию правопорядка: Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, установленное в результате реализации правовых норм. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. 2. Правопорядок как цель правового регулирования и как реализованная законность (двойственная природа правопорядка). Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Когда анализируется законность, акцент переносится на требования, которые необходимы для достижения правопорядка в обществе. Когда же речь идёт о правопорядке, внимание акцентируется на конечном итоге правового регулирования, на результате соблюдения требований законности, на состоянии, уровне, прочности законности. 3. Правопорядок и законность: соотношение и взаимозависимость. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является чёткий правовой порядок. Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жёсткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности. Законность и правопорядок как социальные и правовые ценности. Не может быть подлинной демократии без твёрдой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой её трактовке имеет правовое измерение, "правовые одежды" и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами - единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами - единство трёх указанных категорий. Юридические нормы служат "скрепами" демократии, и чем надёжнее эти "скрепы", тем устойчивее и стабильнее данный институт. Многие трудности, издержки молодой российской демократии проистекают именно из того, что она пока не имеет твёрдых правовых основ, правовых традиций. Отсюда - многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Разумеется, само законодательство должно быть по своей сущности демократическим. Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. 4. Принципы правопорядка: определённость, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство. 5. Правопорядок и правовое государство. Правопорядок и демократия. Демократия - не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом, форма народовластия. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия "без берегов", вне правовых рамок - это хаос, анархия, стихия. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке. Как известно, демократия - это власть народа. Власть же без закона неполноценна и малоэффективна. В свою очередь, закон бессилен, если он не опирается на власть. Так что закон и власть в известном смысле - синонимы, они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит свой приговор от имени государства (власти) на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их слияние, неразрывность. Власть также призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола, самоуправства. Демократия - это торжество закона и законности. 6. Правопорядок и правонарушения. Правомерное и противоправное поведение. Правовое воспитание. Юридическое образование. (см. другие билеты) 7. Правопорядок и общественный порядок: соотношение понятий. Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации социальных норм (моральных, религиозных, этических, корпоративных, обычаев и др.) и принципов. Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую. В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, её права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения). Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем: 1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства; 2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества; 3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества; 4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера; 5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого. 8. Правопорядок и дисциплина. Дисциплина – это определённые требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина - комплексная, многоплановая категория. Дисциплинированный человек - это прежде всего внутренне организованный, пунктуальный, исполнительный и обязательный человек, привыкший к чёткому распорядку своей жизни и деятельности. Это, как правило, высокосознательный, воспитанный, активный и требовательный к себе и другим индивид. Дисциплина - неотъемлемый элемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина. Существуют различные виды и разновидности дисциплины - государственная, трудовая, производственная, технологическая, финансовая, договорная, кадровая (или штатная), исполнительская, воинская, учебная и другие. Более подробно дисциплина изучается административным правом. В общетеоретическом же плане она разработана недостаточно. 9. Проблема состояния правопорядка и пути его совершенствования. Система и уровни факторов, влияющих на правопорядок. Положительные и отрицательные факторы. Уровни факторов: общесоциальный, региональный (субъект федерации, область, район и т.п.) и индивидуальный. Виды факторов: экономические, политические, идеологические, культурные, юридические и др. Совершенствование правоустановительной (законодательной), правоохранительной, правоприменительной, правозащитной и судебной деятельности. Усиление контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью правоохранительных и судебных органов. Повышение уровня правовой, нравственной, политической и общей культуры населения. Создание необходимых социальных, экономических и иных условий для укрепления правовой и справедливой законности и реального обеспечения прав и законных интересов личности. Стабилизация экономических отношений, рост материального благосостояния людей, государственная поддержка социально незащищённых слоёв населения. Усиление борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, утверждение нетерпимого отношения к нарушениям законности и правопорядка. Совершенствование государственно-властной и юридической деятельности по укреплению законности и правопорядка с использованием разнообразных их форм: убеждения, правового воспитания, профилактической работы по предупреждению правонарушений, общественного воздействия на правонарушителей и применения к ним мер государственного принуждения. 10*. Сопоставление национального (государственного) и мирового правопорядка. Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции. Литература по теме: Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998. Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию - главное условие правопорядка // Российский конституционализм. Проблемы и решения. М., 1999. Борисов В.В. Правовой порядок / Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение / Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |